§ 8. Ораторское искусство и культура речи в советское время. Приход к власти коммунистов в октябре 1917 года во многгом объясняется риторической победой партии большевиков, руководимой Лениным. Лидеры РСДРП были блестящими ораторами и писателями-публицистами. Основатель коммунистической партии В.И.Ленин неоднократно писал о силе и влиятельности агитации и пропаганды , которая должна выражать интересы пролетариата. Сегодня, когда идеологические ценности сместились, мы должны честно представлять как положительные, так и отрицательные стороны той идеологии и риторики, которые воцарились в России после падения царизма.
Не стоит думать, что положительные оценки творчества Ленина, Кирова, Калинина были сплошным идеологическим мифом советского времени. Наверняка многие писатели-мемуаристы искренне писали о силе и убедительности речей главы и основателя советского государства В.И.Ульянова-Ленина. Вспоминая ораторсие выступления Ленина, А.А.Андреевотмечал железную логику, богатство и выразительность, эмоцимональную силу и зажигательность ленинских речей: “вся речь его – как призыв: ничего лишнего…” Интересно, что мемуаристы описывали Ленина в разных ситуациях общения, делая из него невольно образец для речевого подражания: Ленин не только выступает с трибуны, но и беседует с товарищами по партии, ведет совещания, спорит и полемизирует, преподает и ведет политические занятия, приезжает на елку к детям (где всех сразу располагает к себе))), наконец, он – любящий сын и муж. Очевидно, что это был идеологический и речевой образец. На который ориентирвались несколько поколений советских людей. Отмести этот “образ” - значит впасть в то самое бескультурье, которым заразились после прихода к власти сами большевики, на словах предлагая выучивать все лучшее, что выработало человечество, а на деле забывая очень многое из философской, религиозной, нравственной культуры русского человека.
Поэтому будем объективны и вспомним, что Советская власть в 20-е годы предлагала “учить говорить весь народ”. Огромное значение имела, конечно, компания по ликвидации безграмотности, поскольку научсение грамоте – это прежде всего научение новым письменным формам языка. НО памятуя значение новых форм устной агитации, которая ведется в формах ораторских выступлений и дискуссий на местах, в первое десятилектие Советской власти пишется множество книг об ораторском искусстве, умении говорит с трибуны и убеждать массы.
Одна из лучших книг того времени – “Умение говорит публично” Алексея Васильковича Миртова, выдержавшая 3-е издание к 1927 году. Вдохновленный идеями построения нового общества, автор писал: “В новых условияъх нашей жизни всякому, не ушедшему целиком в свою скорлупу, приходится время от времени быть и оратором”. Под оратором Миртов понимал всякого человека, кому приходится обращаться со словом: “убедить, разъяснить что-либо, успокоить, ободрить, призвать – вот обязанности, постоянно налагаемые на нас жизнью . особенно это относится к лицам, занятым общественной работой: сделать доклад, отчет, отстоять свой план, проект и т.д. – этоь их повседневная работа”.
Вы видите, как современно то, что писал этот замечательный преподаватель русского языка в 20-е годы… Это было время перестройки общественного сознания, стиля управления обществом. Поэтому звучали такие современные призывы обучаться “живому слову” – будто они написаны в начале XXI века, а не восемьдесят лет назад: “Владеть словом необходимо, разумеется, не только общественному работнику, но и дельцу, и практику, и специалисту-ученому”. Только “общественного работника” сегодня в газетах назовут специалистом по связям с общественностью, а дельца – “бизнесменом”. Ко всякому профессионалу будут относиться дальнейшие “риторические” слова: “владеть речью -–это не значит непременно “произносить” речи, а уметь ясно, кратко и убедительно высказаться. Живое слово – могучее орудие в умелых руках”.
Этот понятие “живое слово” было вообще чрезвычайно популярным на заре Советской власти. В 1918 году в Санкт-Петербурге был создан Институт живого слова, целью которого было распространение риторических знаний и совершенствование народной речи.
На открытии Института живого слова нарком просвещения Анатолий Васильевич Луначарский говорил (обратите внимание, как здесь риторика связывается с политикой): “Все формы политического творчества идут через речь. Россия заговорила, и заголосила даже, и нам необходимо, чтобы этот разговор приобрел как можно скорее четкость, чтобы возможно было больше таких людей, которые говорили бы то, что они думают, которые умели бы влиять на своего ближнего и которые умели бы парализовать вред влияния. Если это влияние демагогическое, если это злые чары, благодаря которым тот или иной ритор побивает словом … Надо учить говорить весь народ от мала до велика”.
Ученые Института живого слова предложили множество проектов и программ развития ораторского искусства. Так, Г.Виноградов писал о “народном ораторском искусстве”, имея в виду живое устное слово, лежащее в “основе взаимообщения”. Один из основателей советской науки о культуре речи Григорий Осипович Винокур в книге “Культура языка” призывал отойти “от