Смекни!
smekni.com

Огюст Роден творческий путь (стр. 2 из 4)

Но помимо радостной темы любви, здесь порой звучат и тревожные и даже скорбные ноты, предвестники неизбежной разлуки: «Любовь убегает», «Скорбь», «Данаида», «Плачущая», «Скорбящая», «Прощание», «Меланхолия» и другие. Может быть, Роден уже предчувствовал разрыв с Камиллой, произошедший около 1897 года.

В 1880—1890-е к Родену приходит известность. К нему обращаются с заказами на памятники выдающимся людям представители различных городов и стран. Он участвует во многих конкурсах на монументы: выполняет статую Даламбера для ратуши в Париже (1880); памятники художникам Бастьен-Лепажу (1885—1889, кладбище в Дамвиллере) и Клоду Лоррену (1883—1892, Нанси); президенту Аргентины Сармиенто (1895, Буэнос-Айрес).

Роден создал большое количество портретных бюстов: писателя Виктора Гюго (1897), драматурга Бернарда Шоу (1906) и др., — в которых предстал наблюдательным человеком и тонким психологом. Последней крупной работой мастера стал памятник Оноре де Бальзаку (1893—97), заказанный ему Обществом литераторов. Но в 1898 году общество, заказавшее скульптору статую Бальзака, отказалось от его услуг. Этот отказ сопровождался большим публичным скандалом. Публика не увидела в представленном Роденом пластическом этюде портретного сходства с писателем. Только спустя сорок с лишним лет монумент был установлен в Париже на пересечении бульваров Распай и Монпарнас.

Статуя Бальзака была последней крупной работой Родена; в последние годы своей жизни он создал много замечательных портретов (среди них портреты Дж. Б. Шоу, герцогини де Шуазель (1908) и Ж. Клемансо (1911)). К началу 20 века слава скульптора распространилась по всему миру. Роден завещал свои произведения французскому народу, и сейчас они хранятся в его музее в Париже, в здании, принадлежавшем самому скульптору.

Коткрытию в 1900 г. Всемирной выставки в Париже Роден был не только знаменит, но и богат. Он работал вместе с учениками и многочисленными помощниками в шести мастерских и надеялся достойно представить искусство скульптуры, однако организаторы выставки отказались предоставить павильон для его работ. Восемьдесят тысяч франков стоило Родену открытие собственной выставки. Историк и друг скульптора писал: «После индивидуальной выставки 1900 г. в павильоне у моста Альма, которую Роден составил из всего, что он выполнил и намеревался выполнить, успех обрушился на него, подобно циклону». После триумфа на выставке Роден снял мастерскую на первом этаже отеля Бирон в Париже. Сюда он перевёз все свои работы, а также коллекции картин, гравюр, античной скульптуры, которые завещал государству. А в 1916 г. правительство разрешит ему превратить отель Бирон в Музей Родена. Тогда же Огюст Роден составит творческое завещание потомкам, в котором изложит свои принципы в искусстве, в частности: «Пусть единственной вашей богиней будет природа».

Между тем здоровье художника катастрофически ухудшается. Ещё в 1912 году Роден, полный сил, совершает поездку в Италию, где посещает Рим; итальянцы устраивают ему невиданный приём, в его честь иллюминуют Капитолий. В 1914 году, перед войной, Роден едет в Англию, где почитатели организуют выставку его работ. С объявлением войны он снова живёт в Англии, затем едет в Италию и возвращается в Париж летом 1915 года. Роден, как всегда, ведёт жизнь, полную труда и напряжений. Но его силы уже подорваны. 10 июля 1916 года с ним происходит первый удар. Он поправляется медленно и уже больше не работает. Последние месяцы своей жизни Роден проводит почти безвыездно в своем домике в Медоне, изредка спускаясь в Париж, чтобы посетить отель Бирон.

После долгого перерыва в отношениях скульптор в 1890 году слепил портрет Розы Бере, вероятно, то был своеобразный акт примирения. Роден, подобно Пигмалиону, преображал души женщин, любивших его, но в отличие от древней сказки им приходилось порой платить за это дорогую цену.

Он возвращается к Розе, но только 29 января 1917 года брак Родена с Розой Бере был оформлен официально, а через две недели, 16 февраля 1917 года, её не стало. Через девять месяцев от воспаления легких умер и сам скульптор…

2.2. Стиль Родена

Огюст Роден был одним из основоположников импрессионизма в скульптуре. Но заслуга Родена была не в том, что он отошел от скульптуры одного стиля и создал скульптуру другого стиля. Его заслуга, скорее в том, что он сделал решающий шаг к возрождению скульптуры, такой, какой она была раньше в течение многих столетий и тысячелетий, и какой она перестала бать в годы кризиса в 19 веке. Роден вернул скульптуре способность быть тем, чем она может и должна быть и в этом его историческое значение.

После перерыва в творчестве Родену помогли вернуться к жизни работы Микеланджело. Он сам признавался, что Микеланджело, в частности, две его статуи в Лувре помогли ему избавиться от академизма и вернуть скульптуре жизнь и способность выражать живое чувство. Действительно, хотя во французской скульптуре 19 века и были крупные мастера, к которым Роден относился с уважением, – Рюд, Карпо, Далу, – но все же прямо на них Роден не мог опираться. Скорее всего, следует видеть его предвестников в скульптурных работах непрофессионалов – Жерико и Домье, в живописи – Делакруа и Курбе.

Однако Микеланджело служил Родену не образцом, а всего лишь отправной точкой. Роден был ему многим обязан, но никогда не видел в нем своего единственного вдохновителя. Роден обладал широким взглядом на историю мирового искусства. Роден интересовался историей и искусством Греции, но это не мешало ему ценить достоинства искусства восточной и средневековой скульптуры.

Если сравнить классическую, академическую скульптуры со скульптурами Родена, то мы увидим большое различие. В работах Родена нет напряженности, скованности, они выглядят сами собой, по их лицам можно прочитать их чувства и мысли. Вместе с Роденом искусство на шаг приблизилось к натуре. Человеческое тело приобрело возможность движения и самовыражение, которого не было ранее. Оно стало гибким, податливым, стремительным.

Роден всегда был гениален. Он опередил свое время. Например «Бальзак» создан почти одновременно с группой «Поцелуй», но можно подумать, что это работы разных периодов. В первой он разозлил своих современников, во второй порадовал и успокоил их.

Родена привлекала задача слияния скульптуры с архитектурой. У него было много данных для решения этой задачи. Но архитектура 19 века не была к этому готова. «Врата Ада» заключают в себе отдельные фигуры, но вместе они образуют «беспорядочную толпу».

2.3. Работы

«Блудный сын» (1889 год, бронза, Музей Родена, Париж). Идеей этой скульптуры стала притча о блудном сыне, рассказанная Иисусом его ученикам: у одного человека было два сына. Младший сын захотел получить свою часть имения, и отец разделил имение между сыновьями. Вскоре младший сын собрал все, что у него было, и отправился в далекую страну. Там он растратил все свое богатство на распутную жизнь. В конце концов, он оказался в страшной нужде и был вынужден работать свинопасом. Он так голодал, что готов был напить желудок помоями, которые давали свиньям. Но и этого он был лишен, т.к. в стране начался голод. И тогда он подумал: «Сколько слуг в доме отца моего и для всех них достаточно пищи. А я здесь умираю от голода. Пойду возвращусь к моему отцу и скажу, что согрешил я против неба и против него». И он вернулся домой. Когда он был еще далеко, отец увидел его, и ему стало жаль сына. Он побежал к нему навстречу, обнял его и стал целовать. Тот сказал: «Отец, согрешил я против неба и против тебя и больше не достоин называться твоим сыном». Но отец сказал своим слугам: «Идите быстрее принесите ему лучшую одежду и оденьте его. Оденьте ему на руку перстень и обуйте в сандалии. Приведите откормленного теленка и зарежьте его. Сделаем пир и будем праздновать. Ведь мой сын был мертв, и вот он опять жив! Он был потерян и сейчас нашелся!» И они начали праздновать. Старший сын в это время был в поле. Когда он подходил к дому, то услышал, что в доме музыка и танцы. Он подозвал одного из слуг и спросил, что там происходит. «Твой брат пришел, — отвечал слуга, — и твой отец зарезал откормленного теленка, потому что сын его здоров и все с ним благополучно». Старший сын рассердился и не захотел даже заходить в дом. Тогда отец вышел и стал умолять его. Но сын сказал: «Все эти годы я работал на тебя как раб, и всегда исполнял все, что ты говорил. Но ты ни разу не зарезал для меня даже козленка, чтобы я мог повеселиться с друзьями. Но когда этот твой сын, который растратил все твое имущество на разврат, возвратился домой, ты зарезал для него откормленного теленка!» «Сын мой! — сказал тогда отец, — ты ведь всегда со мной, и все, что у меня есть, — все твое. Но мы должны радоваться тому, что твой брат был мертв, а сейчас он опять жив, был потерян и нашелся!» (по Евангелию от Луки).

«Бронзовый век» (1876 – 1877 гг., гипс, 173 см, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург). Бронзовый век – одно из самых знаменитых произведений Огюста Родена. Идея этого произведения – передать ощущение "дыхания жизни. Вначале мастер хотел создать статую раненого воина, опирающегося на копье, и назвать ее «Побежденный» в память о недавней войне. Затем его захватила идея зарождения личности в человеке, пробуждение сознания, переход от первобытного существования к осознанному бытию. В скульптуре воссоздан ряд сложных промежуточных состояний перехода от сна к 8бодрствованию в прямом и переносном смысле. Неподвижные, словно "дремлющие" формы как бы пробуждаются, наливаются жизнью. Об этом красноречиво говорит здесь сама пластика тела: "...каждая точка была устами, говорящими по-своему... В жилы этого человека словно лилась мощь из глубины земли..." (Э. М. Рильке).