Смекни!
smekni.com

по Культурологии 3 (стр. 3 из 3)

Наука и философия – сравнительно более поздние формы культуры, представляющие собой, прежде всего разновидности рационального знания. Научные знания основаны на объективности, чувственной и логической достоверности. Наука лишена оценочного, субъективного начала в отличие от философии. Она движется от конкретных фактов к обобщениям и теориям. Наука предназначена для изучения естественных природных закономерностей в целях материально-практического освоения окружающего мира. Научные знания и умения закладывают предпосылки для цивилизационного прогресса. Философия дополняет научные исследования рациональным постижением тех вопросов, которые порой не доступны для изучения эмпирическими методами (наблюдение, измерение, описание и эксперимент). Это предельно теоретические вопросы, имеющие человеческое измерение: о смысле жизни, границах познания, основах и цели бытия. Философия может изучать те же вопросы, что и религия, но основываясь не на вере, а на сомнении и вопрошании. Философия не просто развивает интеллект и открывает какие-то знания, но формирует целостное мировоззрение, отношение к миру и самому себе.

Если рассматривать культуру как теоретическую модель, то она будет состоять из выше раскрытых элементов. Реально же существующие культуры конкретных стран и регионов, как правило, состоят из разного рода смешения элементов культуры и их особой конфигурации в образе жизни конкретных групп и социальных слоёв. По этому критерию можно выделить несколько типов культур, которые сосуществуют друг с другом в одном обществе: официальную культуру, субкультуру и контркультуру.

Официальная культура (доминирующая, общенациональная) представляет собой общепринятые ценности, нормы и модели поведения. Как правило, она транслируется сверху, закрепляется на государственном уровне. В отдельных социальных группах, формирующихся по профессиональному, этническому, половозрастному признаку, или по общности интересов, функционируют собственные субкультуры. Субкультура – это тип культуры, не противостоящий официальной культуре, но имеющий яркие локальные особенности. Подобными субкультурами можно назвать некоторые неформальные молодежные объединения (движения по музыкальным и спортивным интересам, культура «байкеров»). Отдельные маргинальные группы, выпавшие из общекультурного пространства, могут создавать и пропагандировать собственный образ жизни, являющийся оппозицией официальной культуре (контркультура). В качестве таковых выступали культуры битников, хиппи и левых радикалов Европы в 1960-х. Современные тоталитарные секты представляют собой не что иное как яркий образец деструктивных процессов в национальной культуре, т.е. контркультуру.

3. Функции культуры.

Роль культуры в жизни человека и общества можно свести к нескольким основным выполняемым ей функциям.

Человекотворческая функция. С помощью культуры человек становится собственно человеком. Культура обеспечивает процесс социализации, т.е. включения человека в систему общественных отношений. Культура определяет содержание, средства и способы социализации. Превращение человека в полноценного члена общества протекает через освоение языка, принятие норм и стандартов поведения, ценностей. Социализация же открывает возможность человеку стать личностью, раскрыть свою подлинную сущность.

Адаптационная функция. Культура приспосабливает человека к среде проживания. Культура формирует образ жизни, подходящий к географическим, климатическим и другим природным условиям существования народа. Биологическая неприспособленность человека выявила способность гибко осваивать природные условия с помощью культурных традиций. У народов, обитающих в различных условиях, средствами культуры закрепляются специфические способы адаптации к природной среде в виде способов изготовления одежды, строительства жилья, нормативных предписаний, национальных традиций и т.д. В ходе своего приспособления к природе человек одновременно преобразует и саму природу.

Информационная функция. Культура накапливает и сохраняет социальную информацию с помощью знаково-символических средств. Она представляет собой своеобразную негенетическую память, хранящую представления, знания, нормы, ценности, социальный опыт, как отдельного человека, так и народа, и человечества в целом.

Коммуникативная функция. Культура не только накапливает информацию, но и создаёт единое пространство для коммуникации, диалога между людьми. Она создаёт условия и средства общения, различные знаковые системы, среди которых наиболее важной является язык. Язык передаёт и хранит общие значения и смыслы, которые связывают членов общества одной культуры. Тем самым культура создаёт возможности для передачи опыта и знаний от человека к человеку, от поколения к поколению.

Регулятивная (нормативная)функция культуры связана с регулированием различных сторон, видов общественной и личной деятельности людей. В сфере труда, быта, межличностных отношениях культура определяет нормы и рамки взаимодействия, способы общения. На личностном уровне культура регулирует поведение человека через усвоение им духовных, нравственных, эстетических ценностей, которые формируют определённые потребности и ориентации.

Интеграционная и разграничивающая функции культуры заключаются в том, что каждый конкретный тип культуры объединяет людей в одну национальную, этническую или субкультурную общность, но разделяет различные народы или социальные группы.

Заключение.

Подводя итоги рассмотренному выше, мы можем сказать, что две основные движущие силы культуры - это народные массы и личность. Они движут культуру каждая по-своему, выполняя различные функции и решая разные задачи, но в этом движении, ни та, ни другая не устранимы и дополняют друг друга. Если же попытаться образно сравнить их мощь, то, наверное, лучшим образом будет айсберг. Его надводная часть - это творческие личности, а девять десятых его, находящиеся в воде, - это народные массы. Вспомним в этой связи слова М. И. Глинки: «Народ создает музыку, а мы, композиторы, только аранжируем ее».

Литература:

1. Арнольдов А.И. «Культуралогия: наука познания человека и культуры». М.,1995.

2. Голенков С.И. «Культура, смысл, сознание». Самара.1996.

3. Соколов Э.В. «Понятие, сущность и основные функции культуры». М., 1987.

4. Чучин-Русов А.Е. «Природа культуры//Общественные науки и современность №6». 1995.