По его мнению, человек живет в мире явлений, не тождественных объективной реальности. Явление в кантовском смысле отделено от действительности и выступает лишь как символ последней. Человек для себя самого так же, как и природа, есть «вещь в себе».
Немецкий философ Э. Кассирер, противопоставляя символическую теорию культуры натуралистически-позитивистской, продолжает развитие идей И. Канта: человек живет в символической вселенной, он не может иметь дело с действительностью. Вместо того, чтобы иметь дело с вещами, человек все время беседует сам с собой. Он настолько облек себя в языковые формы, художественные образы, мифические символы и религиозные обряды, что не может видеть или знать что-либо без помощи этих искусственных средств. Даже в практической сфере человек не живет в мире твердых фактов или согласно своим непосредственным нуждам и желаниям. Он живет в мире воображаемых эмоций, в надеждах, страхах, иллюзиях и разочарованиях, фантазиях и мечтах. Культура целиком тождественна символам.
5.3.3. Марксистское направление
Основа культуры - производительные силы и производственные
отношения, целесообразная деятельность человека. Культура - продукт истории и рождается в общественно-исторической практике. Основная функция культуры - производство материальных благ. Материальные предметы, идеи, художественные образы - все имеет смысл в связи с практической деятельностью человека, направленной на преобразование природы, социальной среды и совершенствование собственной натуры.
33. Соотношение культур.
35. Возрождение и античность.
Единство между культурой Древней Греции и Древним Римом, т.е. единое культурное пространство. Этапы:
8в до н.э. – 5в до н.э.
В античной культуре происходит переход от мифологического сознания до разумного понимания, рационализму, системному мышлению, логике. Античность – колыбель современной культуры.
Общая характеристика эпохи:
1. Космоцентризм. Человек не просто часть космоса, это разумная часть космоса. Именно силами человеческого разума можно постичь смысл Вселенной.
2. зарождение рационализма (вере в силу человеческого разума); первые шаги понятийного мышления (раньше – образное мышление). Греки вводят понятие: число, материя, небытье.
3. стремление к доказательности и обоснованности знаний.
4. постоянная борьба между социальностью и индивидуальностью. Еще нет понятия личность, но уже появилась ступень к личности – индивидуальность. Появлялись имена философов, скульпторов.
5. Антагонистка – принцип состязания, спора.
Мифология.
Особенна и греческая мифология, где все происходящее является таким же человеческим как и сами боги, о которых рассказывается в греческих мифах. Наряду с богами значительное место в мифе занимают деяния и подвиги богоравных людей, которые часто являются главными действующими лицами в повествуемых событиях.
В греческой мифологии почти отсутствует мистика, не слишком большое влияние имеют таинственные, сверхъестественные силы. Приоритетным в ней выступает художественная образность и поэтичность, игровое начало. Греческая мифология гораздо ближе к искусству, чем к религии. Именно поэтому она составила фундамент великого греческого искусства.
Греческая мифология, как и вся греческая культура, способствовала прославлению и возвеличиванию не столько богов, сколько человека. Именно в лице эллинов человек впервые начинает сознавать свои безграничные силы и возможности. Софокл по этому поводу замечает, что сильнее человека силы в природе нет. Богов, героев мифов изображали в человеческом облике.
Философия.
Греки первыми создали современную форму философии, отделив ее от религии и мифологии. Это означало фундаментальное изменение в развитии человеческого разума. Философия при этом современной как по методу – научному и рациональному, так и по способу мышления, опиравшемуся на логику и доказательство. Греческое слово философия вошло почти во все языки.
Сократ, Платон и Аристотель. Платон предлагает философию подобную мифу, а Аристотель наоборот философию приближает к науке.
Сократ (470-399гг д.н.э.) – явился родоначальником диалектики как метода отыскания истины путем постановки наводящих вопросов. Он первым сосредоточил внимание на проблемах человеческой жизни, добра, зла, справедливости, проблемах познания человеком самого себя.
Платон (428-438) – ученик Сократа. Высшая идея – идея блага. Идеи – вечные и неизменные умопостигаемые прообразы вещей, всего происходящего и изменчивость бытия; вещи – подобие и отражение идей. Познание есть анамнесис – воспоминание души об идеях, которые она созерцала до ее соединения с телом. Любовь к идее – побудительная причина духовного восхождения. Сочинения Платона – высокохудожественные диалоги: «Анология Сократа», «Федон», «Пир», «Федр» и др.
Искусство Возрождения
1) Христианский гуманизм и антиклерикализм – (критич. направление против церкви, но не против религии, идут первые призывы перевести библию.
2) Антисхаластические идеи – человек должен свободно исследовать окружающий мир без диктата религии.
3) Развитие гуманистических идей воспитания и образования. Хотели чтобы обучение стало для человека радостью.
4) Утопические идеи гуманизма (Мор, Кампанелла) пытались предложить устройство идеального общества(прообраз будущего коммунизма (с общими детьми, женами в остр. Утопия) + (Город солнца - Кампанелло там все по времени: еда, дискуссии, чтение, казарменный порядок).
Три основных центра Нидерланды, Германия и Франция.
Гуманизм – общественно-политическое движение и одновременно обще-политическая идея, захватив все круги мира. Человек – это венец творения.
Вначале в трех ведущих университетах стали создаваться кружки, кот говорили не только о религии, но и на др. темы. Из кружков гуманистов создается будущая светская интеллигенция. Затем захватывает все слои.
Гуманизм – это мировоззренческая позиция. Это представители эпохи Возрождения.
Родоначальник – Дане «Божественная комедия»., ДЖ. Боккаччо «Дэкамерон»., Петрарка стихи возлюбленной Лауре, Эразм Петтердамский, Пихозела Миранделла, Лоренца Вала, Томас Мор.
36. Гуманизм и индивидуализм в культуре Эпохи Возрождения. Секуляризация творчества.
37. Искусство итальянского Ренессанса.
Возрождение или ренессанс не имеет четких границ. Начинается эта эпоха в Италии в 13в и продолжается вплоть до середины 16в – классическое Возрождение. В других странах Возрождение начинается позднее к 15в и до 17в. Возрождение – мостик, который соединяет средние века и новое время. Оно служит основой для переформирования человека. Возрождение т.н. римская античность
Петрарка – поэт, главный язык – латинский Картины мира характеризуются:
1 антропоцентризм – в центре человек, его личность – это центр мира. Для человека создана религия.
2 Происходит возрождение античных идеалов гармонии и красоты.
3 Ослабление церкви и ее влияния на человека
4 Искусство воздвигается на первый план. Считается, что искусство Это универсальный способ познания мира. Человек соединяет рациональное и чувственное только в искусстве.- образ мысли.
5 Происходит переориентация на более светское мировоззрению
Важнейшие этапы итальянской ренессансной архитектуры — ранний, средний и поздний — монументально воплощены в творчестве Ф. Брунеллески, Д. Браманте и А. Палладио. В эпоху Возрождения на смену средневековой анонимности приходит индивидуальное, авторское творчество. Огромное практическое значение получает теория линейной и воздушной перспективы, пропорций , проблемы анатомии и светотеневой моделировки. Центром ренессансных новаций, художественным «зеркалом эпохи» явилась иллюзорно-натуроподобная живописная картина, в религиозном искусстве она вытесняет икону, а в искусстве светском порождает самостоятельные жанры пейзажа, бытовой живописи, портрета (последний сыграл первостепенную роль в наглядном утверждении идеалов гуманистической virtu).
38. Поздний Ренессанс.
39. Искусство северного Возрождения.
Самобытный характер северного Возрождения (Германия, Нидерланды Франция) – центры Антверпен, Нюрнберг, Аугсбург, Галле, Амстердам, Париж.
– по времени начинается тогда, когда в Италии период Высокого Возрождения, и продолжается несколько позднее итальянского. Начало – рубеж 15-16ст.
– исторически совпадает со временем Реформации и во многом с ней связано. (так, в Германии Возрождение во многом связано с идеями Лютера и, в частности, переводом им Библии на нем.язык; во Франции и Нидерландах сильны мотивы католической реакции)
– значительное влияние оказала крестьянская война
– гораздо меньший, нежели в Италии, интерес к античности.
– искусство: больше средневекового мировоззрения, религиозного чувства: оно ближе к готике, нежели е ренессансным итальянским традициям. Много символики, условно по форме. Основные жанры в живописи – портрет, пейзаж, появление бытовой картины.
– Особенность – обращение северных мастеров к итальянскому Ренессанесу. Итальянское искусство оказывало огромное влияние: оно влекло ясной соразмерностью и совершенством формы, стройной системой норм и правил (Рим в этот период стал подлинным средоточием всех классических устремлений Севера). И хотя итальянизирующие тенденции поддерживались зачастую в придворно-аристократической среде, противопоставляясь более демократичному пути национального искусства, тем не менее ни поэты, ни художники, привязанные к родной почве традициям, не заговорили классическим языком итальянского искусства, сколько бы ему ни подражали.
Взаимодействие классической художественной системы итальянского Ренессанса и Северного Возрождения отнюдь не исчерпывает содержание последнего. Национальный колорит, специфический художественный язык, синтетичность восприятия действительности и ее возвышенная идеализация, экспрессивность в изображениях – вот отличительные черты творчества великих мастеров Северного Возрождения.