Огромную роль сыграл экономический фактор – развитие товарно-денежных отношений, промышленности; включенность в общеевропейские рыночные процессы.
40. Литература эпохи возрождения.
Литература эпохи Возрождения — крупное направление в литературе, составная часть всей культуры эпохи Возрождения. Занимает период с XIV по XVI век. От средневековой литературы отличается тем, что базируется на новых, прогрессивных идеях гуманизма. Синонимом Возрождения является термин «Ренессанс», французского происхождения. Идеи гуманизма зарождаются впервые в Италии, а затем распространяются по всей Европе. Также и литература Возрождения распространилась по всей Европе, но приобрела в каждой отдельной стране свой национальный характер. Термин Возрождение означает обновление, обращение художников, писателей, мыслителей к культуре и искусству античности, подражание ее высоким идеалам.
СЕВЕРНОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ. Литература
Литература:
Не так много ярких имен как в итал.Ренессансе, но поистине титаны.
Голландия – Эразм Роттердамский (см.в итал.гуманизме)
Англия – Томас Мор и Уильям Шекспир (1564 – 1535). Поэти и драматург. Шекспировский канон - 37 драм, точно принадлежавших его перу. Личные драмы героев переплетаются с общественными событиями.
Франция – Франсуа Рабле (1494 – 1563) – мыслитель и гуманист. Роман «Гаргантюа и Пантпгрюэль».
Испания (не принадлежит к сев. Возрождению) – Мигель Сервантес (1547 – 1616). О хитроумном идальго Дон Кихоте Ломанческом – пародия на рыцарский роман. Столкновение средневековых идеалов с нарождавшимися буржуазными отношениями.
41. Основные идеи реформации и их влияние на становление культуры Нового времени.
42. Библейские и светские сюжеты в ренессансном искусстве.
43. Становление культуры нового времени.
В целом у эпохи единая картина мира, общ. Тенденция развития…:
1) становление и развитие капитализма;
2) главенствующее место стала занимать наука, вера в силу науки, наука производственной сферы, приоритет знания, развитие процессов производства индустриализации.
3)новое рационалистическое мировоззрение
4) формирование нации национального государства, развитие самоопределения человека, чувство нац. Самоопределения.
5) разнообразие нац. традиций и общение культур между собой. Происходит родение идей евроцентризма( т.е. Европа более развита, европейцы считают себя более культурными).
6) формирование новых этических принципов. Новый идеал человека:
- унилитаризм
-практицизм, прагматизм
-деловитость.
Новый идеал человека- предприниматель, который топает из века в век.
7)формирование нового отношения к природе(природа не храм, а мастерская, а человек в ней работник)т.е. потребительское отношение к природе.
НОВОЕ ВРЕМЯ (17 – 19 ВЕКА)
Для Европы Новое время (17 – 19 века) – единый пространственно-временной континуум культуры, у него единый базис – буржуазный способ производства, единый ориентир – развитие человеческой индивидуальности. Вместе с тем, каждый из этих веков имеет свою специфику, свой лик.
17 век.
-Век рождения и становления европейского рационализма и европейской науки
-становление капитализма (в развитых странах победа кап. Строя: Англия – 1640-1660г. бурж.рев., Голландия – первая кап. Страна, Франция – классический образец абсолютистского гос-ва) и буржуазной культуры, вместе с тем становление всемирной истории.
Складываются нации, вместе с ними национальные отношения, нац.государства и нац.культуры. Лосев А.Ф.: «Новоевропейская культура - это буржуазно-капиталистическая культура, основанная на частном владении. На первом плане здесь выступает индивидуум, субъект и его власть, его самочувствие, его порождение всего объективного. Субъект стоит над объектом, человек объявлен царем природы.»- рождение европоцентризма. Европейская цивилизация во многом вырывается вперед за счет откровенного грабежа других народов мира (в том числе народов с древнейшей культурой – Индия, Китай, Мексика). Высокомерие европейцев, забывших, что своим культурным развитием они обязаны своим соседям, ограничивало прежде всего саму европейскую просвещенность. Открывая материки и архипелаги, древние культуры, Европа не осваивала их для себя духовно – и это тоже черта века.
Специфику 17 века определяют 3 самых существенных феномена:
-Контрреформация (реакция католической церкви на Реформацию, отстаивание устоев католической религии и ужесточение церковного «режима») – продолжает свирепствовать в Европе.
-поляризация классов, которая приводила к поляризации в культуре: напр., дворянская этика отдаляется от моральных истоков народной жизни и перерождается в этикет (совокупность строго регламентированных правил внешнего поведения). Этикет – один из важнейших признаков аристократии.
- искусство 17 века связано с рождением национальных школ и формированием стилевых особенностей.
44. Наука как доминанта культуры Нового времени.
Наука и рационалистическое мировоззрение
Произошло много научных открытий (Ньютон, Кеплер, Галилей, Линей, Берноли Лейбниц, Декарт, Гук)
Рождается некий культ науки. Наука становится соц институтом (вкл деньги), формируется классич наука 17 в.
Особенности науки:
-аппарат понятий, терминов
- непротиворечивость;
-доказательность;
-системностью:
- рациональность- высокий уровень обобщения знаний;
-критерий получения истины, разума, практики.
Уже в 17 в сформировались идеалы и нормы науки+ этические нормы(плагиат). Появились конкретные науки (физика, математика). В эпоху нового времени основой мировоззрения становится реалистическое (рационалистическое) восприятие.
начало современной науки восходит к Новому времени, периоду, называемому научной революцией, произошедшей в XVI—XVII веках в Западной Европе.
Научный метод считается столь существенным для современной науки, что многие ученые и философы считают работы, сделанные до научной революции, «преднаучными». Поэтому историки науки нередко дают науке более широкое определение, чем принято в наше время, чтобы включать в свои исследования период Античности и Средневековья
45. Формирование буржуазной системы ценностей. Рациональность – определяющая черта новой европейской культуры.
На чем основывается живучесть буржуазной системы ценностей? Эта система в наибольшей степени соответствует природной (животной) системе взаимодействий в мире (закон “пищевой пирамиды“, непременная взаимообусловленность выживания и паразитизма). Подобные законы объективно необходимы (и единственно действенны) в растительной и животной частях окружающего мира.
Рационализм — метод, согласно которому основой познания и действия людей является разум. Поскольку интеллектуальный критерий истины принимался многими мыслителями, рационализм не является характерной чертой какой-то определенной философии; кроме того, имеются различия во взглядах на место разума в познании от умеренных, когда интеллект признают главным средством постижения истины наряду с другими, до радикальных, если разумность считается единственным существенным критерием. В современной философии идеи рационализма развивает, например, Лео Штраус, который предлагает применять рациональный метод мышления не сам по себе, а посредством майевтики. Среди других представителей философского рационализма можно назвать Бенедикта Спинозу, Готфрида Лейбница, Рене Декарта, Георга Гегеля и др. Обычно рационализм выступает в качестве противоположности как иррационализму, так и сенсуализму.
Рациональность как принцип европейского образования исходит из идеи естественного порядка и причинно-следственных связей, пронизывающих миросуществование человека.
Концептуальную основу рациональности, как принципа европейской культуры, в античный период составляли общие понятия о закономерностях процессов познания окружающего мира посредством его осознания и разумной рациональной деятельности. Рациональность, как принцип философии Нового времени, связана с формированием научного метода. В концепции постмодерна принцип рациональности, как центральное качество личности, подвергается критике и сомнению, культура понимается все более иррациональной и, как следствие, социум тоже. Классическая наука стала постклассической, изменилось и понимание рациональности, сформировавшееся в XVII-XIX вв. Образование, как подсистема культуры сегодня, выходит к пересмотру своих ценностей, в том числе, ценности рационального.
46. Особенности развития художественной культуры в Европе в XVII веке.
47. Литература и искусство Просвещения.
Эпоха Просвещения
18 ВЕК (Вошел в историю как эпоха Просвещения)
Общая социально-политическая характеристика
Век крушения феодально-абсолютистского строя, существенных политико-социальных катаклизмов.
1-я половина века: войны, дипломатические махинации (за передел мира и обладание колониями) – 1702-1714авойна за исп.наследство, 1740-1745 – за австр.наследство, 1700-1723 – северная война, 1756-1763-семилетняя война.
2-я половина – существенные «поворотные» события в истории человечества:
Америка – Декларация независимости 4 июня 1776г.
Англия: Промышленный переворот (многоверетенная прялка, механический ткацкий станок, паровой двигатель Уатта)
Франция – Великая Французская Революция (14 июля 1789 г. – взятие Бастилии)
Период позднего Просвещения (конец 18 – нач. 19 в.) связан со странами Восточной Европы, Россией и Германией. Новый импульс Просвещению придает немецкая литература и философская мысль. Немецкие просветители были духовными преемниками идей английских и французских мыслителей, но в их сочинениях они трансформировались и принимали глубоко национальный характер. Самобытность национальной культуры и языка утверждал И.Г.Гердер (1744–1803). Его основное произведение Идеи к философии истории человечества (1784–1791) стала первой основательной классической работой, с которой Германия вышла на арену мировой историко-философской науки. Философским исканиям европейского Просвещения было созвучно творчество многих немецких писателей. Вершиной немецкого Просвещения, получившей мировую славу, стали такие произведения, как Разбойники (1781), Коварство и любовь (1784), Валленштейн (1799), Мария Стюарт (1801) Ф.Шиллера (1759–1805), Эмилия Галотти, Натан Мудрый Г.Э.Лессинга (1729–1781) и особенно Фауст (1808–1832) И.-В. Гете(1749–1832). В формировании идей Просвещения важную роль играла философы Г.В.Лейбниц (1646–1716) и И.Кант (1724–1804). Традиционную для Просвещения идею прогресса развивал в Критике чистого разума И.Кант (1724–1804), ставший основателем немецкой классической философии.