Смекни!
smekni.com

История развития искусства в начале XX века. Модерн в России (стр. 4 из 4)

Композиции модерна тяготеют к трем основным схемам. Наиболее простая сводится к вариациям главной, более или менее ясно воспринимаемой формы. Большая форма (макроформа) - силуэт здания, абрис плоскости фасада - повторяется в более мелких частях, сетке окон, рисунке оконных проемов, горизон­тальных и вертикальных членениях, дополняется и поддерживается декором, линиями карнизов, балконов, эркеров.

Второй вариант композиции основан на сопоставлении нескольких форм, подчиненных и сводимых к "главной" форме. Таков особняк А.И. Дерожинской (арх. Шехтель), композиция которого строится вокруг объема "двусветного" огромного холла, высокий витраж которого, фланкированный двумя башнями, определяет выразительность главного фасада. Нарочитое смещение масштабных соотношений в архитектуре холла подчеркнуто размерами камина, почти вдвое превышающего обычные. Здесь как бы доведен до предела тот прием контраста огромного камина и небольших парадных покоев, который был применен Шехтелем еще в собственном особняке. Огромный масштаб холла лишь подчеркивает уют и камерность остальных помещений, образующих вокруг него круговую анфиладу.

Наконец, модерн прибегает к еще одной разновидности композиции, когда отдельные относительно завершенные в себе элементы образуют благодаря внутреннему ритмическому единству художест­венное целое. Между этими тремя вариантами множество переходных форм, часто они выступают в сочетании.

Стилизация, любовь к линейности, силуэту и орнаментации, орнамен­тально-графическая трактовка форм несут отрицание эстетического идеала эклектики. Недаром один из крупнейших представителей и теоретиков модерна Ван де Вельде избегал применять по отно­шению к произведениям нового стиля слова "скульптура" и "живопись", предпочитая им слово "орнаментация". Живопись и скульптура принадлежа­ли иной эпохе, и цели их были иными, чем те, которые вызвали к жизни орнаментацию. Орнаментация и орнаментальность, линейность - воплощенный протест против тяжеловесной роскоши уходившей в прошлое эпохи и материализация мечты о мире, свободном от помпезности и представительности, демократичном по своей сути.

Мир легких, подвижных, но от этого не теряющих живой пластичности массы, сравнительно малочисленных вещей модерна - чувствительная про­тивоположность домам и интерьерам второй половины XIX в., заполненным вещами, похожим на склады и музеи.

Линейность, ведущая к орнаментализации формы, явилась не только важным средством формирования концепции модерна, но и оказала ощутимое воздействие на преобразование окружающей среды. С ее помощью и в сочетании с другими излюбленными модерном приемами - компактным планом, прозрачными и полупрозрачными перегородками (железные решетки, занавеси из стекляруса, витражи, матовые стекла), широкими нишами в комнатах, огромными окнами во всю стену - достигается единство пространства отдельного помещения с системой внутреннего пространства всего здания, а также связь его с природным или городским окружением.

Заключение

XIX век в истории России часто называют серебряным веком русского искусства, и это не случайно. Это время небывалого культурного взлета, затронувшего все виды искусства: архитектуру, живопись, музыку, литературу. Это время бесконечных художественных исканий и взаимодействия новаторства и традиции. И наконец, это время укрепления русского национального самосознания.

Именно в русле споров о судьбе России и её исключительной миссии развивалась вся русская культура XIX века, зарождались новые тенденции в искусстве, складывался так называемый неорусский стиль эпохи модерна.

В конце XIX – начале ХХ века, когда особенно остро стали ощущаться упадничество и подражательность архитектуры, традиции национального зодчества творчески перерабатываются мастерами русского модерна, которые пытались придать общеевропейскому стилю национальные черты. Появление нового стиля было обусловлено не только подъёмом патриотических настроений, но и эстетикой романтизма с её стремлением к национальным истокам и самобытности.

Модерн явился одним из самых значительных стилей, завершающих XIX столетие и открывающих следующее. В нем были использованы все современные достижения архитектуры. Модерн – это не только определенная конструктивная система. Со времени господства классицизма модерн, возможно, самый последовательный стиль по своему целостному подходу, ансамблевому решению интерьера. Модерн как стиль захватил искусство мебели, утвари, тканей, ковров, витражей, керамики, стекла, мозаики, он узнается везде своими тянутыми контурами и линиями, своей особой колористической гаммой блеклых, пастельных тонов, излюбленным рисунком лилий и ирисов, на всем лежащим привкусом декаданса.

Поисковый, экспериментальный характер модерна породил небывалое многообразие произведений архитектуры – от особняков преувеличенно пластичных форм до строгих, конструктивно-аскетичных производственных сооружений, а также предопределил использование форм других стилей.

Парадоксальность модерна состоит в том, что он смог произвести как бытовые, индустриальные сооружения, законченные в своей рациональности, так и фантастические, сказочные особняки, каждый из которых – уникальное произведение искусства.

Модерн не зря затронул абсолютно все жанры русского искусства (в большей или меньшей степени): он явился необходимым звеном в эволюции искусства рубежа веков. К сожалению, то, что модерн был слишком индивидуальным, то, что вызвало его к жизни, явилось и причиной его гибели. Фактически модерн погубил сам себя, но дав при этом возможность существования множества других, более устойчивых стилей в русском искусстве.

Список использованной литературы

1. Зодчие Москвы времени эклектики, модерна и неоклассицизма. М, 1998.

2. Зотов А. Русское искусство с древнейших времен до начала ХХ века. М, 1979.

3. Ильина Т.В. История искусств. М., Высшая школа, 2000.

4. Нащокина М.В. Сто архитекторов Московского модерна. М, 2000.

5. Федотова Е. Русский модерн. Воплощение прекрасной мечты // «Salon», №4, 1999г.