Федеральное агентство по образованию
ГОУ ВПО Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого.
Кафедра педагогики и
психологии начального образования
Курсовая работа
Развитие у младших школьников изобразительной грамотности в процессе декоративного рисования.
Выполнена: студенткой 5 курса
группы Б заочной формы обучения
факультета ИСиГН
Рощиной И.Г.
Научный руководитель:
Антоненкова И.Н.
Тула 2010
Содержание
Введение……………………………………………...…………………..…….....3
Глава I. Теоретические основы развития изобразительной грамотности младших школьников.
1.1. Развитие изобразительной грамотности в психолого-педагогической и методической литературе отечественных и зарубежных авторов…………………………………………………………………….. 6
1.2. Особенности развития изобразительной грамотности младших школьников …………………………………………………………...…17
1.3. Роль упражнений в развитии изобразительной грамотности на уроках декоративного рисования…………………………………..…………….23
Глава II. Исследование развития изобразительной грамотности младших школьников в декоративно-прикладном искусстве.
2.1. Определение уровня развития изобразительной грамотности младших школьников………………………………………………………………..28
2.2. Методические рекомендации по повышению изобразительной грамотности младших школьников на уроках декоративного рисования ……………………………………………………………………..……….32
Заключение ………………………………………………………………………47
Список литературы …………………………………………………….……...48
Приложение………………………………………………………………………51
ВВЕДЕНИЕ
«Будущее человечества сидит сейчас за партой, оно еще очень наивно, доверчиво, чистосердечно. Оно целиком в наших взрослых руках. Какими мы сформируем их, наших детей, - такими они и будут. И не только они. Таким будет и общество через несколько десятилетий, общество, построенное ими по тем представлениям, которые мы у них создадим»[1].
Эти слова Б.М. Неменского говорят о том, что школа решает, что будут любить и ненавидеть, чем восторгаться и гордиться, чему будут радоваться, а что презирать люди через 30 - 40 лет. Это теснейшим образом связано с мировоззрением будущего общества. Формирование же любого мировоззрения не может считаться законченным, если не сформированы эстетические взгляды. Без эстетического отношения мировоззрение не может быть подлинно цельным, способным объективно и во всей полноте охватить действительность. "Как невозможно себе представить человеческое общество без истории его культурного и художественного развития, точно так же невозможно представить себе культурного человека без развитых взглядов"[2].
В последние годы возросло внимание к проблемам теории и практики изобразительной грамотности как важнейшему средству формирования отношения к действительности, средству умственного воспитания, т.е. как средству формирования всесторонне развитой личности.
А формировать личность, - отмечают многие педагоги, психологи, деятели культуры (Д.Б. Кабалевский, А.С. Макаренко, Б.М Неменский, В.А. Сухомлинский, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский), - особенно важно в наиболее благоприятном для этого младшем школьном возрасте. Чувство красоты природы, окружающих людей, вещей создает в ребенке особые эмоционально психические состояния, возбуждает непосредственный интерес к жизни, обостряет любознательность, развивает мышление, память, волю и другие психические процессы.
Из всего вышесказанного, можно предположить, что, приобщая младшего школьника к богатейшему опыту человечества, накопленному в искусствах, можно воспитать высоконравственного, образованного, разносторонне развитого современного человека.
Это предположение и определило тему нашего исследования: "Развитие у младших школьников изобразительной грамотности в процессе декоративного рисования".
Объект исследования – развитие изобразительной грамотности у младших школьников.
Предмет исследования – упражнение, как средство развития изобразительной грамотности у младших школьников.
Цель – на основе анализа психолого – педагогической литературы подобрать и систематизировать упражнения на выявление изобразительной грамотности у младших школьников.
Задачи:
1. Проанализировать развитие изобразительной грамотности в психолого-педагогической и методологической литературе, раскрыть специфические особенности развития изобразительной грамотности у младших школьников.
2. Определить исходный уровень изобразительной грамотности младших школьников средствами декоративного искусства.
3. Раскрыть роль упражнений (заданий) в развитии изобразительной грамотности у младших школьников на уроках декоративного рисования.
4. На основе полученных данных разработать методические рекомендации по развитию изобразительной грамотности у младших школьников на уроках декоративного рисования.
Методы исследования:
1. теоретический анализ литературы,
2. наблюдение,
3. педагогический эксперимент,
4. анкетирование,
5. беседа.
База: муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 4 г. Белева Тульской области», учащиеся 3 Б класса, 10 девочек, 12 мальчиков.
Глава I. Теоретические основы развития изобразительной грамотности у младших школьников.
1.1. Развитие изобразительной грамотности в психолого-педагогической и методической литературе отечественных и зарубежных авторов.
Художественное образование в начальной школе является основой формирования духовного мира личности. Занятия изобразительным искусством для младших школьников, предоставляют широкие возможности не только для приобщения ребенка к общечеловеческим ценностям, но является и важнейшим условием их духовного становления. Совершенствование изобразительной деятельности учащихся начальной школы обеспечивает большую эффективность личностного роста каждого школьника[3].
Грамотность – в широком смысле знание законов и правил предмета в сочетании с твердыми навыками пользования ими в процессе деятельности. Содержание понятия и уровень грамотности меняются в связи с общим культурным ростом народа и теми требованиями, которые предъявляются к грамотности на определенном этапе экономического политического и культурного развития страны в зависимости от существующего в ней общественного и государственного строя.
Графика– (лат. Graphice - рисование, черчение, искусство письма или рисования) вид изобразительного искусства, основанный на технике рисунка. Графика объединяет законченные рисунки, подготовительные художественные работы, репродукционные техники. Вспомогательную (подготовительную) и замещающую (репродукционную) функцию графика позволяет выполнять дешевизна используемых в ней материалов (прежде всего бумаги, как основы большинства графических произведений, до ее изобретения были распространены более дорогие папирус, пергамент, шелк). Особенности материалов (текстура, фактура) техник и технологий придают произведениям графики эстетическое своеобразие, отличающее ее от живописи[4].
Изобразительная (графическая) грамотность – в школе на уроках изобразительного искусства знания, умения, навыки в рисовании предметов, явлений, декоративных и тематических композиций.
Эпоха Возрождения открывает новую эру не только в истории развития изобразительного искусства, но и в области методов обучения рисованию. Над проблемами рисунка начинают работать лучшие мастера изобразительного искусства как, например, Альберти, Леонардо да Винчи, Дюрер и др. Они активно вступают на путь реалистического мировоззрения, стремятся научно обосновать явления природы, раскрыть законы природы и установить связь между наукой и искусством. Художники изучают памятники античного искусства, обращаются к науке: оптике, математике, анатомии.
Гармонической ясностью, преклонением перед красотой реальной действительности пронизаны картины художников Возрождения. Они сумели не только теоретически обосновать актуальные проблемы искусства, но и практически доказать их правильность. Изобразительное искусство эпохи Возрождения – источник мудрости, знания и высокого мастерства.
Реалистические тенденции в 20 в. характеризуются поисками новых связей с действительностью, новых образных решений, новых средств художественной выразительности, о чём свидетельствует искусство таких разных мастеров, как Ф. Мазерель в Бельгии, Д. Ривера и Д. Сикейрос в Мексике, А. Рефрежье в США, А. Фужерон во Франции, Р. Гуттузо в Италии и др. Всё более отчётливой и последовательной становится органическая связь реализма с передовыми социально-политическими движениями времени, что приводит многих художников к освоению реаличстического воспроизведения мира.
Успех овладения любым видом деятельности, в том числе изобразительной, определяется как содержанием обучения, так и методикой преподавания. Поиск эффективных путей овладения изобразительным искусством, совершенствование системы художественного образования учащихся и сейчас вызывает закономерный интерес ученых: - педагогов, психологов, методистов, художников.
Серьезный вклад в разработку академической системы обучения рисованию в 19 - начале 20 вв. внесли российские художники-педагоги: К.П. Брюллов, А.Е. Егоров, А.А. Иванов, АИ. Иванов, Д.Н. Кардовский, О.А. Кипренский, И.М. Крамской, П.Я. Павлинов, Н.Э. Радлов, И.Е. Репин, А.П. Сапожников, В.А. Серов, В.И. Суриков, П.П. Чистяков, В.К. Шебуев.