-Еще в самом конце XVI века первоиерарх Русской Православной Церкви наконец стал именоваться не митрополитом, как ранее, а патриархом.
-Тем самым наша Церковь была уравнена в своих правах с древними православными церквами Константинопольской, Александрийской, Иерусалимской и получила автокефалию — полную внутреннюю самостоятельность.
-В XVII веке Русская Православная Церковь была мощным хозяйственным организмом с огромными земельными владениями, в стране развернулось невиданное ранее каменное строительство храмов и монастырей.
Но не в первый и не в последний раз для нашей истории внешнее благополучие внезапно и резко обернулось кризисом.
-Реформа Никона его не предвещала, так как касалась вопросов.
Всего-навсего Никон вознамерился внести правки в богослужебные книги, вкравшиеся в них во время многократных переписываний и переводов с греческого языка.
-Касалась его реформа и некоторых незначительных изменений в богослужении, носивших чисто внешний обрядовый характер.
К числу самых важных и широко обсуждавшихся
в процессе реформы относились следующие вопросы:
— о сугубой или трегубой аллилуйе, состоявший в том, дважды или трижды петь «аллилуйя» во время богослужения;
— о том, ходить ли священнослужителям в храме вокруг престола посолонь (по солнцу) или против солнца;
— писать Исус или Иисус,;
— осенять себя крестом двумя или тремя перстами.
На посторонний взгляд, расхождения в богословских формулировках и элементах богослужебного действия кажутся пустяковой формалистикой. Люди то остаются православными христианами.
-Русские люди сочли иначе.
-Одни из них неколебимо и бескомпромиссно встали за двоеперстие и сугубую аллилуйю,
-другие, соответственно, предпочли троеперстие и трегубую аллилуйю.
-В результате в Церкви произошел раскол, недавние единоверцы столкнулись как не приемлющие друг друга по вере. По мере углубления взаимного неприятия каждая из сторон стала для противоположной едва ли не воплощением бесовских сил и Антихриста.
-Вопрос о том, что все-таки разделяло никониан и старообрядцев,
-оторвало от Православной Церкви такую значительную ее часть,
-начнет проясняться, если учесть, кто по преимуществу уходил в старообрядчество и держался его в дальнейшем.
-Окажется, что это люди традиционного жизненного уклада, в своей основе исключительно крестьянского.
-Причем те, кто за свой уклад жизни держался необыкновенно стойко.
-В дальнейшем старообрядцев практически не коснулись петровские реформы, европеизация различных сторон.