Смекни!
smekni.com

Homo Ludens (стр. 8 из 9)

Отдаёт себе отчёт. Это означает, что целью занятий историей (в какой бы форме они не выражались — как хроника, мемуары, научное исследование) является понимание и интерпретация окружающей действительности.

Своё прошлое. По Хёйзинге, каждая культура имеет своё собственное прошлое. Под прошлым конкретной культуры подразумевается не только прошлое самих представителей культуры, а тот общий образ прошлого (своего и чужого), который господствует в данной культуре. Хейзинга считает, что каждая культура будет иметь свой взгляд на прошлое и будет «писать историю» по-своему. Более того, в пределах одной культуры разные субкультуры будут иметь разную историю (в значении «разный образ истории»). В качестве примера приводится различная интерпретация истории Нидерландов с точки зрения протестантов и социалистов. Хейзинга считает эту ситуацию нормальной, но на том условии, что историк, работающий в рамках своей культуры, должен стараться следовать истине (Этический императив)

2.Посвящение в рыцари – это этическое и социальное развитие обряда инициации.

3.Куртуазная любовь – возвышенная, благородная, в ней сочетаются все христианские добродетели.

4.Эпиталамический стиль – древний стиль, для него характерны страстная безудержность на грани бесстыдства, двусмысленность и непристойность, фаллическая символика и насмешки над любовными отношениями, скабрезные аллегории, доходящие до грубости.

5. Культура - направленная позиция общества дана тогда, когда подчинение природы в области материальной, моральной и духовной поддерживает такое состояние общества, которое выше и лучше обеспечиваемого наличными природными орошениями, отличается гармоническим равновесием духовных и материальных ценностей и характеризуется определением идеала, гомогенным в своей сущности, на который ориентированы различные формы деятельности общества

6. Пуерилизм - так мы назовем позицию общества, чье поведение не отвечает уровню разумности и зрелости, которых оно достигло в силу своей способности судить о вещах; которое вместо того, чтобы готовить подростка ко вступлению во взрослую жизнь, свое собственное поведение приноравливает к отроческому

7.Игра есть добровольное действие либо занятие, совершаемое внутри установленных границ места и времени по добровольно принятым, но абсолютно обязательным правилам, с целью, заключенной в нем самом, сопровождаемое чувством напряжения и радости, а также сознанием «иного бытия», нежели «обыденная жизнь».

8. Историческая сенсация - внезапный прорыв в подлинное историческое событие.

9. Очищение, или катарсис – состояние, которое наступает в момент созерцания трагедии, вызывая боль и сочувствие, способно избавить душу от грубых инстинктов и вызвать умиротворение, призвать человека к правильному употреблению жизненных сил.

10. Шпильбрейхер – игрок, нарушающий правила.

ПРИЛОЖЕНИЕ:ЭКСКУРСИОННЫЙ МАРШРУТ ПО МЕСТАМ ЖИЗНИ АВТОРА

Й. Хейзинга родился в городе Гронинген в Голландии. Гронинген - город очень древний: он упоминается впервые в акте дарения 1040 г. германского императора Генриха III епископу Утрехта. Город, укрепленный в 1110г., быстро рос и в 1229 г. стал членом Ганзейского союза, куда входили еще Любек, Бремен и Гамбург.

В 1579 г. Гронинген присоединился к Утрехтской унии и доблестно сражался с испанцами, которые овладели им в 1580 г. и удерживали до 1594 г. В конце XVII в. были построены укрепления, снесенные в 1874-1878 гг.; на их месте разбили сады.

Историческое значение Гронингена возросло, когда в 1614 г. был основан университет, второй по значению после Лейденского. В интерьере здания прекрасная аудитория с витражами И. Дайкстры и Сенатский зал с портретами профессоров, которые там преподавали.

Самый многолюдный центр города - рыночная площадь, Гроте Маркт, где находятся неоклассический Статхаус и Гаудкантор, построенный в стиле ренессанс. В северо-восточном углу площади стояла в XI или XII в. романская часовня; на ее месте в начале XIII в. была построена протестантская церковь в честь покровителя города Св. Мартина. От первоначального здания сегодня остался лишь поперечный неф, шестиугольные в плане хоры были сооружены в 1400-1425 гг., а перепланировки XV в. привели к расширению нефа. Самая большая гордость церкви - пятиярусная колокольня готического стиля в основании и в стиле ренессанс на верхних ярусах. С высоты 97 м (она лишь немного ниже колокольни Утрехтского собора) можно полюбоваться величественной панорамой города.

Учась в Гронингене Хейзинга провел один семестр в Лейпциге. Славянское поселение Липск возникло около 900 года. Первое письменное упоминание о нем (urbs Libzi) встречается в хронике Титмара Мерзебургского и датируется 1015 годом (Chronikon VII, 25). В 1165 году Оттон Богатый, маркграф Мейсена, дал Лейпцигу городские права и рыночные привилегии.

Лейпциг находился на пересечении Королевской (Via Regia) и Имперской (Via Imperii) дорог, благодаря чему постепенно стал крупным центром торговли. Лейпцигская торговая ярмарка явилась одной из первых торговых ярмарок в мире и имела большое значение для экономических отношений с Восточной Европой.

Основание Лейпцигского университета в 1409 году привело к развитию юриспруденции и издательского дела. Появился Верховный суд (нем. Reichsgericht), в 1912 году в городе была основана Немецкая библиотека (нем. Deutsche Bücherei). Достопримечательности: Церковь св. Фомы, Лейпцигская филармония Гевандхаус, Старая ратуша, Старая биржа, Новая ратуша, церковь св. Николая, памятник Битве народов, мемориальная церковь памяти русских солдат, городской торговый дом, Лейпцигский университет.

Еще одно из мест жизни Йохана Хейзинги – это Харлем, здесь он преподавал историю в школе. Недалеко от Амстердама расположился этот город. Харлем имеет очень живописный вид, так как он расположен вблизи береговых дюн и голландских тюльпанных полей.

Древний город Нидерландов известен как «Город цветов». В Харлеме множество интересных исторических зданий, а так же произведений искусства.

Музей Тейлера, старейшая, художественная галерея, в которой собрана коллекция работ начиная с Золотого века Голландии, и коллекция фламандской живописи, находится именно в городе Харлем.

Интересна так же площадь Гроте Маркт, на которой находится Ратуша тринадцатого столетия и готическая церковь Синт-Баво. В оживлённый рынок, площадь превращается по субботам и понедельникам.

Следующим этапом жизни Хейзинги стал город Амстердам. С 1903 года он приват-доцент истории древнеиндийской литературы и культуры в Амстердаме. Исторический центр Амстердама отличается большим количеством хорошо сохранившихся средневековых зданий — церквей, жилых или купеческих домов. Из-за большой и разветвленной сети каналов, многие постройки держатся на массивных деревянных сваях, со временем некоторые подгнивают и дома начинают "плясать", удерживаясь от разрушения о соседние. На некоторых фасадах можно встретить поперечные балки, торчащие наружу. С помощью системы блоков и канатов, эти балки использовались для поднятия грузов с бортов морских и речных судов прямо в складские помещения на чердаках. Скульптурный декор фронтонов чаще всего выполнен в виде лепной рамки квадратной или округлой формы в сочетания с украшениями, символизирующими род занятий хозяина дома (рабочий инструмент, фигурки булочников, рыбаков, портных и т. д.).

В Амстердаме на каналах много "плавучих домов". Как правило, это "Уикэнд-хоумс", т.е. дома, в которые их хозяева приезжают на выходные или на праздники, и не только из Голландии. У молодежи Амстердам имеет большую популярность благодаря разрешенному употреблению легких наркотиков, но только в специальных заведениях - "Кофешопах".), А также благодаря кварталу Красных Фонарей (Redlight District), где путаны выставляют себя напоказ в окнах-дверях, стилизованных под витрины и подсвечивающихся обычно красным светом.

Центральная улица столицы — Дамрак, на ней расположены культурные центры, множество кафе, ремесленных мастерских и музеев. На пересечении Дамрак с улицей Рокин находится историческая площадь Дам. В западной части площади находится один из самых примечательных архитектурных объектов — Королевский дворец, который уже более 200 лет является резиденцией нидерландских монархов. Рядом находится Музей Мадам Тюссо. Восточнее дворца — Национальный монумент, воздвигнутый в 1956 году в память о жертвах голландского народа, принесенных в борьбе с фашизмом.

Интересны и средневековые башни Амстердама — Схрейерсторен и Монтелбансторен, сохранившиеся до нашего времени в отличном состоянии.

Далее мы перемещаемся в Лейден, город, где преподавал Хейзинга. Лейден появляется на страницах летописей в 922 году как владение епископа Утрехтского. В XII веке здесь был построен замок, вокруг которого велась бойкая торговля. Во время Столетней войны многие ипрские ткачи бежали в Лейден, заложив основу местной текстильной промышленности. В 1581 г. в Лейдене развернули свою деятельность известные на всю Европу печатники Эльзевиры. Во время Восьмидесятилетней войны город с мая по октябрь 1574 г. осаждали испанцы. Для снятия осады голландцам пришлось открыть шлюзы и затопить городские окрестности. Морские суда прибыли непосредственно в город и доставили лейденцам съестные припасы. В награду за храбрость горожан Вильгельм Оранский дал согласие на открытие в городе университета, ставшего в XVII веке крупнейшим центром протестантского образования.

Лейден — типичный пример университетского города. Здесь находится самый старый университет в Нидерландах, основанный в 1575 году. В XVII веке это был крупнейший центр кальвинистского образования в Европе; с ним неразрывно связаны имена Гуго Гроция, Якоба Арминия, Иосифа Скалигера и Германа Бургаве. При университете действуют знаменитая университетская библиотека, ботанический сад (учрежден в 1587 г.) и лейденская ветвь Национального гербария Нидерландов..