Смекни!
smekni.com

Магия в русской национальной культуре (стр. 2 из 2)

Существует такая легенда: “Бабка-то твоя все умела! Ох, она мне один раз сделала! Приехали они к нам, недолго побыли-то, а она, старая ведьма, на двор зачем-то выходила, да все говорила, что хочет мне скотину полечить. Ну, поехали домой, мать-то с отцом на работе были, а ты спала. Поехали, а я места себе не нахожу: в голове все мутится, в сердце как черти дерут – ну хоть на стену лезь! Ну тут я вспомнила, чего мне одна колдунья в войну говорила. Вспомнила, да пошла на двор: думаю, ведь собиралась же она, сука старая, скотину-то лечить – тут, видно, что и сделала! Взяла лопату да давай копать в сарае-то. А меня всю ломает, лопата из рук валится. Я ею подниму, да опять копаю. И ведь нашла! Нашла в самом углу, почти под порогом, старую банку, тряпкой какой-то прикрыта, а чего в ней и не знаю, глядеть нельзя было. Взяла я ее и пошла на выгон: бегу, сколько силы есть к кладбищу, да как через левое плечо кину банку-то! Она и полетела, а за мной такой шум, и свисти, и гогочит! Ну я через плечо плюнула, да бегом обратно. А сама бегу – за мной долго еще там шумело. Да оглядываться нельзя ведь, - не знаю, что там было.

Колдовской порче подвергались не только люди, но и домашний скот. Особенно часто портили коров, поскольку они были основными кормилицами в хозяйстве. Порченная корова переставала давать молоко, доилась кровью, а потом начинала мучаться и могла подохнуть, если порчу во время не снимали. Колдовством такого рода больше занимались женщины – ведьмы. Их легко мог опознать тот, кто лечил корову. Он говорил, когда конкретно и зачем придет в дом колдунья, испортившая скотину. Например, в Юрьев день до зари надо было подоить корову, налить в посуду молока, бросить туда несколько иголок и кипятить на огне: обычно ведьма тут же и являлась.

Колдуна можно было обнаружить нехитрым испытанием. Так. Например, колдун не может войти в дом, если в дверные косяки воткнуты ножи, или наоборот, не может из него выйти, если нож воткнут в стол с нижней стороны.

ГАДАНИЯ И НЕЧИСТАЯ СИЛА.

Ч

еловеку простому, обывателю, занимающемуся нечистыми делами, помогают нечистые силы. Они появляются иногда и при ворожбе. Сами гадающие обычно видят не нечисть, а своего суженного или суженную. Поэтому ворожейки стараются как можно быстрее защитить себя крестным знамением или молитвенными формулами от наваждения, иначе последствия бывают печальными.

Выглядывая жениха или невесту в зеркале обязательно надо помнить, что подпускать к себе черта в образе суженного можно только на определенное расстояние, в противном случае он ударит гадающего по лицу, оставив синий отпечаток ладони. Это пятно не проходит до тех пор, пока суженый брак не состоится.

Распознать черта, сменившего обличие, может только ребенок. Он безгрешен, и поэтому его нельзя обморочить ни при каких обстоятельствах. Даром прямого видения обладает человек, ведущий праведный образ жизни или наделенный особым знанием.

В основном, вся нечисть является в образе умерших людей, и как неоднократно описано в фольклоре, появление нечистого в такой ситуации может сопровождаться дополнительным его преображением: он прилетает в виде огненного змея, который на пороге дома, ступив на землю, принимает облик умершего человека. Такой змей-оборотень приносит в дом богатство, но только до тех пор, пока его явления держатся в секрете и против него не читают молитвы и обереги.

Вихри, неожиданно появляющиеся на дорогах, - еще одно обличье черта. Когда видят крутящийся вихрь, то говорят, что нечистый свадьбу справляет.

Простые люди тоже часто обладали некоторыми магическими знаниями, и даже малые знания требовалось кому-либо передавать, как правило, младшим в семье. В основном, когда старшие по состоянию физическому уже не могли заниматься магией. Например, если у человека выпадали зубы, считалось, что он потерял силу заклинать.

Существовали заклинания от возможных напастей: “от судей неправедных”, “на власть имущих”, “на царские очи”, “от барского гнева”. Уходя в солдаты, мужчины запасались молитвами и заклятиями для сохранения оружия, для меткости в стрельбе и т.д.

Такие магические приемы и заговорно-заклинательные акты сочетали в себе слово, действие и использование особых предметов. Человек, обладающий подобными оберегами, никак не причислял себя к знающим. Наоборот, считалось, что, потеряв, например, записанную на листочке заклинательную молитву, он уже ничего не мог сделать, даже если помнил этот текст наизусть.

У девушек был очень популярен способ гадания на зеркалах, при чем в разных краях он варьировался по-своему, но, в принципе, все сводилось к одному: два зеркала друг против друга создавали коридор, в котором ворожея в конце концов должна была увидеть своего суженного. Хотя этот способ считался очень опасным, им часто пользовалась. Так же вместе с этим способом существовали, да и поныне существую различные истории, связанные с такого рода гаданием, даже еще моя бабушка рассказывала что-то подобное. А вот и сама история.

“…была у нас девушка на селе и в ночь на святки решила погадать на суженного. Все сделала как положено – зеркала поставила друг против друга, зажгла свечи, икону завесила. И ждала пока в конце коридора суженный появится, дело уж к утро шло, и засыпать она уж начала. Глядь стекло-то потемнело и в конце коридора что-то появилось. Пригляделась – парень молодой стоит, на нее смотрит. Да сама как будто в оцепененье впала, и поздно уж “чур меня” сказала. Все исчезло, словно и не было. В этот же год замуж и вышла… за того, кого и видела в зеркале, на святках. Прожили они четыре года счастливо, печали не знали, а потом он под поезд попал, да и умер, а она через пол года повесилась…”

Обращаю ваше внимание на то, что во многих гаданиях важно было сказать “чур меня”. Эта формула заключает в себе обращение и просьба защиты у прадедов, тоже у потусторонних сил.

Кроме простых людей, имеющих случайные контакты с колдовскими силами, и собственно колдунов, которые различаются по степени приобщенности к миру дьявола, существует еще группа людей, как бы перешедших из человеческой ипостаси в мир потусторонний. Это проклятые чаще всего такими проклятиями, как “Черт тебя возьми!”, “Леший тебя понеси!”, “А чтоб ты сгинул к водяному!” и т.п. Если они были произнесены в недобрый час, человек становится добычей того, к кому его отослали.

Иногда проклятым удавалось сбежать от забравших их Лешего, Водяного, Домового, черта. Тогда они просили встречных людей дать им крест или хотя бы осенить крестным знамением, дав как бы новое крещение. Но при этом ни в коем случае нельзя отдавать свой нательный крест, иначе нечистый увел бы с собой нового работника взамен сбежавшего, поскольку этот человек оказался без креста незащищенным.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Во все времена и у всех народов магия была непременным атрибутом жизни, о чем свидетельствуют летописи, предания, легенды. Она лежит в основании всех религий. Очевидно, что магия существует столько же, по меньшей мере, сколько существует человек. У людей, живших в древние времена, недостаток знаний и невозможность логически объяснить явления, происходящие возмещается чувственным восприятием. В связи с этим, богатое воображение, которому может позавидовать любой социальный человек нашего времени, рисовало невидимые образы, которым люди верили безоговорочно и посредствам самовнушения получали в итоге желаемый результат, к сожалению не всегда положительный.

Далеко ли мы ушли от этих представлений? Немного. В нашу эпоху научно-технического прогресса мы по-прежнему не в силах объяснить положительные результаты, например, нетрадиционной медицины. Мы ежедневно, не задумываясь о том, пользуемся сотнями маленьких магических обрядов: постучать по дереву, плюнуть через плечо, не целоваться через порог, пожелать чихнувшему здоровья даже не подозревая о их магическом происхождении. Для большинства это всего лишь нормы поведения, а, может быть, для кого-то нет?

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

1. “Тайны языческой Руси” – Ю.В. Мизун, Ю.Г. Мизун

Москва 2000

2. “Атланты. Арии. Славяне” - Александр Асов

Москва 2001

3. “Славянские боги и рождение Руси” – Александр Асов

Москва 2000