Смекни!
smekni.com

Формирование самостоятельности старших дошкольников (стр. 7 из 9)

1. Наличие специальных теоретических подходов:

-целостный - к организации педагогического процесса;

-деятельностный - к формированию структуры самостоятельной деятельности дошкольников.

2. Формирование интереса к рисованию и специальных знаний и умений, необходимых в качестве исходных (базовых) в изобразительной деятельности, а так же игровая и проблемная направленность обучения.

3. Обогащение педагогической и предметно-развивающей среды, открывающей детям возможности вариативного использования разных способов рисования и средств ее осуществления.

4. Оптимальное сочетание фронтальных, подгрупповых и индивидуальных форм организации обучения детей из разных дифференцированных групп; учет динамики формирования самостоятельности (от подражания к творчеству); органическая взаимосвязь занятий с самостоятельной деятельностью детей; создание условий для переноса усвоенных умений и навыков в самостоятельную деятельность [15;45].

Для работы с дошкольниками с низким уровнем самостоятельности можно рекомендовать:

- использовать дидактические пособия для расширения кругозора детей, которые впоследствии помогут при выполнении самостоятельной картинки;

- в игровой форме предложить ребенку выполнить некоторые задания, направленные на формирование и закрепление того или иного технического умения;

- рассмотреть (научиться «читать») технологическую карту самостоятельной работы над рисунком детей данной группы;

- придумать сюжет истории или сказки, который потом предложить детям самостоятельно отразить в рисунке;

- используя игровые приемы, попытаться изобразить последовательность выполнения работы на отдельных листах самостоятельно, создавая, таким образом, технологическую карточку, и соответственно план самостоятельного выполнения рисования ребенком;

- на первых этапах работы отдавать предпочтение коллективному обсуждению технологических карточек и созданию коллективных картин, затем постепенно переходить к совместно-последовательной и индивидуальной формам работы.

Для работы с дошкольниками со средним уровнем самостоятельности в рисовании можно рекомендовать:

- рассмотреть книги, косвенно подсказывающие сюжет картинки;

- в игровой форме предложить детям, отрабатывающим те или иные умения, используя заранее подготовленные элементы, самостоятельно составить сюжет картинки;

- уточнить понимание дошкольниками сюжета, расположения деталей картинки на листе бумаги, композиции, способов выполнения отдельных элементов;

- на основе анализа заранее подготовленной технологической карты поощрять детей к самостоятельному созданию картинки, немного корректируя ход ее выполнения в случае их обращения за помощью.

Для работы с дошкольниками с высоким уровнем самостоятельности можно рекомендовать:

- использовать игры, способствующие уточнению формы, цвета, композиции в процессе создания самостоятельной картинки;

- упражнять в составлении последовательных этапов выполнения работы на отдельных листах, создавая таким образом технологическую карточку предстоящей деятельности;

- включать оценку способов творческой деятельности («добавления» или «изъятия» лишнего, изменения расположения в пространстве деталей образца) в оценку образца и результатов деятельности детей [15;47].

6. Влияние пейзажной живописи на развитие

детского творчества в рисовании

Потребность в красоте и доброте у ребенка отмечается с первых дней его жизни. Едва освоив элементарные движения, малыш тянет ручки к красивой, яркой игрушке и замирает, услышав звуки музыки. Немного повзрослев, рассматривает иллюстрации в книжке, приговаривая: «Красивая», и сам пытается на бумаге карандашом создавать только ему понятную красоту. В старшем дошкольном возрасте он уже избирателен в выборе красивого, имеет на этот счет собственные суждения и сам, исходя из своих возможностей, «творит»

красивое, чтобы удивить, восхитить, поразить нас, взрослых, умением видеть окружающий мир.

Откуда у ребенка такое видение окружающего мира?

Ответом могут быть слова народного поэта Литвы Э. Межелайтиса: «Подлинную красоту воспринимает только чистая, прекрасная душа. Душа ребенка... Прекрасное не терпит лжи. Если душа осквернена ложью, глаза не видят прекрасного. Ложь уничтожает красоту, а красота — ложь»

Ребенка надо учить видеть прекрасное вокруг себя — в природе, в жизни и деятельности человека, в отношениях между людьми, их поступках, взглядах, суждениях.

Незаменимым средством формирования духовного мира детей является искусство: литература, музыка, скульптура, народное творчество, живопись. Искусство говорит образным языком, оно наглядно, что близко ребенку дошкольного возраста. Невозможно при этом не вспомнить слова А. А. Блока — тонкого ценителя искусства: «Живопись учит смотреть и видеть (это вещи разные и редко совпадающие). Благодаря этому живопись сохраняет живым и нетронутым то чувство, которым отличаются дети».

Без воспитания эстетически грамотных людей, воспитания с детских лет уважения к духовным ценностям, умения понимать и ценить искусство, без пробуждения у детей творческих начал невозможно становление цельной, гармонически развитой и творчески активной личности.В самом деле, разве воспитание творческого восприятия природы или любого вида искусства не пробуждает у детей способность не только чувствовать в этом гармонию, красоту, но и создавать их в любой своей деятельности, в любых жизненных ситуациях, во взаимоотношениях с людьми, с окружающим миром [26;3].

Может ли дошкольник понимать живопись?

К каким произведениям живописи дети проявляют больший интерес и почему? Опыт показывает: из различных живописных жанров они отдают предпочтение бытовому и натюрморту. Мотив выбора этих жанров живописи понятен: они созвучны опыту детей, так как со многими предметами, изображенными, скажем, в натюрморте, дошкольники ежедневно встречаются в быту, а чувства, выраженные художником в картине с бытовым содержанием, не раз ими переживались.

Какие психические особенности старших дошкольников создают предпосылки для ознакомления их с живописью?

Прежде чем начать разговор о том, какова же специфика понимания старшими дошкольниками живописи, рассмотрим некоторые психические особенности их развития, которые в конечном итоге создают возможность приобщения детей к искусству.

В старшем дошкольном возрасте интенсивно развивается произвольное внимание, оно становится и более устойчивым, адекватным, целостным, осознанным. Это создает основу для развития последовательного, планомерного и логического восприятия содержания картины.

Существенно меняются образные память и воображение: увеличивается объем сохраняемых представлений, они становятся осмысленными, четкими, дифференцированными, связными и системными. Развитие словесно-смысловой логической памяти влияет на изменение процесса воображения. В старшем дошкольном возрасте у детей формируется преднамеренное воображение, т. е. ребенок может строить и воплощать свой замысел. Своеобразие развития памяти и воображения способствует восприятию изобразительного искусства в форме обобщенных представлений.

На основе имеющегося у детей наглядно-действенного мышления формируются наглядно-образные его формы. Благодаря этому дошкольники познают связи и отношения между предметами и явлениями, изображенными на картине, понимают язык живописи, т.е. художественный образ и выразительные средства, используемые живописцем [26;6].

В чем же специфика личностного отношения детей к живописи?

Вначале дети объясняют свое отношение к картине лишь одним словом — нравится. Им бывает трудно объяснить, почему понравилось то или иное произведение. Отвечают на вопрос односложно, в их ответах отсутствуют эпитеты, образные сравнения, метафоры. Мотивы выбора понравившейся картины чаще отвлеченные или обусловлены личным опытом. Но в результате работы отмечаются два вида отношений.

Первый - эмоционально-личностный, для которого характерны личные мотивы, собственные интерпретации, связанные с опытом ребенка, его эмоциями и интересом.

Второй - это когда старший дошкольник проявляет эстетическое отношение к произведению искусства, дает оценку содержания, нравственно - эстетических отношений изображенных на картине людей [26;7].

Понимание художественных образов в произведении вызывает у детей сильные чувства, проявляющиеся в сопереживании с героями произведения. Оценивая содержание картины, они изменяют собственное поведение в соответствии с идеалами художника.

При целенаправленных занятиях у детей качественно изменяется восприятие красоты. Ребенок начинает понимать красоту сочетания красок, линий, видеть ритмичность в картине. Чем глубже и разнообразнее знания детей об окружающей действительности, тем сильнее чувства. Детей волнует красота пейзажа, жанровые картины, отражающие актуальные события современности.

В ходе работы по ознакомлению детей с живописью совершенствуются их представления о средствах выразительности — цвете, композиции, линии, светотени и т.д. Они правильно воспринимают выразительные средства - как форму передачи содержания произведения, его настроения. Особенность восприятия старшими дошкольниками цвета в живописи состоит в том, что цвет они выделяют сразу, так как он ярок, знаком детям, они постоянно рисуют, «играют» цветом, легко увязывают его с настроением, выраженным в произведении [26;9].

Воспринимать самостоятельно ритм, линию, светотень в произведении живописи старшие дошкольники вначале не могут, это умение формируется в систематической работе по ознакомлению с живописью. При рассматривании подлинников картин в музее дети обращают внимание на различную технику письма: «Мазки здесь грубые, толстые, а здесь их почти не видно, они мелкие, - определяют ребята. Они пытаются догадаться, почему художник именно так написал свое произведение. Встреча с подлинным искусством в музее оказывает на дошкольников более сильное эмоциональное воздействие, чем репродукции, пробуждает у них интерес к живописи.