Московский Государственный Социальный Университет
Реферат
по антропологии
на тему:
“Магия в русской национальной культуре”.
Студентки 2-го курса
вечернего отделения
ф-та социальная работа и
администрирование
Васильевой Ю.М.
СОДЕРЖАНИЕ:
Введение 4
Древние славяне. Обычаи. Праздники. Заговоры 5
Жречество и колдуны 6
Гадания и нечистая сила 7
Заключение 10
Список использованной литературы 11
...Мы отправляемся в страну удивительных отражений, абсурдного и парадоксального, перевернутого и мерцающего. Точка зрения "или-или", "да-нет", "светлый-темный" теряется здесь в единственной форме "все возможно". Поэтому мы связываем сегодня волшебство с обманом, с введением в заблуждение и трюкачеством. На самом деле эти обманы являются лишь обманами нашего ограниченного сознания" Хольгер Кальвайт |
В о введении я бы хотела ответить на вопрос, что же все-таки такое магия? Существует ли она на самом деле? Откуда она взялась? Добро она или зло?.. На эти вопросы, так или иначе, может ответить каждый человек. Два самых распостранненых ответа – самые простые, не допускающие возражения. Первый из них гласит: “Магия – это сплошное надувательство”. Другой - магия есть начало, конец и суть всего явленного, и каждый момент жизни должен рассматриваться как предзнаменование.
Так что же такое магия? Различные словари дают различные определения, но, например большой энциклопедический словарь дает такое разъяснение к слову магия: “действия, связанные с верой в способность человека оказывать влияние на силы природы, судьбу отдельных лиц или целых народов с помощью заклинаний, амулетов, обрядов”, или толковый словарь Ожегова: “это совокупность считающихся чудодейственными обрядов и заклинаний, призванных воздействовать на природу людей, животных и богов” или словарь Даля: “знание и употребление на деле тайных сил природы, невещественных, вообще не признанных естественными науками. Предполагает в делах этих связи человека с духовным миром”. Так или иначе, все определения сводятся к одному: владение и использование сверхъестественных сил. А этим, как правило, обладают специально обученные люди – маги.
Ученичество мага включает в себя получение тайных, оккультных знаний об истинной природе вещей и состояний энергии, о способах правильной концентрации воли для различных целей и работы с различными видами энергий. Не стоит забывать далеко не условное деление на черную и белую магию.
Настоящая работа является попыткой разобраться в истории происхождения магии и представляет небольшое исследование обычаев, суеверий, страха перед неизведанными силами русского народа.
ДРЕВНИЕ СЛАВЯНЕ. ОБЫЧАИ. ПРАЗДНИКИ. ЗАГОВОРЫ.
В |
се начинается от истории, и рассматривать магию русской культуры, я считаю, нужно начинать с наших предков – славян. Что же у них были за представления о мире, которого они не знали и как они реагировали на непонятные им явления.
По всем историческим источникам признается, что в начале было язычество, которое и является расцветом магии и обращением к потусторонним силам.
Сознание людей того времени можно сравнить с сознанием маленького ребенка, который всего боится и придумывает сам название для непонятных явлений. Впрочем, как и у всех других народов на заре цивилизации.
Одним из наиболее известных богов восточнославянских племен был Дажбог. Этот главный бог был дающим, подателем земных благ. Он охранял свой род. Этот главный бог дал человеку все: солнце, тепло, движение. Хранителем и подателем добра, удачи, справедливости, счастья и вообще всех благ являлся Белбог. Отсюда к нам прошло слово “благо”.
С этим же богом связано происхождение слова “правосудие”. Белбога изображали с куском железа в правой руке. Отсюда появилось слово “право”. Дело в том, что славянам издревле был известен способ восстановления справедливости путем испытания железом. Тому, кого подозревали в каком-либо проступке, давали в правую руку раскаленный кусок железа. Надо было пройти с железом в руке шагов десять. Невиновным (правым) признавали того, чья рука после испытания оставалась невредимой.
Или одно из интересных явлений у славян, как богиня Среча (что означало встреча). К ней обращались в процессе гадания, в основном на святки. Она представлялась в виде красивой девушки-пряхи, которая прядет нить судьбы, нить жизни. Богиня Среча работает (прядет нить судьбы) ночью. Поэтому и гадают ночью. Чаще всего гадали на суженного. Например, такое заклинание: “на море на Окиане есь бел горючъ камень Алатырь, никем неведомой, под тем камнем сокрыта сила могуча, и силы нет конца, выпускаю я силу могучу (имя) красную девицу; сажаю я силу могучу во все суставы, полусуставы, во все кости и полукости, во все жилы и полужилы, в ее очи ясные, в ее щеки румянные, в ее белую грудь, в ее ретивое сердце, в утробу, в ее руки и ноги. Будь ты, сила могуча в (имя) красной девице неисходно; а жги ты, сила могуча, ее кровь горячую, ее сердце кипучее на любовь к (имя) полюбовному молодцу. А была бы красная девица (имя) во всем послушна полюбовному молодцу (имя) на всю его жизнь. Ничем бы красна девица не могла отговориться ни заговором, ни приговором, и не мог бы ни стар человек, ни млад отговорить ее своим словом. Слово мое крепко, как бел горючъ камень Алатырь. Кто из моря всю воду выпьет, кто из поля всю траву выщиплет, и тому мой заговор не превозмочь, силу могучу не увлечь”. При чем подобные заговоры делались на еду, на воду, на подушку, на предметы бытового пользования, на все, чем мог пользоваться заговариваемый человек.
Помимо различных богов славяне также почитали различных упырей и берегинь. Берегини хранили благополучие разных мест и видов природы, берегли и дом. Что касается домовых духов, то их было множество: домовой, кутный бог, дед и спехи (духи, которые способствовали делам людей). Были также дрема (домашнее мирное божество сна), баюнок (сказочник), дух бани, бесы, черти, божество неспокойных снов и ночных явлений.
ЖРЕЧЕСТВО. КОЛДУНЫ.
Ч |
тобы поддерживать хорошие отношения со всеми духами и богами славяне приносили жертвы, совершали обряды, но через представителей этих богов, посредниками между сверхъестественными силами и обычными людьми. Для этого служили жрецы, или как их называли “волхвы”, “волшебники”. В составе всего жреческого сословия было много различных разрядов. Известны “волхвы-облакопрогонители”, те, которые должны были предсказывать и своими магическими действиями создавать необходимую людям погоду. Были волхвы-целители, лечившие людей средствами народной медицины, “волхвы-хранильники”, руководившие сложным делом изготовления разного рода амулетов-оберегов, волхвы-кощунники” хранители древних мифов и преданий.
Колдуны у восточных славян были почти в каждой деревне. Если чаровник был знатоком своего дела, то обладал огромной властью над людьми. Тех, кто был связан с черной магией, в деревнях не любили и побаивались, а из-за этого вынуждены были постоянно оказывать им знаки внимания и уважения. Иначе колдун обязательно мстил. Выделяют две категории колдунов. Одни из них научились своему искусству и потому, могут, например, гипнотизировать, оборачиваться, насылать порчу. Другие получили нечестивым путем не только само знание, сколько помощников, которыми, несомненно, являются черти. То есть здесь изначально речь идет о договоре с дьяволом, которому человек продает свою душу.
Те, кто владеет секретами черной магии, могут при желании не делать людям зла. Хотя они и опираются на помощь нечисти, она появляется только по вызову, потому такие маги находятся в относительной безопасности. Но повелители нечистой силы не вольны отказаться хотя бы на время от черных дел: нечисть мучает их, требуя новых и новых заданий.
Таким образом, колдуны различаются по характеру контакта с потусторонним миром, они приобщены к сверхъзнанию, в котором могут совершенствоваться, а другие сами попадают в зависимое положение, пользуясь услугами нечисти.
Получить себе в помощники черта ничего не стоило, но были необходимы определенные условия: некоторое время не носить крест на шее, а в обуви под пяткой, вместо Христовой молитвы поминать дьявола. После чего в полночь состоялось торжественное отречение от Бога и приобщение к дьяволу. После свершения определенных действий над телом человека с магическими предметами нечистая сила придавалась в подчинение вновь явленному колдуну.
Есть сведения и о других формах приобщения к нечисти. Но их смысл сходен. Человек должен в глухую полночь отправиться в давно нетопленую или заброшенную баню, где, сняв и выбросив под потолок крест, он произносит в полночь специальные заклинания. Из-под потолка выползет черная собака и что-то сплюнет на пол. Съев это, человек становится колдуном.
По народным поверьям, человек может вывести себе чертика из петушиного яйца. Так называлось яйцо без желтка, первое яйцо курицы или то яйцо, которое снесла курица, запев петухом. Яйцо надо было в течение сорока дней, желательно в пост, носить под мышкой, завернув в тряпочку, сняв предварительно с себя крест. На сороковой день из яйца вылуплялся чертик, которого еще некоторое время грели на печной трубе. Потом он мог служить своему хозяину. Такой черт-помощник проживал дома, при хозяине. Он мог превращаться в летающего змея, который приносил в дом богатство и оказывал иные услуги.
К колдунам обычно обращались за снятием сглаза, недугов и других бытовых проблем. Но знающий обыватель обычно сам мог защититься, и мог избавиться от неприятностей самостоятельно.