Такая форма занятий, пластика тела и музыка соединения в целое, помогает раскрыть потенциальные способности ребёнка, создает разносторон-нюю творческую личность.
Цели и задачи:
Занятия ритмики и хореографии не нацелены на то, чтобы дети в даль-нейшем стали профессиональными танцорами. Главное- развитие у детей музыкально - пластических способностей, соединение внутреннего состояния с внешним физическим действием.
Для достижения этих целей задачи делятся на три группы:
1. эстетические:
-через образцы дать возможность выразить собственное восприятие музыки;
-развитие музыкального вкуса и кругозора;
-приобщение к совместному движению с педагогом.
2. физические (пластические):
-развитие координации, гибкости, пластичности, выразительности, точности движений;
-научить детей чувствовать характер музыкального сопровождения в своём движении;
-преодоление физических недостатков, связанных с нарушением опорно-двигательного аппарата;
3. воспитательные:
-воспитание у детей интереса к занятиям ритмикой и хореографией;
-психологическое раскрепощение ребенка;
-воспитание умения работать в коллективе, выполнять ритмические движения. [14, C 24-32]
Уроки составляются согласно педагогическим принципам, по содержанию должны соответствовать возрастным особенностям и физическим способностей занимающихся.
Учебный материал в них распределяется согласно принципу возрастания и чередования нагрузки. Согласно требованиям по физическому и музыкально- ритмическому воспитанию ребенка, уроки с первого по четвертый год обучения в целом составляют единую систему и отвечают современным требованиям к технологии построения и проведения учебных занятий.
Структура уроков по ритмике – общепринятая. Каждый урок состоит из трёх частей: подготовительной, основной и заключительной. Деление урока на части относительно. Каждый урок- это единое целое, где все элементы тесно взаимосвязаны друг с другом.
Подготовительная часть урока занимает от 5 до 15 % общего времени и зависит от решения основных задач урока. Задачи этой части сводятся к тому, чтобы подготовить организм ребенка- его центральную нервную систему, различные функции- к работе: разогреть мышцы, связки и суставы, создать психологический и эмоциональный настрой, сосредоточить внимание.
Для решения задач подготовительной части уроков поурочном планировании предоставлены следующие средства ритмики: упражнения, отвечающие задачам подготовительной части урока. Начинать урок рекомендуется со строевых упражнений с использованием элементов игроритмики и подключения игры. Но возможны и другие варианты конструирования урока, по усмотрению педагога и с учетом условий работы. Однако при этом необходимо помнить об основных педагогических принципах систематичности, постепенности, доступности и пр. систему упражнений и игр надо строить от простого к сложному, от известного к неизвестному.
Основная часть урока длиться от 70% до 85% общего времени. В этой части решаются основные задачи, формируются двигательные умения и навыки, идет основная работа над развитием двигательных способностей: гибкости, мышечной силы, быстроты движений, ловкости, выносливости и др.
На этой стадии дается большой объём знаний, развивающих творческие способности детей, достигается максимальный уровень физической нагрузки. В основную часть урока могут входить: ритмические и бальные танцы, игропластика, креативная гимнастика и др.
Заключительная часть урока длиться от3% до 7% общего времени. В том случае, если в основной части имеет место большая физическая нагрузка, время заключительной части увеличивается. Это создает условия для постепенного снижения нагрузки и обеспечивает постепенный переход от возбужденного к относительно спокойному состоянию детей. В заключительной части урока используются упражнения на расслабление мышц, дыхательные и на укрепление осанки, игровой самомассаж. Если урок направлен преимущественно на разучивание нового материала и требует от детей максимального внимания, то необходима эмоциональная разрядка. В этом случае в заключительной части следует проводить музыкально-подвижные игры малой интенсивности(ходьба с речитативом, с песней, полюбившиеся детям ритмические танцы и другие задания).
Для проведения урока педагогу необходимо владеть различными методами организации деятельности учащихся и способами проведения упражнений. Это построения, перестроения и передвижения, использование гимнастических снарядов, предметов и другого вспомогательного инвентаря.
Рекомендуется проводит занятия в сопровождении рассказов, речитативов, во время которых педагог предлагает детям выполнить цепь последовательных упражнений. Так создается ряд знакомых каждому ребенку образов, вообража-емая игровая и ролевая ситуация, сюжет, правила для действий с предметами без них. В сюжетных уроках предварительная подготовка создает благоприятные ус-ловия для их проведения и освоения программного материала. Для этого можно заранее подготовить отличительные знаки, эмблемы, жетоны, а для подведения итогов занятия и награждения- грамоты, значки, медали. Желательно на таких урках использовать маршрутные листы, указательные карты, экраны соревнова-ний, обеспечить соответствующие теме оформление зала, подготовить костюмы.
Особое значение в проведение уроков имеет статус педагога, его речь, эмо-циональный настрой, доброжелательное отношение к окружающим, активное участие в выполнении своей задачи. Все это создает атмосферу праздника и вызывает положительные эмоции участников.
В совершенстве овладеть огромным разнообразием движений, комбинаций и целых комплексов упражнений, входящих в ритмику, возможно лишь при условии правильной методики обучения.
Целостный процесс обучения гимнастическим упражнениям, танцам можно условно разделить на три этапа:
-Начальный этап обучения- обучение упражнению (отдельному движению);
-Этап углубленного разучивания движения;
-Этап закрепления и совершенствования упражнений.
Начальный этап. Обучение характеризуется созданием предварительного представления об упражнении. На этом этап обучения педагог рассказывает, объясняет и демонстрирует упражнение, а дети пытаются воссоздать увиденное, опробывают упражнение.
Этап углубленного разучиванияупражнение характеризуется уточнением и совершенствованием деталей техники его выполнения. Основная задача этапа сводиться к уточнению двигательных действий, пониманию закономерности движения, усовершенствованию ритма, свободного и слитного выполнения движений.
Этап закрепления и совершенствования характеризуется образованием двигательного навыка, перехода его в умение высшего порядка. Здесь применяется весь комплекс методов предыдущего этапа, однако ведущую роль приобретают методы разучивания в целом- соревновательный и игровой.
Этап совершенствования упражнения можно считать завершенным лишь только тогда, когда дети начнут свободно двигаться с полной эмоциональной и эстетической отдачей. Только после этого данное упражнение можно применить с другими, ранее изученными упражнениями, в различных комбинациях, комплексах и танцах.
В ритмике, с её внешней простотой движений и яркой образностью упражнений под музыку, иногда трудно применить поэтапность обучения. Направляющая и воспитывающая роль педагога состоит в формировании «школы движений», определенного стиля их выполнения, сознательного отношения к обучению. Это повышает интерес к занятиям любой сложности, стимулирует к активному и творческому труду. Успешная работа по ритмике зависит от знаний музыкально- ритмического развития дошкольников. [14, C 24-32]
Глава II.
2.1 виды нетрадиционных упражнений их использование на музыкально- ритмических занятиях у детей дошкольного возраста.
В настоящее время в дошкольных учреждениях все чаще стали применять нетрадиционные средства физического воспитания детей: упражнения ритмической гимнастики, игрового стретчинга, танцев и другие.
В настоящее время существует много ритмопластических направлений, и одно из наиболее доступных, эффективных и эмоциональных – это танцевально-ритмическая гимнастика. Доступность этого вида основывается на простых общеразвивающих упражнениях. Эффективность - в ее разностороннем воздействии на опорно-двигательный аппарат, сердечно-сосудистую, дыхательную и нервную системы человека. Эмоциональность достигается не только музыкальным сопровождением и элементами танца, входящих в упражнения танцевально-ритмической гимнастики, но и образными упражнениями, сюжетными композициями, которые отвечают возрастным особенностям дошкольников.
В танцевально-ритмической гимнастике нетрадиционные виды упражнений представлены: игропластикой, пальчиковой гимнастикой, игровым массажем и играми-путешествиями.[10. C 3-4]
Рассмотрим подробнее нетрадиционные виды упражнений, которые можно использовать в работе с детьми дошкольного возраста на музыкально-ритмических занятиях.
-Игропластика основывается на нетрадиционной методике развития мышечной силы и гибкости занимающихся. Здесь используются элементы древних гимнастических движений и упражнения стретчинга, выполняемые в игровой сюжетной форме.
Использование данных упражнений, кроме радостного настроения и мышечной нагрузки, дают возможность ребенку вволю покричать, погримасничать, свободно выражая свои эмоции, обретая умиротворенность, открытость и внутреннюю свободу.
Первый – четвертый года обучения: специальные упражнения для развития мышечной силы и гибкости в образных, игровых и двигательных действиях и заданиях. Комплексы упражнений.
-Пальчиковая гимнастика основа для развития ручной умелости, мелкой моторики и координации движения рук. Упражнения, превращая учебный процесс в увлекательную игру, не только обогащая внутренний мир ребенка, но и оказывают положительное воздействие на улучшение памяти, мышления, развивают фантазию.