13 – 15 в. (иногда вплоть до 17 в.) – позднее средневековье. (позднее средневековье связывают хронологически с эпохой Возрождения - если в Италии оно совпало с периодом проторенессанса, то во многих северно-европейских странах (Англия, Германия) о средневековье говорят иногда вплоть до XV-XVI века.). Характеристика - процесс централизации государств, форма – сословная монархия. В период позднего средневековья социальной основой культуры все более становилась городская среда, бюргерство, торговля.
Теоцентризм (греч. Theos — Бог + лат. Centrum — центр круга) — философская концепция, в основе которой лежит понимание Бога, как абсолютного, совершенного, наивысшего бытия, источника всей жизни и любого блага. При этом основой нравственности служит почитание и служение Богу, а подражание и уподобление Ему считается высшей целью человеческой жизни.
Наиболее распространен теоцентризм был в Средние века, средневековое искусство замыкается на Боге.
28. Монашество. Роль монастырей в развитии культуры. Монашеские ордена.
Монашество — буквально «уединённое, одинокое жительство».
Термин монашество применяется не только к отдельным лицам, но и к сообществам, обрекающим себя на безбрачие и отречение от всех благ мира, подчиняющимся обычно определённому уставу и имеющим своей целью служение идеалам, достижимым лишь путём самоотречения и удаления от мира. Идея такого обособления, осуществляемого в тех или иных формах, встречается и в религиях Востока (в брахманизме, буддизме, египетском культе Сераписа), а также в греческой философии александрийской эпохи. Особое значение идея монашества приобрела для христианства.
Монашеский орден — в католичестве, а с определенного времени и у некоторых протестантов — сообщество монашествующих, члены которого соблюдают общий устав монастыря и приносят торжественные обеты (в отличие от монашеской конгрегации, в которой приносятся лишь простые обеты). В зависимости от специфики различаются:
Ордена бенедиктинского устава
Нищенствующие ордена
Ордена регулярных каноников
Ордена регулярных клириков
В Восточных католических церквах также существуют монашеские ордена, называемые по-славянски чинами (василиане — Чин святого Василия Великого, и т. п.).
Иконопись, летопись, книжное дело. Содействуя распространению и укреплению христианства, монастыри значительную часть своих доходов тратили на благотворительные цели. Больницы, сиротские приюты.
29. Народная культура и народные праздники в культуре Средневековья.
30. Рыцарская культура.
Рыцарская Культура
- культура, носителем и вдохновителем которой было рыцарство (лат. - всадник) - военное сословие в Западной Европе, пережившее свой расцвет в Х(( - XIV веках. Возникновение в Западной Европе рыцарства было вызвано необходимостью сражаться с арабами и викингами, которые имели конницу. Рыцари были выходцами, как правило, из привилегированного сословия, служили крупному землевладельцу-сеньору. У них выработался свой идеал, свое понятие о чести: благородный воин должен оберегать слабого, держать слово, быть верным сеньору, помогать церкви, быть бесстрашным, никогда не давать себя в обиду, оказывать уважение женщине. Этот кодекс рыцарской чести был огромным достижением в нравственном формировании общества. Рыцарские идеалы отразились в культуре. Раньше и полнее рыцарская культура сложилась во Франции. Первый ее центр - Прованс. Благодатный климат, плодородные земли, оживленная торговля делали Францию райским уголком. Здесь при дворах знати собирались в ХП веке замечательные поэты. Их называли трубадурами (творцами образов-тропов, греч. tropos). Среди них были и крупные феодалы, и простые рыцари. Главной темой их произведений стала любовь к Прекрасной Даме. Лучшее время трубадуров - последняя четверть ХШ века. В это время воспевали любовь и жизнь Бертран де Вентадорн, Пейре Видаль и другие. На смену трубадурам в ХШ веке пришли труверы во Франции и миннезингеры в Германии. Появились рыцарские романы. В ХШ - XIV веках рыцарские романы стали очень популярными в странах Западной Европы. Были широко распространены романы об Александре Македонском. В произведениях бретонского цикла действовали рыцари Круглого Стола, которые собирались при дворе легендарного короля Артура, рассказывая о своих приключениях, о сражениях во славу прекрасной Жениевры, супруги Артура. Все эти романы светлы, красочны, изысканны. В них изображаются утонченные нравы, благородные порывы. Рыцарских романов было очень много, но ни один из них не дошел до нас полностью. Особенностью рыцарской литературы было то, что она создавалась на национальных языках.
31. Романтический и готический стили в искусстве Средневековья.
Романский стиль – стилевое направление в западноевропейском искусстве X-XII века (в ряде стран так же XIII века). Характеризуется органичным слиянием рациональной структуры сооружений и их мощных конструкций – каменных, массивных, лишенных чрезмерного украшательства.
В целом же, прочерчивая определенную линию стилевого развития художественной культуры периода, можно говорить о преемственности последовательно сменяющих друг друга стилей – романского и готического, наложивших свой отпечаток на все виды искусств. Наиболее же ярко эти стили проявляются через характеристику средневековой архитектуры. Использование этих художественных стилей можно применить к искусству средневековья в целом, но в архитектуре они выразились наиболее ярко и полно.
Романский стиль (от лат. romanus - римс.) был господствующим в западноевропейском искусстве Х-Х11 веков (в ряде стран до Х111века). Он выразил стремление королевской власти и церкви опереться на авторитет римской империи. В Западной Европе возник этический и эстетический идеал, противоположный античному искусству.
Превосходство духовного над телесным выражалось в контрасте неистовой духовной экспрессии в проповедях церкви. В сознании народа жила идея греховности мира, исполненного зла, соблазнов, подвластного воздействию страшных и таинственных сил.
К числу архитектурных характеристик храма – крепости (а именно храм, воспринимаемый как незыблемый оплот христианства и «корабль веры», был основным видом архитектурного строительства этого периода) относятся следующие:
сводчатые перекрытия;
доминанта продольного корпуса;
уподобление храма кораблю, за счет того, что боковые нефы строились ниже центрального;
массивная башня над среднекрестием;
выступающие с востока вперед полукруглые аспиды;
наличие 4-х узких башен (по 2 с востока и запада.)
Ярчайшим примером подобной архитектуры могут служить 3 храма на Рейне: Вормс, Шпейер и Майнез, пятинефная монастырская церковь в Клюни.
Сменившее романский стиль, готическое искусство, развиваясь в рамках феодально-религиозной идеологии, по-прежнему оставалось преимущественно культовым: оно отличалось высоким художественно-стилевым единством, господством линий, вертикализмом композиций, виртуозной деталировкой, подчинением логике целого. За легкость и ажурность произведения готического стиля называли застывшей или безмолвной музыкой – «симфонией в камне».
Ведущим типом архитектуры готики стал городской собор, что связано с борьбой городов за независимость и перемещением культурных центров из монастырей в города. Готика в архитектуре развивает сложную каркасную конструкцию (стрельчатые арки, опирающиеся на столбы и т.д.), что требовало математической изощренности работы зодчего и позволило создавать устремленные ввысь соборы с обширными интерьерами, огромными прорезными окнами. В полной мере специфика готического стиля отразилась в архитектуре собора Парижской Богоматери, Реймском, Кельнском.
Внутреннее убранство готического собора заслуживает особого упоминания. Готический собор – целый мир, который может быть назван «Энциклопедией средневековой жизни» (Например, собор в Шартре, украшенный символическими картинами земного и небесного миров, воплощал как бы прообраз вселенной; Реймский собор, служивший для коронования королей, в своем убранстве больше отражал идею всей французской государственности – значительное место здесь отведено портретам французских королей.)
32. Концепции культуры.
5.3.1. Фрейдистское направление
По мнению 3, Фрейда, общество и культура - продукты не столько сложных социально-исторических процессов, сколько сублимированных биологических инстинктов и влечений. Культура связана со структурой личности и механизмами психических процессов. Базисом культуры является передаваемый по наследству Эдипов комплекс.
Происхождение культуры связано с мифической сексуально-психологической драмой (убийством взбунтовавшимися сыновьями деспотического главы первобытной орды), к возникновению системы социальных норм, запретов, социального контроля, санкций и т.д. Как утверждает 3. Фрейд, «это великое событие, с которого началась культура, по 3. Фрейду, это совокупность норм и запретов, подавляющих биологические инстинкты и влечения.
Чем полнее подавление и сублимация, тем выше уровень культуры, поскольку сексуальные и агрессивные импульсы в большей мере направляются на выполнение социально-значимых целей.
Но полное подавление представляет опасность - ведет к деформации и распаду человеческой личности. Культура репрессивна по отношению к человеку, и в этом заключается основное противоречие общества и культуры.
5.3.2. Символическое направление
Культура - это организация вещей и явлений, основанных на символах. Это язык, обычаи, орудия труда, убеждения и многое другое, рассматриваемые отдельно от их человеческих носителей. Основа культуры - символы. Истоки символических теорий восходят к И. Канту.