После анализа предметов декоративно-прикладного искусства и просмотра диафильма преподаватель говорит о том, что во II классе составление узора осуществляется из более сложных, чем в I классе, растительных форм и в более сложной компоновке.
Школьники начинают рисовать. На первом этапе работы они выполняют небольшой по размерам рабочий эскиз, затем делают с натуры быстрые наброски отдельных растительных форм, рисуют ветки рябины, калины. Наброски выполняются карандашом, акварельными или гуашевыми красками, а также цветными мелками на тонированной бумаге, цветном картоне. Тонкими линиями школьники рисуют узор в полосе, детально изображая все элементы узора. В конце урока учащиеся стирают резинкой линии построения — готовят рисунок для завершения его красками.
В начале второго урока школьники в течение 10—15 минут упражняются в стилизации цвета отдельных элементов узора и затем начинают работать красками.
У второклассников формируются умения перерабатывать реальные формы, цветовую окраску насекомых в декоративные и самостоятельно составлять узор применительно к конкретной вещи (закладка для книг); развиваются умения согласовывать цвет стилизованных декоративных элементов и цвет фона в узоре.
Объясняя материал, учитель говорит школьникам о. том, что во время выполнения декоративного рисунка следует вспомнить процесс рисования с натуры бабочки (бабочку рисовали на предыдущем уроке), вспомнить пропорции ее тельца, очертания, цветовую раскраску. Педагог рекомендует посмотреть на рисунки бабочек, выполненные на уроке рисования с натуры, и на коллекцию бабочек.
Особо подчеркивается то, что ученики впервые должны составить эскиз узора к практически нужной вещи — закладке для книг, которую следует сделать на уроке труда, а потом в соответствии с эскизом раскрасить.
Последовательность декоративной переработки реальных форм бабочки в стилизованные учитель раскрывает с помощью учебно-методических таблиц.
На классной доске педагог демонстрирует основные этапы линейного построения примерного рисунка узора из декоративно переработанных форм бабочки. С помощью вопросов проводится закрепление нового материала. Затем рисунки с классной доски стираются и учащиеся приступают к работе, причем учитель следит, чтобы учащиеся самостоятельно сочинили композицию узора.Рисование узора начинается с проведения горизонтальной или вертикальной полосы, которая делится на четыре или на шесть квадратов. Внутри каждого квадрата изображается стилизованная бабочка.
Расстояния между бабочками заполняются изображениями стилизованных цветов. Бабочки и цветы даются в ритме — или по диагонали, или под углом друг к другу.
Во время выполнения детьми линейного построения рисунка узора педагог следит за тем, чтобы учащиеся все построение рисунка вели тонкими, с легким нажимом линиями — рисунок будет завершаться в цвете.
На втором уроке школьникам напоминаются учебные задачи и последовательность выполнения рисунка узора в цвете. Учащиеся еще раз уточняют свои рисунки, исправляют замеченные ошибки и резинкой стирают линии построения, затем в течение 8—10 минут выполняют упражнение в переработке реальных форм и цвета бабочки в декоративные. Упражнение делается в цвете акварельными красками.
После упражнения учащиеся приступают к завершению своих декоративных рисунков в цвете.В конце урока проводится коллективное обсуждение всех ученических рисунков. Во время анализа декоративных рисунков преподаватель еще раз подчеркивает, что, выполняя данное учебное задание, учащиеся впервые самостоятельно составляли декоративный узор к украшению практической вещи — закладки для книг
Объясняя материал, учитель говорит школьникам о. том, что во время выполнения декоративного рисунка следует вспомнить процесс рисования с натуры бабочки (бабочку рисовали на предыдущем уроке), вспомнить пропорции ее тельца, очертания, цветовую раскраску. Педагог рекомендует посмотреть на рисунки бабочек, выполненные на уроке рисования с натуры, и на коллекцию бабочек.
Особо подчеркивается то, что ученики впервые должны составить эскиз узора к практически нужной вещи — закладке для книг, которую следует сделать на уроке труда, а потом в соответствии с эскизом раскрасить.Последовательность декоративной переработки реальных форм бабочки в стилизованные учитель раскрывает с помощью учебно-методических таблиц.
На классной доске педагог демонстрирует основные этапы линейного построения примерного рисунка узора из декоративно переработанных форм бабочки. С помощью вопросов проводится закрепление нового материала. Затем рисунки с классной доски стираются и учащиеся приступают к работе, причем учитель следит, чтобы учащиеся самостоятельно сочинили композицию узора.Рисование узора начинается с проведения горизонтальной или вертикальной полосы, которая делится на четыре или на шесть квадратов. Внутри каждого квадрата изображается стилизованная бабочка.
Расстояния между бабочками заполняются изображениями стилизованных цветов. Бабочки и цветы даются в ритме — или по диагонали, или под углом друг к другу.Во время выполнения детьми линейного построения рисунка узора педагог следит за тем, чтобы учащиеся все построение рисунка вели тонкими, с легким нажимом линиями — рисунок будет завершаться в цвете.
На втором уроке школьникам напоминаются учебные задачи и последовательность выполнения рисунка узора в цвете. Учащиеся еще раз уточняют свои рисунки, исправляют замеченные ошибки и резинкой стирают линии построения, затем в течение 8—10 минут выполняют упражнение в переработке реальных форм и цвета бабочки в декоративные. Упражнение делается в цвете акварельными красками.
После упражнения учащиеся приступают к завершению своих декоративных рисунков в цвете.В конце урока проводится коллективное обсуждение всех ученических рисунков. Во время анализа декоративных рисунков преподаватель еще раз подчеркивает, что, выполняя данное учебное задание, учащиеся впервые самостоятельно составляли декоративный узор к украшению практической вещи — закладки для книг. Во время самостоятельной работы учащихся педагог помогает детям выразительнее скомпоновать узор, использовать более удачные примеры декоративной переработки, демонстрирует всему классу рисунки учеников с выразительной композицией.
На втором уроке учитель напоминает школьникам конкретные задачи данного урока и разрешает им приступить к самостоятельной работе. Прежде всего учащиеся уточняют линейный рисунок узора, исправляют замеченные в нем ошибки и затем в течение 5—10 минут упражняются в стилизации цвета изображаемых форм растительного pi животного мира. После упражнения школьники завершают работу над узором в круге красками.
Несколько законченных рисунков учащихся анализируются на уроке.
В III и IV классах дети составляют эскизы простейшего декоративного оформления предметов быта, творчески используя в работах графические элементы и цвет.
Тренировочные задания.
В качестве наиболее подходящей формы творчества подходит комплексное сочинение сказки, истории и является той ситуацией, при которой снимаются барьеры для творчества. Каждый ребенок чувствует себя его соучастником: сочиненный продукт - это его продукт, а это многократно увеличивает активность детей. Например:
1) Детям предлагается по данному началу сказки придумать продолжение.
2) При закреплении изученных росписей предлагается по стилю узнать узор, к какому виду росписи относится:
Простые по форме, а радуют взор.
Богат и наряден чудесный узор.
По золотому фону затейлевивой змейкой
Орнамент здесь вьется, попробуй, сумей-ка
А где-то кудрины по черному полю
Мерцают, как звезды, в небесном раздолье.
(Хохломская роспись).
Частично-поисковые задания.
Наблюдательность, анализ и синтез материала формируется при выполнении заданий на установление сходства и различия, на выявление какой-либо закономерности, правила. Например:
1) Проводится игра: «В гостях у народных мастеров».
Народные мастера прислали нам рисунки своих изделий и узоры к ним. Но вот беда; по дороге все таблички и узоры выпали и перепутались. Поможем мастерам распределить узоры к изделиям и расставить таблички.
2) Игра: «Подбери пару».
На доске крепится вырезанные из бумаги изображения чашек и блюдец по изученным видам росписи. Учащимся предлагается соединить пары предметов линиями в зависимости от уровня наблюдательности, уровня аналитико-синтетической деятельности детей на рисунках чашек и блюдец можно варьировать цвет, рисунки, размеры.
Творческие задания.
Здесь дети воспроизводят по памяти все необходимые знания, проявляя выдумку, инициативу; закрепляют практические умения и навыки, полученные на предыдущих занятиях, при более сложных условиях.
1) Предлагаются карточки с образцами узоров, где предварительно допускается ошибка. Дети должны выявить, что лишнее нужно убрать для того, чтоб узор относился к тому или иному виду росписи.
2) При закреплении определенного вида росписи предлагается сочинить свой узор, относящийся к какой-либо из росписей с определенным условием. Например: нарисовать 2х различных Матрешек, которые между собой чем-то похожи.
Сходства дети могут выявить:
а) по форме: Полхов - Майданская и Калининская;
б) по узорам: Полхов - Майданская и Семеновская;
в) без цветов, в фартуках: Загорская и Русская.
Заключение
Обучение изобразительному искусству не только через восприятие, но и через практическую деятельность, духовно обогащает. Первые уроки красоты и добра, связанные с художественным творчеством, могут остаться в памяти ребенка на всю жизнь. Бережное отношение к детскому творчеству и одновременно тактичное руководство этим процессом - основные слагаемые успеха обучения младших школьников.