Смекни!
smekni.com

Первые речные цивилизации и особенности их культур (стр. 3 из 5)

[8]Культура Древнейшего Китая

Корни зарождения великой культуры Китая относят к древним временам. Показателем общего подъема культуры Древнего Китая являются развитие научных знаний, письменности, искусства и литературы.

Уникальна, история письменности Китая. Древнейшие китайские тексты, гадательные надписи, нацарапанные на бараньей лопатке или черепаховом панцире, относятся к III - II тыс. до н.э.: такой панцирь или лопатка помещались в огонь, и ответ на заданный вопрос "вычитывался" по форме и расположению образовавшихся трещин.

Во II тыс. до н.э. появляются надписи на ритуальных бронзовых сосудах, а с начала I тыс. до н.э. для письма стали использоваться бамбуковые планки, скрепленные шнуров, текст писался вдоль планки по вертикали. На одной такой планке вмещалось около 40 иероглифов, так что даже небольшая по содержанию книга имела значительный объем. В III в до н.э. китайцы начали применять в качестве материала для письма шелк, но он был очень дорог. В I в. до н.э. китайцы изобрели бумагу, что способствовало широкому распространению письменности. Уже на бамбуковых планках ( а позднее - на шелке и бумаге) писали с помощью кисти тушью, изготавливаемой из каменного угля или сажи от сжигания сосновых дров. Ошибки исправлялись путем подчистки ножом, поэтому выражение "нож и кисть" стало метафорой для обозначения чиновников.

Распространение письменности и возрастание ее общественной роли потребовало унификации начертания иероглифов.

Каллиграфия считается в Китае видом искусства и высоко ценится, живописные полотна часто украшаются каллиграфическими надписями.

Китайская письменность еще в древности широко распространилась по всей Юго-Восточной Азии.

Не менее интересна и литература Китая. Древнейшая дошедшая до нас библиография китайской литературы принадлежит Бань Гу (32-92 гг н.э.). В своей работе "описание искусств и словестности" (являющейся частью его же "Истории династии Хань"), он выделяет основные имеющиеся виды литературы: канонические философские книги (включая исторические), стихи и поэмы, сочинения по военной науке, книги по астрологии, медицинские книги.

Китайская средневековая литература чрезвычайно богата по содержанию. Высокая оценка литературы в самой китайской культуре сказывается уже в том, что в государственных экзаменах на должность чиновника требовалось в первую очередь знание классической литературы. Большое влияние на китайскую литературу оказали религиозные идеи конфуцианства и даосизма, а позднее и буддизма, особенно чань-буддизма. Китайская беллетристика возникает в ІІІ - VI вв. в форме так называемых "рассказов о чудесном жанре, который был ведущим в эпоху Сун в Китае возникает повесть, для эпохи Юань характерен расцвет драматургии, в эпоху Мин достигает расцвета повествовательная проза в форме эпопеи и романа.

Главенствующее место в китайской литературе всегда занимала поэзия, поэтому даже проза всегда насыщается стихами, которые, по мнению китайцев лучше всего могут выразить человеческие чувства.

Говоря о культуре Китая нельзя обойти вниманием музыку.

Китайская музыка - одна из древнейших в мире. Она насчитывает много местных вариантов. В китайской музыке преобладает одноголосие. В основе ее 5-ти звуковая система (пентатоника), но встречаются образования, построенные на 7-ступенных ладах. Музыкальные инструменты: цисяньцинь, пипа, хуцинь или эрху, ди,шэн... Изучением китайской музыки занимались древние китайские философы, богословы, математики. Конфуций отводил в своем учении большое место музыке и занимался собиранием народных песен.

Великая Китайская стена - одно из самых больших и искусных строительно-технических сооружений всех времен. ЕЕ строили примерно десять лет начиная с 220 года до н.э. при императоре Цинь Шихуанди. Некоторые участки оборонительной стены были построены еще до того в разных воевавших друг с другом маленьких царствах на севере. Цинь Шихуанди набрал целую армию крестьян, солдат, преступников и политических заключенных, чтобы обновить поврежденные места и соединить эти участки. Так возник сплошной крепостной вал, идущий через горы вдоль границы его империи. Стена была задумана как укрепление против набегов воинственных кочевников монголов с севера, а также, по всей вероятности, как доказательство власти и величия императора...

После проникновения в Китай буддизма начинается строительство буддийских храмов, это прежде всего скальные храмы и пагоды..

Изобразительное искусство Китая представляли тяжеловесные бронзовые сосуды, служившие для жертвенных возлияний духам. Наряду с бронзовыми сосудами появилось и множество предметов: круглые бронзовые зеркала, инкрустированные с оборотной стороны серебром и золотом, украшенные росписью музыкальные инструменты и мебель, яркая расписная лаковая утварь, предметы из резного дерева и камня. В гибких плетениях их узоров отразилось более многоплавное осмысление мироздания, воспринимаемого как стихия бесконечного космического движения и противоборства света и тьмы. В Х веке при императорском дворце была создана Академия живописи, где художники заняли почетные места.

Показателем общего подъема культуры Древнего Китая было развитие научных знаний, прежде всего математики. С развитием математики были тесным образом связаны значительные достижения древних китайцев в области астрономии и календаря.

Весьма значительное развитие получила в Древнем Китае медицина. Древне-китайские врачи еще в IV - III вв. до н.э. стали применять метод лечения, получивший в последствии широкое применение в традиционной китайской медицине - иглоукалывание, или акупунктура. Чрезвычайно интересны рукописи медицинских сочинений, найденные недавно в одном из ханьских погребений начала ІІ в до н.э.. Они включают трактат по диетологии, руководство по лечебной гимнастике, пособие по лечению методом прижиганий и, наконец, сборник различных рецептов. Последний содержит 280 предписаний, предназначенных для лечения 52 болезней (в том числе судорог, нервных растройств, лихорадки, грыжи, глистных заболеваний, женских и детских болезней и.т.д.). К ІІІ в относится применение знаменитым врачом Хуа То местной анестезии при полостных операциях.

За период от зарождения цивилизации и примерно до XII в. в Китае было сделано больше открытий и изобретений, чем в любой другой стране, а может быть, даже и больше, чем во всем остальном мире.

К важнейшим открытиям Средневековья относятся (X - XIII вв.) изобретения пороха и компаса.

[9]Древнейшая Индия.Инд и Ганг

Индия — во многих отношениях загадочная и таинственная страна. Ее история одна из наиболее темных и неизвестных. Другие страны древности оставили потомству свои памятники, храмы или дворцы, но в Индии самые древние постройки и храмы не превосходят своей древностью эпоху III века до начала нашей эры; эту хронологическую дату можно с некоторой натяжкой отодвинуть еще на 150—200 лет, но не более.

Древние индусы не воздвигали ни храмов, ни надгробных памятников, они не строили ни пирамид, ни башен, не высекали на каменных скалах барельефов, способных возбудить удивление отдаленных потомков, индусы не вели даже летописей своей истории, и поэтому Древняя Индия живет для нас только в своих священных гимнах и в своих эпических поэмах.

На самом деле человечество обязано Индии первыми начатками поэтического и умственного развития, и тем не менее, к сожалению, необходимо констатировать тот факт, что история Индии совершенно неясна, неизвестна и, по всей вероятности, останется такой навсегда. Густой мрак скрывает от нас эпоху древнейших ведийских гимнов, отражающихся неясными, фантастическими тенями в великих эпосах «Рамаяна» и «Махабхарата». Законы Ману, относимые различными учеными к эпохам IX или V веков до начала нашей эры, представляют как бы надгробный памятник цивилизации, ход и развитие которой нам совершенно неизвестны, но которая тем не менее сыграла в развитии человеческого рода важную роль, по своему значению превосходящую роль всех остальных речных цивилизаций. Ни Египет, ни Передняя Азия не оказались в силах, подобно Индии, создать такой социальный строй, который регулировался бы самостоятельным взаимодействием своих органов, основывался бы на своих собственных силах и мог бы существовать без постоянного вмешательства особой принудительной власти. В истории Египта и Халдеи нельзя даже заметить стремления к такому социальному строю, который создался в Индии; правда, этот строй был основан на таких принципах, которые мы признаем безумными и жестокими, но в области которых по крайней мере не было места произволу жреца или царя. Известно, что законы Ману даровали жрецам особенные, чудовищные привилегии, и тем не менее не только брахманы, но и сам Брахма не мог бы превратить шудру в вайшия или же, наоборот, перевести какого-либо человека из более привилегированной касты в касту более низкую, если только этот человек не пренебрегал исполнением обязанностей и формальностей, налагаемых на него фактом его принадлежности к касте. Неравенством каст Индия открывает историю права.

Когда македонское нашествие пробудило от векового оцепенения народы области Инда и Ганга, настал момент для великой революции, в развитии которой буддизм сыграл только роль первого двигателя; это обстоятельство сообщает буддийской религии непредвиденную и даже нежеланную для ее первых апостолов важность.

Некоторые специалисты по индийской культуре, особенно [10]Макс Мюллер, преувеличивают, утверждая, что древняя цивилизация индоарийцев носила исключительно религиозный характер. Действительно, большинство гимнов Ригведы составлено с целью восхваления божества, т.е. вообще всего, «что наиболее могущественно». Однако, бесспорно, существовали эпохи, когда пантеон ведийских поэтов не был населен воображаемыми существами больше, чем пантеон египтян, когда у них, кроме фараона, быка и барана, не было других богов. В течение очень долгих веков арийцы Пенджаба поклонялись только Агни — богу домашнего очага и Соме — опьяняющему напитки. Индра — бог небесного огня и бури — появляется в их пантеоне значительно позднее.