Смекни!
smekni.com

Формирование самостоятельности старших дошкольников (стр. 2 из 9)

Впрочем, у каждой медали две стороны. Исследования А.Р. Лурии показывают, что не всякое упражнение в той или иной деятельности оказывает эффективное влияние на развитие ребенка. Поэтому должен быть найден такой метод организации деятельности ребенка, при котором он не только приобретает новые умения, но – и это главное – реализует переход на более высокую ступень психического развития [15;37].

Это относится ко всем видам продуктивной деятельности (Д.Б. Эльконин), которые способствуют познанию ребенком своих собственных сил и возможностей. Чем старше становятся дети, тем больше они замечают несоответствия своих замыслов получаемым результатам, находя причину этого в уровне собственных умений. Постепенно ребенок начинает вычленять из своей деятельности отдельные, частные умения, и уже к старшему дошкольному возрасту стремится овладеть умениями, выключенными из совокупной деятельности по изготовлению какого – либо предмета, т.е. ставит перед собой учебную задачу. Оценивание своих возможностей, а также принятие ребенком элементарных учебных задач по овладению техникой действий – важный итог развития многих видов деятельности дошкольника (Я.З. Неверович).

Учитывая вышеперечисленные особенности, исследователь Л.А. Порембская выделила следующие ступени развития самостоятельности у дошкольников.

Первая ступень: ребенка привлекают к выполнению отдельных операций, однако способ их выполнения для него безразличен. Он решает поставленные воспитателем задачи с удовольствием, всегда доволен проделанным. При трудностях легко отступает («Я никак»). Стремление к самостоятельности появляется после выполнения первых заданий («Я сам»), но устойчивым оно не становится.

Это ступень «первой пробы сил»: ребенок убеждается в возможности делать своими руками то, что раньше делали взрослые. Под влиянием воспитательных воздействий начальная ступень быстро сменяется следующей.

Вторая ступень характеризуется как неустойчивое стремление («Я сам умею»). Ребенок приобретал ряд умений и навыков самообслуживания и организации предметной деятельности, и круг их все расширяется. Поставленные задания он выполняет самостоятельно, при незначительной помощи взрослых. Способ выполнения становится объектом внимания со стороны ребенка. Однако он еще увлечен самим процессом, и четкой целенаправленности в работе нет. Задания выполняет с удовольствием и большой настойчивостью, но легко отвлекается, так как результат для него безразличен.

Стремление к самостоятельности выражено ярко («Ясам могу»). Оно имеет более прочную основу в виде умений и навыков, но еще весьма неустойчивых. Отношение к помощи со стороны взрослых в тех процессах, которыми ребенок уже овладел, отрицательное. Формируется привычка к самостоятельности.

Третья ступень характеризуется как устойчивое стремление («Я сам умею»). Здесь самостоятельность приобретает уже привычный характер. Ребенок владеет рядом умений и привычек, четко дифференцирует «что» и «как» делать. Ряд действий ребенок выполняет самостоятельно при незначительной помощи взрослых, умения и навыки применяет в разных условиях. Проявляет упорство и настойчивость при преодолении затруднений в своей деятельности, у него появляется уверенность в своих силах. Возникает интерес к качеству продуктивной деятельности, результатом труда. Ребенок упорно отказывается от помощи («Я сам знаю»), но в то же время ищет словесной поддержки со стороны взрослых («Я так?», «Я правильно?»). При этом начинают заглушаться непосредственно личные интересы, возникает новый мотив – «сделать для других».

Четвертая ступень: ребенок приобретает «стиль» независимости от взрослых в процессе организации продуктивной деятельности и труда. Он уже владеет рядом прочных умений и навыков, в частности аккуратностью и чистоплотностью, что необходимо для обустройства рабочего места. Способ организации деятельности подчиняет ее цели, и как следствие, умеет элементарно спланировать свои действия, руководствуясь известными обобщенными правилами. Трудности преодолевает самостоятельно; настойчиво ищет решение возникшей проблемы. Наблюдается развитие у ребенка уверенности в себе, сочетающееся с возрастающей требовательностью, объективной самооценки. Появляются забота о товарищах и взаимопомощь [15;39].

Таким образом формируется самостоятельность ребенка дошкольного возраста – одно из ведущих качеств личности, выражающееся в умении ставить перед собой определенные цели, добиваться их достижения собственными силами. Другими словами, самостоятельность – способность мыслить, действовать без посторонней помощи (Л.А. Венгер, В.С. Мухина). Именно поэтому считается, что самостоятельность формируется по мере взросления ребенка и на каждом возрастном этапе имеет свои особенности. Современная наука определяет самостоятельность как личностное качество, показатель индивидуальности (Я.З. Неверович). Она выполняет роль регулятора, своеобразной интегрирующей самоорганизующей функции и проявляется в независимости, автономности личности как субъекта деятельности и общения, т.е. в постановке цели, ее реализации, коррекции, оценке и отношении к окружающей действительности.

Самостоятельность дошкольника рассматривается и как один из показателей его готовности к школьному обучению, в частности эмоционально – волевой. Действительно, в дошкольном возрасте происходят существенные изменения волевой функции ребенка: формируется умение действовать произвольно, регулируя и подчиняя свое поведение достижению определенной цели, которую ставят перед ним взрослый, коллектив детей, а затем и он сам. Как следствие, в различных видах изобразительной деятельности, в том числе и рисовании, дошкольник начинает свои действия осознанным целям, учится доводить свое маленькое дело до конца, преодолевая различные препятствия. Его поведение теперь определяется не только непосредственно воспринимаемым, но и представляемым, а также мыслимыми обстоятельствами. Об этом свидетельствует ряд исследований А.Н. Леонтьева, З.В. Мануйленко, З.М. Истоминой, Н.Г. Морозовой, А.В. Запорожца, Л.С. Славиной и др. [15;40]

2. Пейзаж как жанр живописи

Пейзаж — жанр изобразительного искусства, предметом которого являет­ся изображение природы, вида местности, ландшафта [1;3].

Пейзажем называют также произведение этого жанра. Пейзаж — традиционный жанр станковой живописи и графики. Элементами пейзажа могут быть: деревья, трава, водоемы, небо, земля, тропинки, дорожки, цветочки и т.д. В зависимости от характера пейзажного мотива мож­но выделить:

· Сельский;

· Городской;

· Индустриальный;

· Садово-парковый;

· Горный,

· Лесной;

· Степной;

· Морской пейзаж и другие.

Неисчерпаемое многообразие природы породило в изобра­зительном искусстве различные виды пейзажного жанра.

В сельском пейзаже художника привлекает поэзия де­ревенского быта, его естественная связь с окружающей при­родой. Сельская идиллия - одно из самых устойчивых направлений в европейском искусстве XVIII в. В сельском пейзаже архитектура выступает небольшим вкраплением в природную среду и воспринимается, как символ присутствия человека. Сельский пейзаж сыграл в развитии русского искусства исключительно важное значение [1;102].

Городской пейзаж отличается рационально организо­ванной руками человека пространственной средой, включа­ющей в себя здания, улицы, проспекты, площади, набережные. Городской пейзаж– самая развитая и разнообразная тема пейзажной графики. Изображая город, художник пристально всматривается в творение человеческих рук, свою обитель, с изумлением замечая сложность и неоднозначность объекта изображения.

Город как таинственно – живое существо, как архитектурный организм, - в этих рисунках карандашом и пастелью, иногда окрашенных намеренно условно, иногда написанных почти реально [1;62].

В парковом пейзаже изображаются уголки природы, созданные для отдыха и удовлетворения эстетических потреб­ностей людей. Эта природа оказывает свое воздействие то геометрически строгой, то свободной планировкой, гармонич­ным сочетанием природных форм с декоративной скульптурой и архитектурой. По преданиям вначале Бог сотворил сад, который назывался Эдемом, садом мира и удовольствий, и с древнейших времен человечество пыталось создать на земле нечто подобное. Век от века сады меняли свои очертания, что запечатлено в многочисленных изображениях в стенописи, книжной миниатюре гравюре, рисунках, акварели и масляной живописи [1;126].

Морской пейзаж — марина — рассказывает о своеобраз­ной красоте то спокойного, то бурного моря, об изумрудных гребнях волн, отороченных белоснежным кружевом пены, или об исступлении разбушевавшейся морской стихии. Морские пейзажи любимы у населения за завораживающую силу светящихся огромных масс воздуха и воды и переменчивость состояния.

В какой – то степени морские пейзажи по площади передачи воздушного пространства и открытости горизонта схожи по композиции с пейзажами степей и пустынь. Но в морских пейзажах, в отличие от степных, плоскость земли заменяет вода, и эта разница принципиальна. Вода пронизывается лучами солнца на большую глубину, что позволяет запечатлеть в морских пейзажах незабываемую игру света [1;189].

В индустриальном пейзаже художник стремится показать роль и значение человека-созидателя, строителя за­водов и фабрик, плотин и электростанций, ажурных конструк­ций вокзалов и мостов, паутин железнодорожных линий. Отдельные изображения производственных построек можно встретить в европейском пейзаже уже в XVII в. Индустриальный пейзаж в современном нам понимании появился только в XXв., когда изменения человеком природной среды приобрели огромные масштабы.