99. Он – Тот, кто вам низводит воду с неба,
И ею Мы даем произрасти растениям всех видов,
И ею Мы растим побеги злаков,
Из них выращиваем зерна,
Усаживая (в колос плотным) рядом.
Из финиковой пальмы, завязей ее –
Гроздья плодов, свисающие низко;
Сады из виноградных лоз, маслин, гранат,
Которые (во многом) так похожи,
И все же столь различны меж собой!
Когда на них появятся плоды,
Сладитесь тем, как наливаются они и зреют!
Поистине, в сим кроются знамения для тех,
Кто (в Господа душою всей) уверил.
100. И все же ставят они джиннов с Богом наравне,
Хотя Он Сам же сотворил их,
И лживо прочат сыновей и дочерей Ему
Без всякого на то познанья.
Субханагу! (Хвала Ему!)
Превыше Он того, что Ему прочат!
101. Создатель изначального (порядка) неба и земли, ‑
Как может Он иметь ребенка,
Коль не было супруги у Него?
Он создал все, что суще (в мире),
И знает обо всем и вся!
102. Таков Аллах, Владыка ваш!
Иных богов, кроме Него, не существует.
Творец всего, что суще (в мире).
Так поклоняйтесь же Ему!
Он, истинно, – распорядитель всякой сути.
103. Нет никакого видения (в мире),
Что (Господа) постичь (способно), ‑
Его же взор объемлет все.
(Он зрит во всяко естество)
И ведает о всем, что суще.
104. Предстали вам
Наглядные свидетельства от вашего Владыки,
И тот, кто зряч,
Себе на пользу распознает их.
А тот, кто слеп,
Себе во вред (их не увидит).
И здесь над вами я – не страж!
105. Так Мы по‑разному толкуем им Свои знаменья
Чтоб не могли они сказать:
«Ты (у других сему) учился!»
И для того, чтоб (истину) Мы ясно изъяснили
Для тех, кто обладает знаньем.
106. Так следуй же тому,
Что твой Господь открыл тебе внушеньем:
Кроме Него, иного Бога нет.
И отойди от тех, кто в равные Ему
Другие прочит божества.
107. И если бы желал того Господь,
Они б других богов не измышляли;
Но Мы тебя не делали их стражем,
И ты над ними не распорядитель.
108. И не хули те божества,
Которых они чтут, помимо Бога,
Чтобы в (ответной) злобе на тебя,
В невежестве своем (глубоком),
Не стали они Господа хулить.
Так увлекли Мы всякий люд
(В земной соблазн) их деяний.
Ведь (все равно) в конце пути
Они вернутся к своему Владыке.
Тогда Мы ясно им укажем
Все, чем грешили (на земле) они.
109. И они Богом поклялись,
Одной из самых строгих клятв,
Что, если б к ним пришло знаменье,
Они б уверили в него.
Скажи: «Знаменья все – во власти Бога,
Но кто бы мог вам (верным) дать понять,
Что, даже если бы знамения пришли,
В них все равно бы не уверили они!»
110. Мы отвратим сердца и очи их,
Так как они не веровали в это изначально;
И Мы оставим их скитаться слепо
В своем невежестве и заблужденье.
111. И если б низвели Мы ангелов на них,
И если б с ними мертвые заговорили,
И если б Мы пред их глазами
Собрали все, (что суще в мире),
То и тогда бы не уверили они,
Не будь на то соизволения Аллаха.
Но большинство из них – в неведенье (об этом).
112. И так установили Мы для каждого пророка
Врагов‑шайтанов из людей и джиннов,
И те внушают обольщение друг другу
Красой пустых незначащих речей.
Но если бы желал Владыка твой,
Они бы так не поступали,
А потому, оставь ты их
И то, что они ложно измышляют.
113. Пусть к ним склоняются сердца таких,
Кто в будущую жизнь не верит;
И пусть довольствуются ими,
И пусть приобретают то,
Что сами этим предваряют.
114. (Скажи:) «Ужель стану желать
Иного судию, помимо Бога?»
Ведь это – Он, кто ниспослал для вас
Ясно изложенную Книгу.
И знают те, кому Писание дано,
Что в истине от твоего Владыки
Она дарована тебе.
А потому, не будь из тех,
Которые в сомнении об этом.
115. И завершается Господне Слово
По истине и справедливости (Господней Воли).
Никто не может изменить Его словес.
Ведь Он все слышит и все знает!
116. И если ты последуешь за теми,
Которых большинство на сей земле,
Они собьют тебя с пути Аллаха,
Ведь следуют они лишь вымыслам своим
И строят ложные догадки.
117. Поистине, Господь твой лучше знает тех,
Кто отклоняется с Его пути,
И тех, кто следует стезей прямою.
118. Так ешьте то, над чем помянуто Аллаха имя,
Если в Его знаменья веруете вы.
119. И отчего же вам не есть того,
Над чем помянуто Господне имя,
Коль Он вам ясно указал,
Что недозволено вам в пищу,
Если к сему не приневолят вас
(Земного бытия невзгоды)?
Но многие с пути (себя и вас) сбивают
Страстями, что не сдержаны познаньем.
Владыке твоему, поистине, известны лучше
Те, кто (дозволенные грани) преступает.
120. Так воздержитесь же от явного и скрытого греха!
Поистине, воздается должно тем,
Кто грех берет (на душу)
За все, что их деянья предварили им.
121. Не ешьте же того,
Что не почтилось именем Аллаха!
Сие – нечестие (и блажь).
Шайтаны побуждают состязаться с вами
Своих сторонников (по злу),
И если вы послушаетесь их,
Вы станете язычниками (снова).
122. Неужто тот, кто мертвым был,
А Мы его вернули к жизни,
И даровали Свет ему,
С которым он идет среди людей,
Сравнится с тем, кто пребывает в мраке,
И никогда не выйдет из него?
Так и неверным видится прекрасным
Все то, что делают они.
123. И Мы поставили порочный люд
Властителями всякого селенья,
Чтобы они коварством ухищрялись
(Во властолюбии своем и отвлечении людей от Бога).
Но только против душ своих
Они коварство замышляют,
И сами же не ведают сего.
124. Когда приходит к ним знамение (Господне),
Говорят они: «Мы не уверуем,
Покуда не получим подобное тому,
Что было послано посланникам Аллаха».
Аллах же лучше знает то,
Как и кому Свое посланничество значить.
И поразят преступный люд
Стыд и бесчестие пред Богом.
А за коварные уловки
Суровой будет кара им!
125. И тем, кого Аллах направить пожелает,
Он раскрывает для ислама грудь.
Кого же уклонить с пути захочет,
Тому Он грудь сжимает и теснит,
Как будто силится он к небесам подняться.
Такою посрамною карой
Накажет Бог всех тех, кто не уверит.
126. И это – путь Владыки твоего, ведущий прямо.
И разъяснили Мы знамения Свои
Всем тем, кто должно разумеет.
127. Для них – мирный очаг у их Владыки.
Он – Покровитель их
В награду за все то, что совершили.
128. И в День, когда Он соберет их всех,
(Он скажет:) «О джиннов сонм! Из этого народа
Вы слишком многих удержали себе (в дань)».
И скажут их собратья средь людей:
«О Господи!
Мы все старались друг от друга выгоду извлечь.
Теперь мы подошли
К тому пределу, что назначен нам Тобой».
И скажет (Он): «Огонь – жилище вам!
И в нем вам пребывать навечно,
Если Аллах не предпочтет другого».
Поистине, Господь твой мудр и (Все)знающ!
129. Так Мы одних из нечестивых
Ставим главенствовать над остальными,
(Чтобы, соперничая во грехе,
Они потом пред Богом отвечали)
За все, что предварили для себя.
130. «Сонм джиннов и людей!
Ужель не приходили к вам посланники из вас самих,
Что излагали вам знаменья Наши
И возвещали вам о встрече Дня сего?»
Они ответят:
«Мы, истинно, свидетели сему
Себе же на погибель!»
Их искушенья ближней жизни обольстили,
И (вот в сии День) себе же на погибель
Они свидетельствовать будут
О том, что были нечестивы.
131. Так (загодя посланники к ним слались)
Все потому, что твой Господь
Не погубил бы за нечестие и зло
Ни одного людского поселенья,
Чьи жители в неведении были.
132. И каждому – та степень (милости иль кары),
Что соответствует его деяньям,
Ведь в небрежении Господь не остается
К тому, что делают они.
133. Самодостаточен Владыка твой
В Своем богатстве (естества).
Хранитель милости (безмерной).
И будь на то Его желанье,
Он мог бы уничтожить вас
И заменить другими, – кем захочет,
Как это сделал с вами Он,
Взрастив вас из потомства прочего народа.
134. Что вам обещано, поистине, наступит,
И вам того никак не отвести.
135. Скажи: «О мой народ!
Вы поступайте по своей возможности (и предпочтенью),
Я – по своей же буду поступать.
Потом узнать вам предстоит,
За кем предел второго бытия
(Будет прекрасней и надежней).
А злочестивым в благоденствии (Господнем),
Поистине, не пребывать».
136. И долю из посевов и скота,
Что волею Аллаха израстают и плодятся,
Они Аллаху назначают,
И говорят по прихотливым измышленьям:
«Сие – Аллаху Вышнему,
Сие же – соучастникам Его, (что на земле)».
Но доля соучастников к Аллаху не идет,
Аллаха ж доля – к соучастникам приходит.
Как скверны и неправедны их назначенья!
137. Еще (сквернее) то, что соучастники сии
Для большинства из многобожцев
Украсили соблазном убиенье собственных детей,
Чтоб их сгубить и вызвать смуту в вере.
Но если бы желал Аллах,
Они бы так не поступали.
Оставь же их и то, что они ложно измышляют.
138. И говорят они: такой‑то и такой‑то скот,
Такое и такое жито – запретны вам,
И никому нельзя их брать для пищи,
И есть их могут только те,
Кому, по прихотливым их догадкам,
Дозволим это делать Мы.
(Запретен в пищу) также скот,
Спины которого запретны
(Для перевозок иль иных работ),
И скот, над коим не помянуто Аллаха имя
По измышленьям об Аллахе.
Воздаст сполна Он им за то,
Что измышляют они именем Аллаха!
139. И говорят они: «То, что в утробах этого скота
(И явится на свет живым),
Особо предназначено мужчинам нашим,
А нашим женщинам запрещено.
Но коль (приплод родится) мертвым,
Все (в трапезе) участвуют (безоговорно)».
Воздаст Он им (сполна) за вымыслы на Бога,
Ведь мудр и Всеведущ Он!
140. Потеряны для Бога те,
Кто убивает собственных детей
По глупому невежеству и безрассудству,