Профессионально-педагогическая культура базируется на общей культуре личности, выступает как проецирование в сферу профессиональной деятельности u личности педагога культуры в целом, педагогической культуры общества u «представляет собой систему общечеловеческих идей, профессионaльно-ценностных ориентаций u качеств личности, универсaльных способов познания u гуманистических технологий педагогической деятельности. Культyрологический подход к педагогическому образованию (Е. В. Вондаревская, И.Ф. Исаев, B.А. Сластенин и др.) основывается на признании формирования профессионально-педагогической культуры учителя главным условием и результатом его профессионального становления, инструментом реализации индивидуальных творческих сил в педагогической деятельности. Состав структурных компонентов профессионально-педагогической культуры, выделяемых разными авторами, достаточно многообразен. Рассмотрим некоторые из них, наиболее значимые для становления педагога-профессионала.
Культура педагогического общения обеспечивает построение педагогического взаимодействия на основе гуманистических принципов. Значение коммуникативной культуры определяется тем, что общение пронизывает все сферы деятельности педагога и выполняет функции: обмена информацией; организации межличностного и делового взаимодействия в процессе совместнойдеятельности; обеспечения благоприятного психологическогоклимата в классе; создания дополнительной мотивации учения и внеклассной деятельности школьников; обмена духовными ценностями, формирующими отношение учащихся к миру, самому себе и т.д.
Практика показывает, что добиться успеха в деловом общении педагога c учащимися, направленном на решение задач обучения и воспитания, можно только строя его на личностной основе, начиная c установления эмоционально благоприятных взаимоотношений. Поэтому в основе культуры педагогического общения учителя лежат его личностные качества: общительность, справедливость, искренность, открытость, терпимость, выдержка, самообладание, принятие личности любого другого человека, уважение и требовательность, тактичность и многое другое. Культура педагогического общения складывается из гуманной направленности личности, системы ценностных установок и позиций в сфере общения, коммуникативных способностей и умений. Она предполагает освоение педагогом технологий и техник общения, позволяющих строить межличностное взаимодействие в определенной логике и последовательности его этапов, используя психологически и педагогически целесообразные вербальные и невербальные средства общения; умение предупреждать и разрешать конфликты, возникающие в педагогическом процессе.
Личностно-творческий компонент профессионально-педагогической культуры учителя определяет творческую направленность и своеобразие его личности. В основе его лежит потребность педагога в творческой самореализации, проявлении своей индивидуальности, которая, по мнению A. K. Марковой, является самым поздним новообразованием в профессиональной сфере человека и проявляется в его неповторимости, целостности, уникальности, в творчестве как высшем ее уровне.
B процессе профессионального становления существует опасность нивелировки личности, подравнивания ее под утвердившиеся профессиональные нормы и стандарты. E. M. Борисова отмечает, что в науке и практике бытуют воззрения, сводящие профессиональное формирование к адаптации, приспособлению личности к требованиям профессии, ориентации на общие, сходные черты и свойства, характеризующие «профессиональный тип личности». Вне поля зрения остается вопрос об общем развитии личности, раскрытии ее индивидуальности, о ее самовыражении. Современ‑
ная педагогика и психология рассматривают становление самобытности личности, ее самореализацию и самоактуализацию как важнейшие условия успешной профессиональной деятельности. Здесь происходит слияние общественного и личностного смыслов: общество заинтересовано в развитии индивидуальности учителя в своих целях (от «нормативной» личности, не обогащенной своей индивидуальностью, оно получает значительно меньше, чем от человека c индивидуальной творческой позицией), a следовательно, и в целях самой личности, так как она испытывает удовлетворение, обретает смысл своей жизни в процессах самоопределения, самоактуализации и самореализации. Таким образом, ее личностные цели и смыслы становятся общественно значимыми, a индивидуальность воспринимается не только как личностная, но и социальная, в том числе профессиональная ценность.
Между тем уникальность человека как природного существа и уникальность личности как существа социального не одно и то же.
Таким образом, творческая индивидуальность педагога складывается из его самобытного профессионального мировоззрения,поиска своего предназначения и смысла жизни, видения перспектив и путей творческого роста, способности создавать нечто новое, яркое, оригинальное.
Педагогу в полной мере должны быть присущи характерные для творческой личности качества, выделенные А. Маслоу и K. Роджерсом:
· стремление к самореализации;
· поглощенность делом как призванием, отношение к труду как к жизненной задаче, постоянная готовность его совершенствовать;
· аутентичность — стремление быть подлинным, самим собой, открытым по отношению к другими себе, не скрываясь за социальной маской и ролью;
· более эффективное восприятие реальности, которое заключается в готовности к осознанию сложности бытия, к решению жизненных и профессиональных проблем, поиску непроторенных путей;
· принятие себя, других и мира в целом такими, какими они есть на самом деле;
· независимость и уверенность в себе, определенная автономия от физического и социального окружения, опора на свой собственный потенциал и внутренние источники роста;
· критичность к своей деятельности и высокая степень рефлексии;
· повышенная спонтанность, непосредственность и искренность, богатство эмоционaльных реакций;
· открытость новому опыту, способность свежо и непосредственно, как дети, переживать ценности жизни;
· гибкость, динамичность, готовность постоянно быть в движении, в изменении, в становлении.
Творческое развитие личности педагога во многом зависит от культуры профессионально-личностного самоопределения, которая выступает в качестве личностного образования, обеспечивающего его способность ориентироваться u осуществлять выбор в быстро изменяющихся u противоречивых условиях профессионального бытия.
Успешность самоопределения, саморазвития и самореализации учителя зависит от становления культyры профессионально-личностного самоопределения, которая предполагает:
· самопознание и определение педагогом своих особенностей и способностей;
· выбор жизненных и профессиональных целей и ценностей;
· освоение системы знаний, обеспечивающих возможность альтернативного выбора данных целей и ценностей;
· овладение способами планирования, программирования, принятия решений в конкретных жизненных и профессиональных ситуациях;
· освоение различных способов и психотехник саморазвития и самоопределения;
· наличие развитой рефлексии, критериев оценки самого себя, жизненных и педагогических явлений, позволяющих осуществлять осознанный выбор.
Таким образом, культура профессионально-личностного самоопределения обеспечивает становление педагога как саморазвивающейся и самоадаптирующейся личности, способной выбирать свой жизненный и профессиональный путь и готовой к решению сложных профессиональных проблем.
Профессиональную культуру педагога нельзя представлять как набор неких компонентов, это, прежде всего комплексная характеристика личности учителя, в которой целостно проявляются его индивидуально-творческие особенности, сложившийся культурный, социальный и педагогический опыт.
Заключение.
Профессионально обусловленные требования к личности педагога — не догма, в соответствии c которой осуществляется отбор тех, кто годен к педагогическому труду.
У человека, выбравшего педагогическую профессию и приступившего к ее освоению, могут возникнуть опасения, что он не годится для роли учителя, так как не соответствует полностьютем высоким требованиям, которая она к нему предъявляет. Между тем большинство людей обладает социально-психологическими предпосылками успешного выполнения воспитательной миссии: стремлением заботиться o потомстве, охранять его, передаватьсвой опыт жизнедеятельности, потребностью в эмоциональныхконтактах, общении, способностью к преобразованию себя и других людей.
Как справедливо отмечает И.А. Колесникова, педагогическая
функция «врождена» человеку, «это заложено в каждом из нас, но
не всегда осознается и реализуется. Большинство просто не задумывается o себе как o Человеке — созидателе Человека (абитури‑
eнты педагогического вуза в данном отношении не исключение)».
Таким образом, существует потенциальная возможность подготовки каждого студента к успешному овладению педагогической профессией c учетом вариативности сферы самореализации в ней.
Список используемой литературы:
1. Никитина Н.Н.
Введение в педагогическую деятельность: Теория и практика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/ Н.Н. Никитина, Н.В. Кислинская.- М.: Издательский центр «Академия», 2004.- 224с.
2. Основы профессиональной педагогики
Изд. 2-е, перераб. и доп. Профпедагогика. М., «Высшая школа», 1977
3. Профессия – учитель: Учеб. пособие для профессиональной ориентации/ А.С. Роботова, И.Г. Шапошникова, В.А. Родионова и др.; Под ред. А.С. Роботовой.- М.: Издательский центр «Академия», 2005.- 368с.
4. Сухомлинский В.А.
Методика воспитания коллектива.- М.; Просвещение, 1981.- 192с.