Содержание
Введение 2
Модерн в русском искусстве 3
Изобразительное искусство 6
Модерн в скульптуре 9
Модерн в архитектуре 9
Заключение 19
Список использованной литературы 21
Сложная и необычайно напряженная духовная жизнь русского общества на рубеже XIX - XX столетия заставляла зодчих, художников, музыкантов, актеров, поэтов упорно искать новые формы выражения, новые приемы синтеза искусств. Так появился модерн, или «новый стиль», в котором свободная планировка, новые строительные, конструкционные и отделочные материалы стали основой создания ярко индивидуализированных сооружений с асимметричными композициями, стилизованными формами прежних эпох, острохарактерными образными решениями.
Как и на Западе, в нашей стране творческая интеллигенция стремилась не столько создать новый художественный стиль, сколько найти некое противопоставление эклектике. Но во всей деятельности мастеров искусства отчетливо просматривается ностальгия по традициям национальной культуры, соединенная с духом западничества и очень сильная в этот период идея свободного творчества, индивидуализма.
Модерн сформировался на Западе прежде всего в бельгийской, южногерманской и австрийской архитектуре, он представлял собой явление, в общем, космополитическое. Однако русский модерн имеет некоторые отличия от западноевропейского. В сущности, он представляет собой смесь с историческими стилями неоренессанса, необарокко, неорококо и пр.
Основополагающей для стиля модерн в России стала проблема синтеза искусств. Повышенная забота о красоте заметна в каждом предмете модерна (отсюда – огромное значение орнамента и декора). В современном искусстве, когда вновь идет формирование и поиски стиля, особенно важным является изучение формирования и характерных особенностей стилевых течений прошлого. А модерн, затронувший все сферы жизни человека, является вообще исключительным явлением в русском искусстве, до сих пор удивляющий людей своей удивительной гармонией. Стиль модерн был новым этапом в синтезе архитектуры, живописи, декоративных искусств, музыки и литературы, по-настоящему объединивший их внутри единого стилевого направления. Поэтому мне кажется актуальным рассмотреть эту тему: это искусство, из которого сформировалось стилевое направление целой эпохи.
Цель работы – анализ характерных черт и особенностей стиля модерн в России.
Задачи работы:
1. Проанализировать понятие стиля модерн и обозначить его общие стилевые черты.
2. Рассмотреть основные черты модерна в архитектуре, скульптуре и живописи.
Оглядываясь на прошедшую эпоху, мы можем сказать, что новый стиль не просто «обновил» искусства, но и собрал, обобщил все, что было в предшествующих стилях. В модерне причудливо переплетаются орнаментальность и функциональность, утонченность и простота, образуя чрезвычайно своеобразный сплав. В результате же необычайно короткого время существования модерна, все его противоречия и сочетания оказались необычайно нагромождены друг на друга, сплелись в неоднозначный архитектурный, живописный узор. Так родился стиль индивидуальности – русский модерн.
Модерн (от французского moderne – новейший, современный) стиль в русском, европейском и американском искусстве конца XIX – начала XX вв. Новое движение ведет свое летосчисление с того момента, когда группа художников в знак протеста против официального академического искусства вышла из состава мюнхенской выставочной организации "Glaspalast". Отсюда происходит и наименование стиля: сецессион (от лат. secessio – отделение, уход), которое привилось в Австрии. В Германии для обозначения этого направления в искусстве бытовал и термин "молодой стиль", югенд-стиль (Jugendstil), во Франции – "новое искусство", арт нуво (art nouveau), в России и Англии – "современный стиль", "стиль модерн".
Основные принципы нового стилевого направления первым сформулировал активнейший идеолог и практик модерна Ван де Вельде. Ван де Велде становится одним из наиболее ярких выразителей новых тенденций, идеологии и практики новой художественной промышленности. Его отличает страстное увлечение техникой, машиной. Утилитарная конструкция, считает он, может быть красивой и без орнамента; орнаментальное, эстетическое начало заложено в самой форме предмета. Ван де Велде представляет "абстрактное" направление модерна; стилизованному растительному орнаменту так называемого "флореального" направления он противопоставляет динамический линейный орнамент, как более соответствующий новой технике в архитектуре и художественной промышленности.
Несмотря на необычайное разнообразие форм, произведения модерна характеризовались определенными стилевыми чертами. Основным идейным принципом нового направления был отказ от прямой преемственности стилей. Источниками, питавшими причудливый мир форм модерна, были, с одной стороны, фигурно-орнаментальные мотивы открытой в те годы крито-микенской культуры, с другой – архитектура, прикладное искусство и неповторимая по тонкости графика Японии. Это последнее, но, пожалуй, и самое глубокое влияние дальневосточного искусства на европейское.
Утверждая единство стилеобразующих принципов всего окружения человека – от архитектуры жилища до деталей костюма, ведущую роль представители стиля отдавали архитектуре как основе искомого ими синтеза искусств. Наиболее ярко выразился в архитектуре частных домов-особняков, в строительстве деловых, промышленных и торговых зданий, вокзалов, доходных домов. Одним из основных выразительных средств в искусстве модерна был орнамент характерных криволинейных очертаний, часто пронизанный экспрессивным ритмом и подчинявший себе композиционную структуру произведения. В интерьерах изящные линейные плетения, подвижные растительные узоры рассыпаны по стенам, полу, потолку, концентрируются в местах их сопряжения, объединяют архитектурные плоскости, активизируют пространство. Произведения живописи и скульптуры теряют свой самостоятельный характер, включаясь в общий ансамбль интерьера модерна. В живописи преобладающее значение получают панно, в скульптуре – рельефы.
Архитектура модерна тяготела к нескольким типологическим вариантам сооружений: небольшой особняк, многоквартирный доходный дом и общественное здание. Для архитектуры эпохи модерна характерны свободная композиция объемов, плавность, текучесть линий, использование в декоре разнообразных материалов, различных по фактуре и цвету, и т. п.
Весьма важным для нас является то, что модерн стремился к осуществлению художественного синтеза в самых разных областях. В связи с этим большое распространение получили идеи создания единой художественно оформленной предметно-бытовой среды.
В изобразительных искусствах модерн проявил себя: в скульптуре – текучестью форм, особой выразительностью силуэта, динамичностью композиций; в живописи – символикой образов, пристрастием к иносказаниям; в литературе новые тенденции нашли выражение в появлении поэзии символизма и других литературных течений, для которых основной характеристикой стал отказ от прямого, «приземленного» восприятия реальности.
Несмотря на недолговременность своего существования, модерн в той или иной степени проявился во всех видах изобразительного искусства, что способствовало эстетизации быта.
В 1898 г. в Петербурге было основано новое художественное объединение, получившее название «Мир искусства». Во главе образовавшегося кружка встали художник А.Н.Бенуа и меценат С.П.Дягилев. В объединение входили очень многие художники: Л.С.Бакст, Е.Е.Лансере, К.А.Сомов, М.А.Врубель, В.А.Серов и др. Эстетика большинства представителей «Мира искусства» являет собой русский вариант модерна. «Мирискусники» отстаивали свободу индивидуального творчества. Главным источником вдохновения признавалась красота. Современный мир, по их мнению, лишен красоты и поэтому недостоин внимания. В поисках прекрасного художники "Мира искусства" в своих работах часто обращаются к памятникам прошлого. Для художников рубежа веков социальные проблемы в истории теряют первостепенное значение, ведущее место в их творчестве занимает изображение красоты старинного быта, реконструкция исторических пейзажей, создание поэтизированного романтического образа «ушедших веков».
Модерн пронизывает все жанры живописи, в том числе и «передвижническое» искусство – крестьянские темы, восприятие образов Руси. Так, мы видим несомненное влияние нового стиля на М.В.Нестерова, который много занимался религиозной монументальной живописью. В его искусстве прослеживается стремление к плоскостной трактовке композиции, нарядности, орнаментальности, утонченной изысканности пластических ритмов – характерные черты русского модерна. Это можно наблюдать в одном из лучших полотен художника, посвященных женской судьбе, - «Великий постриг»: нарочито плоскостные фигуры монахинь, «черниц» и «белиц», обобщенные силуэты, как бы замедленный ритуальный ритм светлых и темных пятен – фигур и пейзажа с его светлыми березами и почти черными елями.
Творчество художника В.А.Серова фактически ознаменовало собой смену эпох в изобразительном искусстве. Собственно, весь творческий путь Серова – эволюция от импрессионистической достоверности портретов и пейзажей к модерну в исторических мотивах и композициях из античной мифологии.
Исторические композиции (Петр I) В.А.Серова основаны на принципах модерна: представлениях о плоскостности и повышенной декоративности. Это же принципы сказались в его портрете танцовщицы Иды Рубинштейн (и многих других), в его эскизах к «Похищению Европы» (и в самой картине) и «Одиссею и Навзикае».