Смекни!
smekni.com

Homo Ludens (стр. 7 из 9)

Описав кризисные симптомы недуга, Хейзинга пытается сделать прогноз на будущее. Он оговаривается, что взгляда на будущее хватает не более чем на три шага. Вся перспектива скрыта туманом. Сегодняшний мир не может вернуться на прежний путь. Кроме того, прогноз затрудняется тем, что многие новые признаки не могут получить развития в будущем. Откуда же ждать спасения?

Наука и техника не могут стать фундаментом обновления. Новое устройство социальной жизни, упорядочивание деятельности государства могут упрочить базис культуры, но не излечить от кризиса. Объединение религий возможно, но не диктатом, а добровольным принятием общей воли. Но это все внешние факторы. Дл я выздоровления необходимо обновление духа: «…Необходимо внутреннее очищение самого индивидуума. Должен измениться сам духовный habilis (состояние) человека».[35]

Основы культуры таковы, что их не могут поддерживать или закладывать коллективные субъекты (народы, государства, школы, партии, ассоциации). Благо не может заключаться в победе одного народа, одного государства, одной расы над другими. Мир зашел слишком далеко в своих противоречиях.

Новую культуру может создать только обновленное, очистившееся человечество. Очищение, или катарсис – состояние, которое наступает в момент созерцания трагедии, вызывая боль и сочувствие, способно избавить душу от грубых инстинктов и вызвать умиротворение, призвать человека к правильному употреблению жизненных сил.[36]

Трудно предвидеть, когда начнется духовное очищение, для которого необходимо самопожертвование. Нужна кропотливая работа. Хейзинга возлагает большие надежды на молодое поколение. Несмотря на все тяготы жизни, оно не стало ни апатичным, ни равнодушным: «Молодежь эта выглядит открытой, бодрой, непосредственной, способной и к наслаждениям, и к лишениям, решительной, отважной и благородной. Она легче на подъем, чем прошлые поколения».[37] Перед ней стоит задача вновь овладеть и управлять этим миром, не дать ему погибнуть в безрассудстве, а пронизать его духовностью. На этой оптимистичной ноте Хейзинга и заканчивает трактат «В тени завтрашнего дня».

Ученый призывает общество к самоограничению, доходящему до аскетизма. Не возлагая надежд на разум и науку, он, подобно И. Канту, Н. Бердяеву, П. Флоренскому и многим другим мыслителям, советует ограничивать права разума, чтобы дать место вере. Хейзинга призывает к строгим формам жизни и мышления, к «очищенной человечности», милосердию, вводит экзистенциальное требование ориентации на смерть, определяющей меру жизненных сил. Мыслитель обращается к экуменизму, считает необходимой опору на христианскую этику с привлечением организующих и эзотерических возможностей других религий — построение «цивилизации гуманной», основанной на интернациональном правопорядке, самоценности человечества и его культуре.

Вывод:

Проблемой кризиса культуры занимался не один Хейзинга. Многие великие умы ХХ столетия посвятили этой проблеме свои работы. Среди них можно выделить О. Шпенглера, П. Сорокина, А. Тойнби и других. Например О. Шпенглер в «Закате Европы» указывает на кризис, причина которого в том, что европейская культура подошла к последней стадии своего развития – цивилизации. Тойнби также говорит о надломе цивилизации, но по причине угасания творческой энергии образованного меньшинства. Оригинальность концепции Хейзинги заключается в том, что он видит путь выхода из кризиса не в возрождении старого, как считали многие исследователи, а в движении вперед, опираясь на предыдущий опыт. Все симптомы кризиса голландский ученый выявляет, опираясь на указанные им условия существования культуры.

Книга написана в годы, когда Европа стояла перед лицом страшной катастрофы. Но Хейзинга, не смотря на довлеющую идеологию фашизма и тоталитаризма, верил в будущее, верил в то, что молодые поколения смогут изменить кризисную ситуацию. Не зря в книге есть посвящение «Моим детям».

Заключение

Как отмечалось в начале работы, моей целью являлось выявление целостной культурологической концепции Йохана Хейзинги и оценка его вклада в развитие теории культуры. На мой взгляд, я достигла этой цели, кратко проанализировав, используя герменевтический метод в работе, три базовых произведения писателя. Делая вывод, можно сказать, что уникальность Йохана Хейзинги состоит, во-первых, в его особом видение исторического процесса, во-вторых, новая концепция в теории культуры, именуемая игровой, в-третьих, новый взгляд на кризис западной культуры, определение основных условий ее существования и указание причин самого кризиса. Проанализировав эти произведения, можно сказать, что одно из них является как бы следствием и дополнением другого. Например, уже начиная с «Осени Средневековья» в характере произведения прослеживаются зачатки игровой концепции, сама же игровая концепция находит отражение в диагнозе кризиса культуры в трактате «В тени завтрашнего дня».

Можно также отметить, что во всех произведениях четко прослеживается то время, в котором жил автор. Часто его мысли обращаются к Европе и господствующим в ней идеологиям фашизма, расизма и тоталитаризма. Хейзинга противник этого, и умело объясняет подобные умонастроения при помощи своей уникальной концепции.

Невозможно не отметить глубокий ум голландского ученого, владение огромным историческим материалом и многое другое. Его много критиковали за недостаток методологии, но это его собственный стиль, Хейзинга переживает текст, что приближает его герменевтикам.

Голландский исследователь творчества Йохана Хёйзинги доктор Антон ван дер Лем, говоря о неослабевающей привлекательности работ своего знаменитого соотечественника, указывает на пять их наиболее существенных признаков:

Любовь к истории исключительно ради неё самой. В подходе к изучению прошлого Хейзинга, следуя Якобу Буркхардту, стремится не «извлечь уроки на будущее», но увидеть непреходящее. Он не преследует политических, экономических или социальных целей. Многие страницы его произведений характеризуются чертами осязаемой подлинности. Идеологические пристрастия над ними не властны.

Плюралистическое понимание истории и отказ от соблазнительных объяснений. История — живой, многогранный процесс, который мог бы протекать и иначе. История не имеет ни цели, ни необходимости, ни двигателя, ни всеопределяющих принципов. Хёйзинга отвергает монопричинность при анализе исторических процессов. Это даёт возможность его произведениям сохранять убедительность независимо от текущего времени.

Дар образного воплощения исторических событий. Хёйзинга не приемлет позитивистский взгляд на историю как на процесс, подлежащий рациональному объяснению. История для Хёйзинги не сообщение, не рассказ, а розыск, расследование.

Идея «исторической сенсации». Хёйзинга сравнивает ощущение «исторической сенсации» с музыкальным переживанием, вернее с постижением мира через музыкальное переживание.

Этический императив. Историк должен сохранять верность истине, по возможности корректируя свою субъективность. Стремление к истине — нравственный долг историка. Хёйзинга указывает на такие категории, как семь смертных грехов, четыре главные добродетели или стремление к миру и справедливости, как на ту мерку, с которой следует судить о событиях прошлого.

Помимо всего выше сказанного, Хейзинга один из первых обратил свое пристальное внимание на такой элемент культуры как игра. Его фундаментальное исследование в игровой концепции культуры раскрывает сущность феномена игры и значение ее в человеческой цивилизации. Он выделил ее условия, признаки и вписал проблему игрового элемента культуры в кризис западной культуры. Анализ Позднего Средневековья – это также крупнейший вклад в историю мировой культуры. Можно отметить, что именно Хейзинга положил базис к развитию школы «Анналов», изучающей культуру повседневности.

В итоге, поставленные цели и задачи своей курсовой работы считаю выполненными. Хейзинга действительно выдающийся культуролог, что доказывают многочисленные переиздания его научных трудов. Его культурологическая концепция и его книги актуальны для многих поколений.

Терминология автора

1.История — это духовная форма, в которой культура отдаёт себе отчёт о своём прошлом.

Хёйзинга трактует элементы этого определения следующим образом:

Духовная форма — широкое понятие, включающее не только науку, но и искусство. Таким образом, определению соответствует не только научная история, но и нарративные хроники, исторические легенды, и прочие формы исторического сознания, существовавшие и существующие в разных культурах

Культура. Под культурой в данном контексте понимается культурное сообщество, например нация, племя, государство. Культура может быть монолитной, а может разделяться на различные субкультуры