Смекни!
smekni.com

Огюст Роден творческий путь (стр. 1 из 4)

Оглавление:

1. Введение...................................................................................... 3

2. Основная часть............................................................................4 ­– 18

2.1. Биография............................................................................ 4 – 9

2.2. Стиль Родена....................................................................... 10 – 11

2.3. Работы.................................................................................. 12 – 18

3. Заключение.................................................................................. 19

4. Список литературы..................................................................... 20

5. Приложение................................................................................. 21 – 24

1. Введение

XIX в. – сложный период в развитии европейской скульптуры: в то время рушились связи с зодчеством, менялись вкусы, скульптура не была востребованной, следовательно, заниматься ею было невыгодно. В такой период сложно было создать значительное произведение, привлекшее внимание современников. Конечно, тогда были скульпторы, но они все работали по академическим канонам, которые не допускали эмоциональности и чувственности. Одним из тех, кто отвергнул каноны, стал французский скульптор-импрессионист Огюст Роден. Он хотел оживить скульптуру. Отзывы о его работах всегда были разносторонние, потому что Роден был гениален и опережал свое время.

Скульпторы Огюст Роден и Аристид Майоль (французский скульптор 1861 – 1944 гг.) работали в стиле, близком к модерну, который является предшественником стиля современных скульптур.

Главной целью этой работы я вижу знакомство со стилем импрессионизма в работах европейских скульпторов XIXвека, в частности сравнить их с работами в стиле академизма, узнать об отношении современников к этому стилю, изучить биографию знаменитых скульпторов того времени и познакомиться с их работами.

Основным источником информации в этой работе стала книга «100 великих скульпторов», в которой наиболее полно описывается биография Огюста Родена с цитатами его современников.

Также я опирался на информацию, представленную web-сайтом artclassic.edu.ru, на котором имеются фотографии, описание и история создания большинства его работ.

2. Основная часть

2.1. Биография

Франсуа Огюст Рене Роден родился 12 ноября 1840 года в Париже, в простой, малообеспеченной семье, далекой от искусства. Отец его был мелким служащим, мать – горничной. Художественные способности проявлялись у него с раннего детства: "Сколько себя помню, я рисовал — углем на оберточной бумаге, мелом на мостовой и стенах домов". Преодолев сопротивление отца, в 1854 году Огюст поступил в бесплатную школу математики и рисунка (1854–1857). В школе преподавал педагог Лекок де Буободран, стремившийся развивать у художников творческую зрительную память. Он ставил модель на несколько минут, и затем её надо было нарисовать по памяти. Этот метод приучил его видеть в натуре главное, схватывать суть образа, а не отдельные детали; также Роден часто ходил в Лувр и делал наброски с античных статуй: «Молодой скульптор много рисует в Лувре, делает наброски животных в Ботаническом саду под руководством известного анималиста А. Л. Бари, пользуется советами Ж. Б. Карпо». Все это отразилось в будущем на его стиле.

В 21 год у Родена на руках оказалась вся семья: отец, получавший мизерную пенсию, мать, младшая сестра. Он обожал, боготворил свою сестру. И когда она, совсем юной, в 1862 году неожиданно умерла, незадолго перед кончиной уйдя в монастырь, горе Родена оказалось столь велико, что он сам удаляется в монастырь. К счастью, вскоре он вернулся и продолжил творчество. После этого осталась одна из первых его мастерских работ: бюст основателя монастыря отца Эмара (1863) – бюст, возвративший его к жизни.

С 1864 года Роден посещает курсы Антуана Бари – выдающегося скульптора-анималиста, противопоставившего холодным канонам академизма страстное и романтическое искусство, основанное на изучении природы, показе борьбы и предельного напряжения сил. Подобное стремление свойственно было позже и Родену. Позже эти черты были присущи и работам Родена.

Первое значительное произведение молодого скульптора — «Человек со сломанным носом» (1864), чуждое по самому замыслу официальным требованиям, не было допущено в парижский Салон. Работа была отвергнута жюри Салона, как и многие работы современников Родена — импрессионистов, молодых живописцев, ищущих новые пути в искусстве. Роден в это время был практически без средств к существованию. В 1864 году он женился на бедной девушке Розе Бере, которая по возможности помогает ему сводить концы с концами. В 1866 году у них родился сын Огюст-Эжен, и в это время мастерскую наполняют композиции с фигурками детей: «Мать и дитя», «Материнская нежность», «Венера и Амур».

Не сумев поступить в Школу изящных искусств (он пытался поступить туда четыре раза), Роден начинает работать помощником в мастерской Альбера Карье-Беллёза при Севрской мануфактуре, постигая там все нюансы работы скульптора: «Необходимость заработка заставила меня изучить все стороны моего ремесла, — писал впоследствии Роден. — Я... обтёсывал мрамор, камень, работал по орнаменту и в ювелирном деле. Для меня всё это послужило своего рода обучением... я изучил, таким образом, всестороннее мастерство скульптора». Роден выполняет значительную часть работы, хотя в качестве автора фигурирует его патрон.

Много лет спустя он расскажет: «На улице Лебрен, около мастерской, основанной в XVII веке братьями Гобелен, я снял конюшню за 120 франков в год. Она показалась мне достаточно светлой и большой: я мог отходить на несколько шагов от своей глины и сравнивать её с моделью».

Сколько его творений погибло там от холода, от сырости! В том числе и великолепная «Юность», о которой сам Роден говорил: «Я никогда не создавал ничего лучше её».

От тех времён потомкам осталось немногое: бюст отца, тщательно проработанный, подробный, напоминающий римские скульптурные портреты, но в котором ничего или почти ничего ещё не предвещает будущего Родена, и маска «Человек со сломанным носом».

После франко-прусской войны (1870-1871) Роден вместе с Каррье-Беллезом, получившим большой заказ в Бельгии, выезжает в Брюссель, где он пробудет до 1877 года. Вскоре работу возглавил местный мастер Ван Расбург, и Роден продолжает свою деятельность уже под его руководством. Также в Брюсселе Роден оформил монументально-декоративной скульптурой здание Биржи, дворца Академии, многих особняков, декорировал фонтан в Антверпене, лепил каменные статуэтки; также продолжил самообразование, в основном в области средневекового искусства и творчества Рубенса.

В 1875 году, скопив немного денег, Роден смог впервые поехать в Италию, где познакомился со скульптурами Микеланджело, Донателло, стилем готики. Работы итальянского зодчества открыли Родену, насколько выразительной может быть пластика человеческого тела. "В Италии я... увлекся великим флорентийским мастером, и эта страсть, без сомнения, отразилась на моем творчестве... Микеланджело, — писал Роден, — это дыхание жизни...". Находясь под влиянием великого мастера, Роден исполняет одно из самых знаменитых своих произведений – «Бронзовый век» («Раненый воин» или «Побежденный»,1876-1880гг.). Он вложил в скульптуру более общий смысл — идею пробуждения человечества.

Появление статуи в Салоне сопровождалось грандиозным скандалом. Злобствующая критика обвинила скульптора в том, что он прибёг к муляжу — снял слепок с натурщика. Только вмешательство целой группы художников, обратившихся к министру изящных искусств, смогло положить конец незаслуженным обвинениям.

Вслед за «Бронзовым веком», купленным в собрание Люксембургского музея, Роден создаёт статую «Иоанн Креститель» (1878) — образ мыслителя-проповедника, полного величавого спокойствия.

Однако финансовое положение скульптора всё ещё неустойчиво. Ради заработка ему приходится выполнять заказы Севрского фарфорового завода. Для конкурса на лучший памятник воинам, погибшим в войне 1870–1871 годов, Роден сделал динамичную и одновременно монументальную скульптурную группу «Призыв к оружию» (1879 г.). Отвергнутая жюри, она уже после смерти автора была отлита в бронзе и установлена в Вердене как монумент, призывающий народ Франции противоборствовать германской агрессии.

В 1880 году Роден получает заказ правительства на оформление главных дверей строившегося Музея декоративного искусства в Париже. Названные «Вратами ада», они стали величайшим творением Родена, над которым он работал до конца жизни (1880­–1917 гг.).

Роден вступил в пору расцвета своего таланта. Близка к завершению основная часть «Врат ада», созданы бессмертные «Три тени» (1880), «Кариатида», «Ева» (1883) и знаменитый «Мыслитель»(1880–1882 гг.).

В процессе работы над Вратами возникли идеи многих композиций, которые затем (в увеличенном масштабе) стали самостоятельными произведениями. Таковы «Мыслитель», «Тень», «Три тени», «Уголино», «Адам», «Ева», «Данаида», «Та, которая была прекрасной Ольмьер», «Поцелуй», «Вечная весна» и другие.

Одновременно с вратами Роден выполняет памятник гражданам Кале (1884—88). Скульптура была заказана муниципалитетом города Кале в память о подвиге далекого прошлого: во время Столетней войны, в 1347 г., шесть самых уважаемых жителей города добровольно согласились принять смерть, чтобы спасти своих сограждан от гибели, а город от разграбления. Не нарушая композиционной целостности группы, скульптор с необычайным реализмом раскрывает неповторимый характер каждого персонажа, его чувства, мысли и переживания в преддверии надвигающегося конца.

Однако произведение Родена оказалось настолько необычным, что заказчик вначале отказался от него. Лишь 3 июня 1895 г. композицию отлили в бронзе и установили в Кале.

Памятник сразу стал знаменитым. О «Гражданах Кале» много писали. Посмотреть на творение великого скульптора приезжали со всех уголков Франции.

В 1883 году в мастерскую Родена пришла красивая сероглазая девушка, которая хотела учиться скульптуре — Камилла Клодель. Она стала ученицей и помощницей мастера. Для художника Камилла стала женщиной, которую он давно ждал и которой он мог открыть свою душу. Его поражала её культура, её молодость вдохновляла, её талант восхищал. Этот союз был плодотворен не только для ученицы, но и для учителя — в течение десятилетия были созданы многие самые значительные его работы. В 1885 году учитель лепит Клодель, назвав портрет «Аврора», в следующем году появилась «Мысль».