Смекни!
smekni.com

Первые речные цивилизации и особенности их культур (стр. 4 из 5)

По убеждению древних арийцев, поэт или жрец до некоторой степени имел власть даже над самими богами и был в состоянии увеличивать или уменьшать их мощь. Арийцы верили, что «боги рождаются из воздуха, выдыхаемого певцом», а следовательно, существуют лишь постольку, поскольку существует вдохновенное настроение их почитателя.

Цивилизация Древней Индии далеко не была созданием только одних арийцев, она была результатом коллективных усилий всех племен, обитавших в бассейнах Инда и Ганга. Вообще нет никаких оснований приписывать терминам «ария» и «даса», встречающимся в ведийских гимнах, то значение, которое эти термины имеют для современных этнографов и антропологов. То место «Махабхараты», где говорится, что каждая из каст Индии, носящих общее название варна (цвет, оттенок кожи), отличается особой окраской кожи — белой у брахманов, красной у кшатриев, желтой у вайшиев, черной у шудров, — совершенно достаточно для того, чтобы удостоверить, что различия между арийцами и дасиями не исчерпывались разницей в цвете кожи и в этнологических отличительных чертах. В Индии была, собственно, лишь одна вполне арийская, или белая, каста, именно кшатрии, т.е. воины, и тем не менее брахманы, кшатрии и вайшии — все назывались общим именем «ария» (благородные) и двиджас (дважды рожденные) xv.

Общие черты исторического и культурного движения, с полной очевидностью обнаруживаются и в сложной и таинственной истории Индии. Контраст между идиллической анархией первобытной ведийской эпохи и жестоким деспотизмом кастовой организации общества в брахманический период индийской истории теснейшим образом соответствует разнице физико-географических условий, среди которых осуществились последовательные фазы исторической эволюции Индии. Более древняя из этих фаз, именно отмеченная характером идиллической анархии, развилась в волшебно плодородных долинах Кашмира; вторая началась и протекала в области Мадья-деса (центральная часть Индо-Гангской долины), на обширной равнине, ограниченной с севера зачумленной местностью «тераи» xvi , а на востоке отделенной от бассейна Брахмапутры и Бенгальского залива нездоровой болотистой страной, где смерть пожинает обильную жатву xvii . На юге эта область соприкасается с Деканом, а на ней Раджпутаны XVIII , которая отделяет ее от Оманского моря.

Ареной культурной истории Индии в продолжение всей ведийской эпохи была западная половина Мадья-деса. Поэты, составители гимнов Ригведы, говорят только об одной реке — Синд (Инд); только в одном из гимнов упоминается о Ганге. Наоборот, в брахманическую эпоху цивилизация расцветает на берегах Ганга, а вся западная часть страны превращается в дикую область. В эпоху расцвета цивилизации на берегах Ганга в Индии окрепла кастовая организация.

Несмотря на крайне скудные памятники, оставленные первобытной индийской цивилизацией, несмотря на очевидное искажение памятников древней письменности позднейшими поколениями брахманов, все же мы имели возможность проследить распространение индийской цивилизации с верховьев Инда к устью, в ту страну, где Инд, пробившись через пески пустыни, теряется в огромной лагуне. По мере того как древние арийцы, основатели индийской цивилизации, удалялись из счастливой Верхней страны, в их душах ослаблялось доверие к своим силам. Радостное настроение, порожденное свободной жизнью под благодетельным небом, среди богатых пастбищ и плодородных полей, заменялось чувством страха перед засухами и боязнью недостатка воды. Глава рода или семейства, повинуясь собственным порывам вдохновения, еще, правда, призывает богов — распределителей благ, но религиозный культ все более и более отклоняется от божеств Агни и Сомы, мирных покровителей домашнего очага; на сцену выдвигаются новые божества — бог атмосферы Индра и повелитель ветров Рудра, который громовым голосом гоняет по небу облака, этих «небесных коров», и заставляет их орошать поля арийцев. В общественной жизни начинают играть заметную роль жрецы как обособленная жреческая каста.

Арийское общество, правда, искони разделялось на пять классов ( Pantcha manoucha ) — слуги, господа, воины, посвященные и князья. Но в эпоху составления Ригведы ни один из этих классов не господствовал над другими, не эксплуатировал и не подавлял других. Один из гимнов Ригведы говорит, что «в сражении Агни очень часто помогает и незнатному арийцу».

Инд иногда сравнивают с Нилом, так как и он орошает своими водами пустыню и оплодотворяет прилегающую к нему местность. Не без некоторого основания можно назвать и весь Пенджаб Египтом в миниатюре, окруженным четырьмя или пятью маленькими Месопотамиями. Раздробление его территории на разные физико-географические области препятствовало образованию в его границах единого политического целого и, наоборот, благоприятствовало созданию нескольких областных деспотий, управлявшихся отдельными деспотами, которые строили дороги, проводили каналы и т.п. Надо полагать, что в минуту общих бедствий эти отдельные государства должны были вступать друг с другом в союз, но история не сохранила об этом никаких воспоминаний; чаще всего эти деспотии враждовали друг с другом и стремились победить своих соперников; раджа, покоривший своих соседей, получал титул махараджи. Как кажется, первый из раджей, успевший объединить под своей властью все племена западной Арьяварты, был Магадха, основавший свою столицу Гастинапуру в бассейне Инда xxii .

Оба великих речных бассейна Арьяварты — бассейн Инда и бассейн Ганга, — не будучи разделены никакой естественной преградой вроде высокой горной цепи, обладали почти одинаковыми географическими условиями, а следовательно, и почти тождественными данными для решения основной проблемы своего существования — регулирования вод. В долине Ганга, между устьем Джамны и Бенаресом, в среднем выпадает несколько больше дождя, чем в долине Инда, но все же количество влаги и здесь недостаточно, чтобы обеспечить урожай хлебов. В урожайные годы плодородие почвы здесь не меньше, чем в долине Нила и в Месопотамии; благодаря этому восточная часть Арьяварты была с незапамятных времен населена наиболее густо, а следовательно, наиболее сильно страдала от засух и голодовок. Целая сеть заботливо поддерживаемых каналов является здесь настоятельно необходимой, для того чтобы полностью эксплуатировать в целях земледелия капризные течения Джамны и Ганга.

Некоторые исследователи ставят вопрос: не зародилась ли индийская цивилизация раньше в долине Ганга, чем в долине Инда. Но разрешить этот вопрос не представляется возможным за неимением данных. Мы можем лишь предполагать, что плодородные долины по Гангу и его притокам раньше увидели высшие фазы цивилизации; интересно отметить, что Пенджаб и доселе остается беден большими городами, тогда как в восточной Арьяварте таких городов сравнительно много.

Достигнув предела развития речного периода цивилизации, индусская нация, запертая в изолированной стране, примирилась со своей судьбой и безропотно покорилась; индусский народ замер в бездействии, в бесстрастном покое и в созерцательном экстазе; характерной чертой индусской жизни явилось факирство — это своеобразное явление, самопроизвольно выросшее на почве, оплодотворенной Гангом. Но суровый режим кастового строя господствует главным образом в восточной половине Арьяварты, тогда как на берегах Инда, в Раджпутане и Кашмире, еще и в наши дни слышатся замирающие отголоски ведийских традиций.


Заключение

Каждая из четырех великих культур древно­сти, как это свидетельствует изучение, является результатом гидрологических систем тех стран, которые служили им колыбелью, и, сообразно с этим, культурная история во всем Старом Свете представляет собою тяжкую задачу, заданную человеку физико-географическими особенностями страны.

Есть одна книга,автор которой является [11]Лев Ильич Мечников,и он своей книге доказывает, что с его точки зрения основной причиной зарождения и развития цивилизаций являются реки. Ведь все народы, которым было суждено стать «избранными» и раньше всех начать развивать культуру, обитали на берегах великих рек.

Приведенных в его книге фактов вполне достаточно, чтобы понять отсутствие синхронизма между цивилизациями древних народов. Если бы даже ученые сумели доказать, что четыре древние цивилизации не зародились самостоятельно и независимо друг от друга в тех странах, где они развились, если бы был даже установлен факт происхождения этих цивилизаций от одного обще­го корня, то и тогда период созревания и роста цивили­зации мог бы быть неодинаков для различных стран и ее последовательное развитие могло бы идти более или менее быстрым темпом соответственно физико-географическим условиям данной страны. Однако, это были наиболее развитые культуры и, в общем, они развивались хоть и не совсем в одно время, но приблизительно одинаковыми темпами и по почти одному сценарию.


Список использованной литературы

1. Древний Египет. Энциклопедия под ред. В. В. Солкина. -М., 2005, 2-е изд.-2008

2.Котрелл Л. Во времена фараонов. — М., 1982.

3.Масперо Г. Египет. — М., 1915.

4. Шоу Я. Древний Египет. — М., 2006.

5. Древние цивилизации. — М., 1989.

6. К. В. Васильев. Истоки китайской цивилизации. М., 1998.

7.Ежегодник « Brahma Year-Book», который изд. Sophia Dobson (Л., с 1876)