В Лейдене мы можем посетить: Ворота Лейдена (1667 год), Ренессансное здание администрации Рейнских земель (1596, реставрация 1878), дом мер и весов (1658, реставрация 1957-58), здание гильдии ткачей (1640), в котором с 1869 г. помещается городской музей, здание Физиевой библиотеки (1655), Дом отцов-пилигримов (1957), который рассказывает о жизни в Лейдене основателей Плимутской колонии, церковь св. Петра (XIV век) с надгробиями Арминия и Бургаве, церковь св. Панкратия — яркий пример поздней готики (XV век), музей ветряных мельниц, Государственный музей древностей с древнеегипетским храмом из Тафиса (I в. н. э.)
Жизнь Хейзинги была очень насыщена. Он также проживал некоторое время в Цюрихе и Вене.
Цюрих. Город расположен в месте, где из Цюрихского озера берёт начало река Лиммат. Цюрих - один из крупнейших рынков золота. Сейфы цюрихских банков считаются самыми надёжными в мире. О Банхофштрассе, улице банков, говорят, что она "вымощена золотом". Но здесь нет даже намёка на строгую величественность Лондонского Сити или Уолл-стрита в Нью-Йорке. Вместо небоскрёбов с их холодным стальным блеском - приросшие друг к другу старинные массивные здания, не нарушающие облика средневекового центра города. Название города вызывает ассоциации с "городом мира", что больше отражает его современную известность. Но городу свыше двух тысяч лет. Ещё римляне построили здесь крепость, рядом с которой возникла просторная рыночная площадь Турикум, давшая имя городу. Цюрих в прошлом был вольным имперским городом, в XIV веке присоединившийся к конфедерации кантонов. Остроконечная башня готического собора Фраумюнстер - самая высокая в Старом городе. Церковь Санкт-Петер расположена, как и собор Фраумюнстер, на левом берегу реки Лиммат. Свой современный облик церковь получила в начале XVIII века. А циферблат её башенных часов, изготовленных в XVI веке, имеет диаметр 8,7 метров и считается самым большим в Европе. Эти часы стали одним из символов Цюриха. Большой кафедральный собор, построенный на правом берегу реки, увенчан двумя высокими башнями. До реформации собор был принадлежностью богадельни престарелых певчих, основателем которой считают Карла Великого, статуя которого украшает стену собора. Вид на Большой кафедральный собор с реки Лиммат перекрывают два здания: готическая церковь Вассеркирхе (XV век) и Ратуша (XVII век). В XVI веке город стал центром Реформации в германоязычной Швейцарии. Лидером Реформации здесь был Ульрих Цвингли. Учение Цвингли (цвинглианство) победило не только в Цюрихе, но и в Берне, Базеле и ряде других городов северной Швейцарии, создавших религиозно-политический союз. Но в борьбе с католическими кантонами этот союз потерпел поражение. Цвингли погиб в битве. Тем не менее, в этих кантонах по-прежнему господствует протестантское направление христианства. Памятник Ульриху Цвингли в Цюрихе напоминает об эпохе Реформации в Швейцарии. Река Лиммат делит Цюрих на две части - западную ("младший город") и восточную ("старший город"). С вершины холма Линденхоф - центра "младшего города" - открывается красивейшая панорама "старшего города", где выделяются монументальные здания Университета и Политехнического института. Город пережил второе рождение в конце XIX века и стал быстро расти в связи с бурным развитием промышленности. Крупнейшая городская агломерация Швейцарии почти полностью окружает сравнительно большое по размерам Цюрихское озеро. Рядом с Цюрихом нет гор, есть лишь холмы, и это придает ландшафту озера некоторую мягкость. К востоку от озера начинаются предгорья Альп, где берёт своё начало река Рейн. Тем не менее, в ясную погоду прямо с городской набережной можно наблюдать живописную панораму озера на фоне заснеженных альпийских пиков.
Вена. Вена является одной из девяти федеральных земель и одновременно столицей Австрии. История Вены насчитывает больше, чем три тысячи лет, при Габсбургах город стал столицей и его имперская элегантность - наследие этой династии. Вена - это всемирно известный центр музыки, благодаря длинной череде известных музыкантов, проживавших и творивших в этом городе: Моцарт, Бетховен, Гайдн, Шуберт, Брамс. Всемирно известны Венский хор, Венский хор мальчиков, различные музыкальные мероприятия, такие как Новогодний концерт или ежегодный бал в Венской Опере. Архитектура Вены охватывает все значительные стили от готики и эпохи Возрождения до постмодернизма. Одна из старейших церквей Вены, Руперткирхе, в романском стиле, готический Штефансдом - символ Австрии и Вены, Карлскирхе в стиле барокко. Модерн также оставил свой след в Вене: станция Карлспатц, Secession, Церковь ам Штайнхов работы Оттог Вагнера - относятся к известнейшим строением этой эпохи. Вена - это величие и роскошь с налетом старины, Вена - это город музыки и великих музыкантов, Вена - это город фиакров и танцующих белых жеребцов, Вена - это изумительный кофе и знаменитый яблочный штрудель. Одним словом Вена - это ... Вена, город, в котором нужно хоть немного пожить, а не просто пробежаться с путеводителем в руках. Город, чарующий и прекрасный как сама музыка, аромат кофе, цоканье лошадиных копыт по булыжной мостовой, запах глинтвейна и еловых лап перед Рождеством ... Ныне Вена представляется миру в качестве современной метрополии, в которой находят свое место люди из всех стран. Здесь нашли свою штаб-квартиру многие организации ООН, и Вена, таким образом, стала крупным городом для проведения конгрессов и конференций. В мире можно найти лишь немного таких городов, где симбиоз прошлого и настоящего является таким удачным, как именно в этом городе. Великолепные памятники архитектуры, музеи, галереи с уникальными сокровищами искусства, представляющие почти все эпохи культуры западной Европы, свидетельствуют о великом прошлом города. Венские университеты, высшие художественные училища, всемирно известные музыкальные и театральные традиции, фестивали подчеркивают роль Вены в духовной и культурной жизни Европы.
Заключая наш обзор по местам жизни Хейзинги мы посещаем деревушку Де Стег близ города Арнем, где и скончался этот известнейший писатель. Это маленькая деревня, где нет особых достопримечательностей. Хейзинга умер там от истощения, после концлагеря.
Список литературы
I. Источники
Хейзинга Й. Осень средневековья. Издательство «Наука». М., 1988. 540с.
ХейзингаЙ. Homo Ludens // Homo Ludens. В тени завтрашнего дня: Пер. с нидерл./ Общ. ред. и послесл. Г. М. Тавризян.- М.: Издательская группа «Прогресс», «Прогресс-Академия», 1992. – 464 с.
Хейзинга Й. В тени завтрашнего дня // HomoLudens. В тени завтрашнего дня: Пер. с нидерл./ Общ. ред. и послесл. Г. М. Тавризян.- М.: Издательская группа «Прогресс», «Прогресс-Академия», 1992. – 464 с.
II. Литература
Иконникова С.Н. История культурологических теорий. – 2-е изд., переработанное и дополненное. – СПб.: Питер, 2005. – 474 с.: ил. – (Серия «Учебное пособие»).
Каган М.С. Философия культуры. Становление и развитие. СПб.: Издательство “Лань”, 1998. — 448 с.
Круглова Л.К. Культурология: учебное пособие, СПб.: СПГУВК, 2008, 502 с.
Монографии и статьи:
Аверинцев С.С. Культурология Й. Хейзинги// Вопросы философии. 1969. №3, с. 169—174.
Кривко-Апинян Т.А. Мир игры. – СПб., 1992. – 160 с.
Михайлов А.В. Йохан Хейзинга в историографии культуры. // Хейзинга Й. Осень средневековья. - М.: Наука, 1998. С. 412-459.
Тавризян Г. М. Йохан Хейзинга: кредо историка // Хейзинга Й. Нomo Ludens. В тени завтрашнего дня. М., 1992. С. 405-439.
[1] Кривко-Апинян Т. А. Мир игры. СПб.,1992. С. 121.
[2] Иконникова С.Н. Й.Хейзинга об игре в культуре// История культурологических теорий. СПб.,2005. С. 368
[3]Тавризян Г. М. Йохан Хейзинга: кредо историка // Хейзинга Й. Нomo ludens. В тени завтрашнего дня. М., 1992. С. 408
[4]Тавризян Г. М. Йохан Хейзинга: кредо историка // Хейзинга Й. Нomo ludens. В тени завтрашнего дня. М., 1992. С. 418
[5] Й. Хейзинга. Осень Средневековья. М., 1988. С. 6.
[6]Михайлов А. В. Й. Хёйзинга в историографии культуры // Хёйзинга Й. Осень средневековья. М., 1998. С. 426.
[7] Иконникова С.Н. Й.Хейзинга об игре в культуре// История культурологических теорий. СПб., 2005. C. 371
[8] Хейзинга Й. Осень Средневековья.M., 1988. С.8.
[9] Иконникова С.Н. Й.Хейзинга об игре в культуре// История культурологических теорий. СПб.2005. C. 372
[10] Хейзинга Й. Осень Средневековья. М, 1988. C.116
[11] Хейзинга Й. Осень Средневековья. М, 1988. C.122
[12] Хейзинга Й. Осень Средневековья. М, 1988. С.163
[13] Хейзинга Й. Осень Средневековья. М., 1988. С. 165.
[14] Й.Хейзинга. В тени завтрашнего дня. М.,1992.С.258
[15] Иконникова С.Н. История культурологии: идеи и судьбы.- СПб. 2005. С. 315.
[16]Тавризян Г. М. Йохан Хейзинга: кредо историка // Хейзинга Й. Нomo ludens. В тени завтрашнего дня М., 1992.‑С. 436.
[17]Каган М.С. Философия культуры. Становление и развитие. СПб.: Издательство “Лань”, 1998. 447
[18] Хейзинга Й. HomoLudens. С. 20.
[19] Хейзинга Й. HomoLudens. С. 23.
[20] Хейзинга Й. HomoLudens. С. 41.
[21] Хейзинга Й. Homo Ludens. С. 63.
[22] Хейзинга Й. Homo Ludens. С. 94.
[23] Хейзинга Й. Homo Ludens. С. 125.
[24] Хейзинга Й. Homo Ludens. С. 197.
[25] Хейзинга Й. Homo Ludens. С. 233.
[26] Хейзинга Й. Homo Ludens. С. 238.
[27] Иконникова С.Н. История культурологии: идеи и судьбы.- СПб.,2005. С.384
[28] Аверинцев С.С. Культурология Й. Хейзинги// Вопросы философии. 1969. №3. С. 171.
[29] Кривко-Апинян Т.А. Мир игры. СПб., 1992. С. 121.
[30] Иконникова С.Н. История культурологии: идеи и судьбы.- СПб., С. 383.
[31] Иконникова С.Н. История культурологии: идеи и судьбы.- СПб.,2005. С. 386.
[32] Хейзинга Й. В тени завтрашнего дня. С. 349.
[33] Хейзинга Й. В тени завтрашнего дня. С. 326
[34] Хейзинга Й. В тени завтрашнего дня. С. 328
[35] Хейзинга Й. В тени завтрашнего дня. С. 362
[36] Иконникова С.Н. История культурологии: идеи и судьбы.- СПб.,2005. С. 389.
[37] Хейзинга Й. В тени завтрашнего дня. С. 363