Смекни!
smekni.com

Профессиональные требования к педагогу-руководителю хореографическим коллективом (стр. 2 из 4)

Вторая группа содержит вербальные (словесные) и невербаль­ные средства, позволяющие эффективно воздействовать на окру­жающих, к которым относятся:

техника речи — ее эмоциональность, образность, интонаци­онная выразительность, ритм и темп, точность и языковая гра­мотность, четкость, дикция;

невербальные средства — владение мимикой, жестами, движе­ниями, способствующими адекватной передаче мыслей и чувств.

Педагогу недостаточно хорошо знать способы и приемы педа­гогического воздействия и взаимодействия, их необходимо уметь использовать, соответствующим образом инструментировать c по­мощью вербальных и невербальных средств. A. C. Макаренко пи­сал, что он сделался настоящим мастером только тогда, когда научился говорить «иди сюда» c 15-20 оттенками, когда научил­ся делать 20 нюансов в постановке лица, фигуры, голоса. Дости­жение раскованности, свободы, внешней поведенческой вырази­тельности, владение мимикой и движениями требует от педагога

такой же работы над собой, как и от актера. Именно поэтому разработанная К.С.Станиславским система психотехнической подготовки актера с успехом используется для отработки педагогической техники. Помочь преподавателю в ее совершенствовании могут современные технические средства — видео- и аудиозапись занятий, которые обнаруживают недочеты, не осознаваемые в процессе самой деятельности.

Безусловно, педагогическая техника выполняет служебную роль и не поможет человеку, не обладающему другими свойствами: ярко выраженной направленностью на взаимодействие с учени­ками, глубокими профессиональными знаниями, развитыми пе­дагогическими способностями и умениями.

Общие и профессиональные знания, умения, педагогическая технология и техника в их единстве составляют основу профессиональной компетентности учителя, но его педагогическое мастерство далеко не исчерпывается ими. Понятие «мастерство» характе­ризует высший уровень профессионализма, который не сводится к ремесленничеству, добросовестному выполнению всех инструкций и предписаний. Оно отражает специфику педагогической деятель­ности как искусства, как творческого процесса, в котором огром­ную роль играют гибкость и спонтанность учителя, готовность «к изящному исполнению педагогических процессов» (Ш. Амонаш­вили), к созданию «неструктурированных ситуаций» (А. Маслоу), стимулирующих открытое выражение им и его учениками соб­ственных идей, мыслей, чувств, обеспечивающих расширение степеней их свободы. Способность к импровизации и озарению,созданию для учеников эмоционально-интеллектуального полянапряжения, в котором происходит проживание и осознание ими бытия, т. e. вывод их на уровень процессуального сознания и от­крытия для себя мира как 6ы впервые, не заменишь никакими технологиями. B первую очередь это требует изменения сознания и мировоззрения самого учителя, разрушения его механистичности, однолинейности, ориентации лишь на предметный мир. «Мастерство — это великое чудо, которое рождается мгновенно, когдапедагог во что бы то ни стало должен найти оригинальное реше­ние, обнаружить педагогический дар, веру в бесконечные воз­можности человеческого духа», — пишет Ю. П. Азаров.

Педагогическое мастерство обусловлено всей культурной эволюцией педагога как личности и поэтому всегда единично, уни­кально, проявляется y каждого педагога-мастера совершенно ин­дивидуально, оригинально. В процессе всей жизни и педагогической практики складывается собственный профессиональный почерк, индивидуальный стиль деятельности учителя, в котором целост­но и своеобразно отражаются все составляющие его педагогического мастерства.

Педагогические способности.

K личностным свойствам педагога, о6условливающим инди­видуально-психологические предпосылки формирования профес­сионализма и педагогического мастерства, относятся педагогические способности. Они обнаруживаются и проявляются в быстроте, глубине и прочности овладения приемами и способа­ми педагогической деятельности. Комплекс необходимых педаго­гу способностей включает как общие, требующиеся для выполне­ния любой деятельности, таки специальные, обеспечивающие именно педагогическую деятельность. При этом сами специаль­ные способности, являясь относительно самостоятельными образованиями, представляют собой составную часть общей одарен­ности, и ею же в значительной части определяются. Надо помнить также, что способности не являются чем-то врожденным, ониразвиваются на основе задатков в процессе определенной деятельности. Освоение необходимых педагогу умений и навыков про­фессиональной деятельности опирается на имеющиеся у него способности, одновременно развитие определенной способностипроисходит в процессе овладения соответствующими ей умения­ми и навыками.

Общие способности определяются, прежде всего, психофизио‑логическим

развитием личности: ее темпераментом, характером,интеллектом. По мнению B. A. Якунина, интеллект является наи­более важным фактором, определяющим успешность педагоги­ческой деятельности. Проведенное им исследование свидетельствует o том, что уровневые показатели интеллекта y учителей-мастеров значительно превышают аналогичные показатели y педагогов-не­мастеров. Он играет решающую роль в осуществлении практически всех видов деятельности педагога (прогностической, проек­тировочной и конструктивной, рефлексивной и познавательной).От уровня развития интеллектуальных способностей педагога за­висят его гностические способности (познавательные) — приоб­ретать, перерабатывать и использовать информацию, необходи­мые для всех, кто занимается интеллектуальной деятельностью.

Однако интеллект нельзя сводить к хорошо развитому мышле­нию. Это сложное и многоуровневое образование, система психи­ческих процессов, обеспечивающая не только познание окружа­ющего мира, но и принятие решений в различных ситуациях, управление своим поведением. Не случайно психологи выделяют такие виды интеллекта, как общий, обеспечивающий успешность любой деятельности; профессиональный, ориентированный на решение специальных проблем; социальный, проявляющийся в сфере межличностных отношений. Высокий уровень профессио­нального интеллекта педагога возможен лишь при целостном раз­витии его интеллекта.

Итак, наличие мыслительных способностей само по себе не обеспечивает высокого уровня педагогического мастерства. Не слу­чайно, что педагоги, отличающиеся теоретическим складом мышления, зачастую не могут решать практические педагогические задачи и находить эффективные способы педагогического взаимодействия. Решение разного рода педагогических задач становится y учителя-мастера не только мыслительным логическим актом, но и творческим процессом, актом педагогического ис­кусства. B педагогическом мышлении педагога обнаруживается внутреннее единство интеллектуальных, эмоциональных и волевых качеств. Представим себе, что он должен мгновенно найти решение в трудной ситуации взаимодействия c учеником. Можетли он действовать только сообразно своей логике? Безусловно,нет. Ему прежде всего надо понять логику мышления, поведения ученика, совершенно иную, чем y взрослого человека. Без разви­того воображения, наблюдательности, интуиции сделать это очень трудно. Однолинейность и чрезмерная логичность мышления за­частую мешают педагогу работать творчески, понимать учеников и находить нестандартные, нестереотипные и гуманные способы решения сложных педагогических задач.

Креативность — общая способность личности к творчеству, ко­торая определяется не только уровнем развития творческого мыш­ления, создающего нечто новое, оригинальное, но, по мнению K. Род­жерса, прежде всего способностью к самосовершенствованию, самоактуализации как проявлению педагогом своей внутренней сущ­ности u индивидуальности.

Общие способности своеобразно отражаются в собственно педагогических способностях, которые обычно объединяют в не­сколько групп.

Конструктивные способности обеспечивают прогнозирование, проектирование и построение педагогического процесса: опреде­ление возможных результатов, постановку целей и задач, разра­ботку планов и проектов их решения, определение условий эффек­тивной организации уче6но-воспитательной деятельности. В основе способности человека прогнозировать свою деятельность лежит единство мышления и воображения.

Преподавателю необходимо развивать в себе педагогическое во­ображение — способность предвидеть то, каким может стать тот или иной учащийся в будущем. «Как и любому творцу, учителю необходимо представить себе свое творение, — пишет известный педагог M. П. Щетинин. — Чем оно яснее видится в главном, в деталях, тем целенаправленнее идет созидание. Картина со временем уточняется, в нее вносятся коррективы, но она должна постоянно присутствовать в воображении автора. Хороший учитель видит своего ученика как бы в трех проекциях: прошлого, насто­ящего и будущего».

Способность к предвидению во многом связана c развитой ин­туицией, которую обычно определяют как «чувствознание», спо­собность целостно схватывать ситуацию, получать знание без осознания путей и условий его получения. Интуиция чаще всегоприсуща педагогам, обладающим эмоциональной чуткостью и восприимчивостью. Ее также рассматривают как свернутый мыс­лительный акт, формирующийся в результате длительного опыта аналогичных мыслительных действий.

Коммуникативные способности представляют собой ведущую группу педагогических способностей, обеспечивающих межлич­ностное и деловое общение в процессе воспитания и обучения.Они включают в себя целый комплекс способностей и личност­ных свойств педагога: