Смекни!
smekni.com

Исторические типы культуры (стр. 6 из 6)

В соответствии с этим, обозначая схему мировой истории, Яс­перс выделяет четыре исторических культурных типа, соответствую­щих четырем гетерогенным периодам истории:

I) доисторический первобытный период — прометеевский тип культуры;

II) эпоха «великих» культур древности;

III) эпоха формирования основы человеческого бытия — собст­венное осевое время и созданная им универсалистская и гуманисти­ческая культура, заложившая основу превращения локальной исто­рии в единый мировой историко-культурный процесс:

IV) послеосевая «имперская» эпоха, основанная на развитии науки и техники и частично вернувшая человечество и его культуру в русло локально-исторического существования цивилизаций. По мнению Ясперса, человек четыре раза как бы отправляется от новой основы.

Культура прометеевской эпохи, составляющая доисториче­скую эпоху, согласно Ясперсу началась около 5000 г. до н.э. и пред­ставляет собой становление «основных свойств человеческого бы­тия», формирование человека «как вида со всеми его привычными склонностями и свойствами»2 и выкристаллизовывание его сущно­стной основы и главное — превращение доисторического человека в человека культуры. Собственно культурное поле этой эпохи харак­теризуется: «использованием огня и орудий труда», появлением речи, формированием первых способов регуляции и контроля, в том числе, в виде форм насилия над собой (например — табу); образо­ванием групповых форм общежития — различного рода сообществ; мифологическим сознанием, возникновением форм коммуникации и трансляции опыта. Именно эти социокультурные обретения челове­чества и являются началом культурно-исторического развития, ее первым историческим типом культуры. Второй исторический тип культуры, выделяемый Ясперсом, — это «великие исторические культуры древности». Они возникли почти одновременно во всех трех мировых культурных центрах земного шара: в Китае, Индии и на Западе (к которому Ясперс относил не только греко-римские по­селения, но и Ближний Восток). На Западе — это шумеро-вавилонская и египетско-эгейская культура с 4000 г. до н.э. В Ин­дии — доарийская культура, связанная с Шумером приблизительно с 3 тысячелетия до н.э., и архаическая культура Китая с 2000 г. до н.э. Основными типологическими чертами культуры этого типа вы­ступают: возникновение, наличие письменности; оформление специ­фической технико-изобретательской рационализации, приведшей ко многим величайшим изобретениям.

Являясь, по мнению Ясперса, значительной вехой в истори­ко-культурном процессе, история «великих культур древности» еще не превратилась в мировую культурную историю, а характеризова­лась локализмом и автономией, осталась в русле локально-истори­ческого существования цивилизаций Запада, Индии и Китая. Эпоха Великих культур древности заканчивается оформлением поляриза­ции и возникновением дихотомии Восточной и Западной культур (приблизительно 500 г. до н.э.), в основе которых лежат различия в духовных основоположениях культур, хотя имеет место параллелизм и однопорядковость ступеней их развития. Несмотря на свою вели­чественность, этим великим культурам суждено было погибнуть, за­ложив в своих недрах, в орбите своего влияния как нечто дремлю­щее и не пробудившееся, культуру будущего осевого времени.

Третий исторический тип культуры, выделяемый Ясперсом, — культура «осевого времени» (первого, по мысли Ясперса, осевого времени, но не последнего в историко-культурном процес­се). Хронологически это приблизительно между VIII и II веками до н.э.

Для всех культур этого типа типологически характерным (общим для каждой культуры и специфическим для всего этого типа) явля­ется формирование самосознания человека, когда, как писал Яс­перс, человек осознает бытие в целом, самого себя и свои границы (возможности и пределы) и задумывается об освобождении и спасе­нии. В этот момент он ставит перед собой высшие цели (вспомните: история — это процесс между истоками и целью), познает абсолют­ность в глубинах самосознания. И именно потому, что это происхо­дит во всех культурах, формируются общие духовные основы чело­вечества. На Западе, Греции и Риме — Парменид, Гераклит, Пла­тон, Гомер, Фукидит, Архимед и др.; на Востоке, Китае — Конфуций, Лао Цзы, в Индии — Будда, на Ближнем Вос­токе — Заратустра, пророки Илия, Исайя, Иеремия и др. — все они в своем творчестве одержимы общей идей: осознать бытие в целом и отдельного человека. В эпоху осевого времени в культурах формируется многое из того, что сохраняется и составляет духовную основу жизни человека и по сей день. Так, в этой культуре были разработаны элементы категориально-логического аппарата, кото­рым мы пользуемся и поныне, заложены основы мировых религий, во всех направлениях совершается переход к универсальности, все­общности. Именно рефлексия универсальности и лежит в основе ду­ховного родства всего человечества.

Литература

1. Гуревич П.С. Культурология: Учебник. - М.: Гардарики, 2005.

2. Ионин Л. Г. Социология культуры. М, 1996.

3. Культурология. / под ред. Н. Г. Багдасарьян и др. – М.: Высш. шк., 2004.

3. Мамонтов С.П. Основы культурологии. М., 1994.

4. Мудрик А. В. Социализация человека. Учебное пособие. – М.: Издательский центр «Академия», 2004.

5. Философия культуры. Становление и развитие / под ред. М. С. Кагана, Ю. В. Перова, В. В. Прозерского. – СПб.: Издательство «Лань», 1998.