Введение
Йохан Хейзинга – выдающийся голландский историк и культуролог. Он оставил современному поколению богатое наследие и совершенно новую концепцию в культурологии. Выбор темы данной курсовой работы обусловлен тем, что Й. Хейзинга не похож на других исследователей мировой культуры, его оригинальная концепция внесла большой вклад в изучение истории мировой культуры.
Имя выдающегося голландского историка и мыслителя Й.Хёйзинги известно в России давно. Сначала оно прозвучало в узком интеллектуальном кругу, так как официальная советская идеология с недоверием относилась к создателю «Homo Ludens», бывшему одним из властителей дум западной интеллигенции. В 60-е годы в «Вопросах философии» появилась статья С.С. Аверинцева, тогда еще молодого, но очень авторитетного ученого, посвященная анализу культурологии Й.Хёйзинги, которая положила начало серьезному изучению его наследия в нашей стране. В 1988 г. в серии «Памятники исторической мысли» увидело свет в русском переводе знаменитое сочинение Й.Хёйзинги «Осень Средневековья», а в 1992 г. вышли «Homo Ludens» и «В тени завтрашнего дня». Это только часть теоретического наследия, опубликованного в Европе в 9 томах. Популярность И. Хейзинги имела подготовленную почву. Помимо С.С. Аверинцева в 60-е и последующие годы к анализу творчества Й.Хейзинги обратились отечественные исследователи такие, как Т.А Кривко-Апинян, Л.С. Боткин, А В.Михайлов, Н.А Колодки, И.И.Розовская, Г.М.Тавризян. В их статьях и книгах очень бережно и доброжелательно представлена оригинальная концепция истории мировой культуры Й.Хейзинги
После этого сложилась новая ситуация - с творчеством Й.Хейзинги познакомились не только профессионалы, но многие из тех, кто интересуется историей и культурологией, а познакомившись, обнаружили близость идей и мироощущения Й.Хейзинги российской ментальности и почувствовали насущную необходимость новой встречи с прославленным историком. Это пробудило редколлегию «Памятников исторической мысли» РАН и фирму «Культура» Издательской группы «Прогресс» предпринять новое трехтомное издание сочинений Й.Хёйзинги, в которое войдут «Осень Средневековья», «Homo Ludens», «Эразм», другие важнейшие работы и письма в переводе Д.В. Сильвестрова.
. В культурологии И. Хейзинги можно выделить три аспекта:
Во-первых, историографический анализ эпохи позднего Средневековья в Нидерландах, европейской культуры XV в.
Во-вторых, роль Игры в возникновении и развитии культуры всех времен и народов.
В-третьих, анализ духовного кризиса западной культуры, Духовной трагедии человечества, связанной с фашизмом и тоталитаризмом.
Целью моей курсовой работы является анализ творчества Й. Хейзинги, выделение его целостной культурологической концепции на основе трех его произведений, при этом естественно учитывая критику в адрес ученого. На основе всего этого моей задачей является сделать вывод о вкладе данного автора в развитие теории и истории мировой культуры.
Источниками, с помощью которых будет проведено исследование, являются книги «Осень Средневековья», «HomoLudens», «В тени завтрашнего дня». «Осень Средневековья» - работа, увидевшая свет в 1919 году, интересна как для изучения теории культуры, так и для изучения культуры повседневности. Но нас интересует только первый аспект. В этом произведении Хейзинга обратился к рассмотрению форм повседневной жизни и изучению ментальности, как позже назовут эту методологию последователи Й.Хейзинги. Идеи, заложенные в «Осени Средневековья» позже возьмут за основу создатели французской школы «Анналов» Ф.Бродель, Ле Гофф, Февр и другие. В 1938 году выходит еще одна работа ученого «HomoLudens», в которой ученый обращается к сфере человеческого существования. В этой работе Й. Хейзинга излагает свою оригинальную концепцию культуры. Хейзинга публикует свою книгу как «протест против лживой игры, против использования игровых форм в антигуманных целях, в защиту «настоящей игры. Противопоставить игру кризису, игрой спасти культуру – вот цель моего произведения».[1] И последняя работа, которая будет мной рассмотрена это трактат «В тени завтрашнего дня» (1935 г.), где автор, как и многие другие исследователи и культурологи ХХ века, рассматривает кризис культуры и, что важно, излагает основные условия, при которых может существовать культура. С первого взгляда кажется, что между этими работами нет ничего общего, но они преемственны. В них ясно прослеживается четкий, ясный, эмоционально-выразительный язык автора.
Для анализа творчества голландского ученого будет использован герменевтический и компаративистский методы. На основе герменевтического метода основано вчувствование в текст, его понимание, а компаративистский метод поможет сравнить различных исследователей, писавших о Й. Хейзинге и интерпретировать на основе этого сравнения целостную концепцию автора своими словами.
1. Жизненный путь Йохана Хейзинги
Жизненный путь и судьба теоретического наследия Й.Хейзинги были полны драматическими событиями.
Йохан Хейзинга родился 7 декабря 1872 года в небольшом городе Гронинген, что на севере Голландии. Несколько поколений его предков были протестантскими священниками менонитского толка. В семье строго соблюдались религиозные традиции меннонитов, проповедовавших нравственную жизнь, пацифизм и этику ненасилия, воздержание от светских удовольствий, браки внутри общины. Его отец вначале продолжил семейную традицию, поступив в духовную семинарию, но затем увлекся естествознанием и математикой, оставив духовное поприще. В отличие от отца, уже с самого начала своей жизни Й. Хейзинга был абсолютным гуманитарием и не интересовался естественными науками. В гимназии Хейзинга увлекся семитскими языками - ивритом и арабским. Знавшие его отмечали, что он всегда работал без спешки и суеты, при этом, не ставя перед собой никаких целей. Он изучал только то, что ему было интересно само по себе. В своей автобиографии "Мой путь историка" он говорит, что не был усердным читателем. При этом с юности за Хейзингой закрепилась слава человека, который рано встает и все успевает. Хотя его любимым занятием были просто одинокие прогулки, во время которых так хорошо думается. Он ценил свои мысли и старался просто понять то, что парит в воздухе.
Семья Хейзинги не была богатой и у нее не хватило денег, чтобы послать сына в Лейденский университет, где он смог бы продолжить изучение семитских языков. Пришлось ограничиться университетом в Гронингене, где была специальность "Голландская филология".
Юный Й. Хейзинга был подчеркнуто аполитичен. Он не читал никаких газет и считал, что настоящая жизнь пребывает в душе человека. Искусство Хейзинга почитал выше жизни, точнее - ее высшей ступенью.
После Гронингена он продолжил обучение в Лейпциге, где изучал славянские языки, а также литовский и древнеирландский. Его диссертация называлась: "О видушаке в индийской драме" (видушака - шут), для чего ему понадобилось прочитать на санскрите большинство древнеиндийских пьес. В работе Хейзинга показал глубокое отличие восточного понимания смешного от европейского. После защиты диссертации он не нашел работы по специальности, и ему пришлось пойти обычным гимназическим учителем истории в Харлеме. Он избирает своеобразный метод обучения истории по картинкам. Уже в эти годы он предпочитает "связный образ истории", который впоследствии широко использует в своих исторических трудах. В 1950 г. сборник этих рассказов "Окно в мир" был издан в Голландии.
В 1903 г. Й.Хейзинга становится приват-доцентом истории древнеиндийской литературы в университете в Амстердаме, но, читая курс "Ведийско-брахманская религия", чувствует перемену в своих научных интересах. Его увлекает позднее средневековье западной культуры. Он переходит на кафедру истории Гронингенского университета и работает профессором с 1904 по 1915 г . За время преподавания он практически не опубликовал ничего. С точки зрения классических университетских традиций - почти нонсенс. Уже в эти годы возникает замысел книги "Осень Средневековья", которая издается в Голландии в 1919 г. и приносит ему всемирную славу и известность. Она переводится в различных странах, а в 1988 г. впервые публикуется на русском языке. Во время одной из прогулок голландского ученого осенила идея: позднее Средневековье - не провозвестие будущего, а отмирание уходящего в прошлое. Уходила в прошлое история, начавшаяся от республиканского Рима.
В 1915 г. он переходит в Лейденский университет, возглавляет кафедру истории, а затем становится ректором. В Лейдене он проработал вплоть до 1942 г., когда во время фашистской оккупации университет был закрыт.
В своих трудах по истории мировой культуры Хейзинга погружен в отдаленные эпохи, в них постоянно ощущается пульс современных проблем. Размышления о судьбах культуры, взаимоотношениях культуры и власти, кризисе духовности в формах повседневной жизни, умонастроениях и ценностях обращены к новой реальности середины XX века. Таковы его работа «В тени завтра. Диагноз культурного недуга нашего времени», опубликованная в 1935 г., переведенная на многие европейские языки, но запрещенная в годы фашизма, а также книга «Истерзанный мир», изданная в 1945 г., после окончания II мировой войны. Й.Хейзинга становится видным общественным деятелем, он избирается президентом Академии наук в Амстердаме, а с 1938 г. председателем Международного комитета по культурному сотрудничеству Лиги Наций.
Интеллектуальный статус Хейзинги в Европе был необычайно высок, хотя и в достаточно узких кругах. Тем не менее, для своей страны он был одним из интеллектуальных и моральных лидеров. В Европе же и в Америке его идеи расходились как горячие пирожки. Причем слишком многие не только не ссылались на Хейзингу как на первоисточник своих упражнений, а, скорее, стремились уколоть его как пусть и блистательного, но непрофессионала. Он не обижался и никому не отвечал на упреки. Гуманистические идеи были изложены в книгах "Эразмус" (1942), посвященной биографии Эразма Роттердамского, а также в работе "Голландская культура XVII века" (1933), Необычайную популярность приобрела работа Homo Ludens (1938), отличающаяся новым подходом в освещении сущности, происхождения и эволюции культуры, энциклопедической эрудицией, блеском литературного стиля. В ней изложена культурологическая концепция Й.Хейзинги. В предисловии он писал, что человеческая культура возникает и развертывается в игре. Это убеждение зародилось у него еще в 1903 г., а в 1933 он посвятил этой проблеме вступительную речь при избрании ректором Лейденского университета, назвав ее "О границах игры и серьезного в культуре". Затем эти идеи излагал в Цюрихе, Вене, Лондоне в докладах "Игровой элемент культуры". В этой работе наиболее полно воплотился гуманистический, жизнелюбивый, нравственно светлый, творческий мир Й.Хейзинги[2].