Смекни!
smekni.com

Коран перевод Валерии Пороховой (стр. 6 из 98)

Вам в женах лучше многобожницы‑жены,

Хотя вторая вас прельщает больше.

(И дочерей) своих за многобожников не выдавайте,

Доколе не уверуют они, –

Ведь раб, уверовавший в Бога,

(В мужьях) ей будет лучше, чем язычник,

Хотя второй прельщает больше вас.

Язычники манят вас в пламя Ада,

Господь вас – к саду Рая и к прошенью,

Свои знаменья людям разъясняя,

Чтоб помнили Его и воздавали славу.

222. Они тебя о (месячных) регулах женщин воспрошают.

Скажи: «Сие есть течь и недуг».

А потому вам надлежит

Держаться в стороне на это время

И к ним не прикасаться, пока они не будут чисты.

Когда ж они пройдут обмыв,

Придите к ним, как повелел вам Бог, –

Ведь любит Бог таких, кто обращается к Нему,

И тех, кто в чистоте себя содержит.

223. Для вас супруги ваши – нива,

И вы на свою ниву приходите,

Когда желание в вас есть;

Но перед этим вы для душ своих

Какую‑либо благость уготовьте.

Страшитесь гнева Господа и знайте,

Что все вы встретите Его, –

(Ты ж, Мухаммед!)

Обрадуй праведных сей вестью.

224. Вы не берите имя Бога

Для ваших клятв о благочестии своем,

О страхе пред Господним гневом,

О водворении согласия и мира меж людьми,

(Коль не сумели проявить вы это).

Ведь Бог и слышит все и знает обо всем.

225. Господь не спросит с вас за пyстословье клятв,

Он вас испросит лишь за то,

Что схоронилось в вашем сердце, –

Ведь Всепрощающ и воздержан Он!

226. Для тех, кто клятву даст

С женой не сообщаться боле,

Назначено четыре месяца (под крышей дома) выждать,

И коль за этот срок муж обратится вновь к жене ‑

Господь Всемилостив и Всепрощающ!

227. Но если их желание развода неизменно –

Бог слышит все и знает обо всем.

228. И жены, получившие развод,

Пусть выждут время трех peгулов,

И им запрещено сокрыть,

Что Богом создано в их чреве,

Коль в Господа и Судный день уверили они.

Для их мужей достойнее всего

При этом их принять обратно,

Коль они склонны к примиренью.

И здесь для женщин справедливы те права,

Что и права над ними у мужчин, –

Но у мужей сих прав – на степень больше.

Всесилен Бог и мудрости исполнен.

229. Развод возможен в две ступени,

После чего вы продолжайте вместе жить благопристойно

Иль отпустите от себя с благодеяньем.

Вам не дозволено брать из того,

Чем вы ее (во время брака) одарили,

Разве что оба вы таите опасенья,

Что не сумеете блюсти пределы, установленные Богом.

И если вы (кто призван рассудить их),

Боитесь тоже, что они не соблюдут

Пределов, установленных Аллахом,

Не будет в том греха,

Если жена даст выкуп за свою свободу.

Вот таковы пределы, установленные Богом,

И если кто пределы эти преступает,

Тот навлекает зло и беды.

230. И если муж с женой развелся,

То в жены не дозволена она ему (опять),

Пока не выйдет замуж за другого

И тот не даст развода ей.

И здесь на них греха не будет,

Коль они вновь друг к другу возвратятся

И чувствуют, что смогут соблюдать

Пределы, установленные Богом.

Вот таковы пределы Бога,

Которые Он изъясняет тем,

Кто обладает разуменьем.

231. И при разводе с женами своими,

Когда назначенный им срок истек,

Верните их с достоинством обратно

Или с достоинством их отпустите.

Но против воли не удерживайте их,

Чиня им зло и непристойность.

А кто поступит так – зло причинит своей душе.

Знамений Господа не обращайте в шутку,

С признаньем помните Господню милость к вам,

И то, что ниспослал Он Книгу вам и мудрость,

Чтобы наставить вас на верный путь.

А потому страшитесь Господа

И знайте – Он Всеведущ!

232. И при разводе с женами своими,

Когда назначенный им срок истек,

Вы не препятствуйте их браку с бывшими мужьями,

Коль меж собой они достойно согласятся, –

И это – наставление для тех,

Кто в Господа и в Судный день уверил;

Для вас сие – благочестивее и чище,

Ведь знает Бог (о том), чего не ведаете вы.

233. Кормящей матери выкармливать ребенка надлежит

Два полных года,

Если отец желает норму завершить;

Ему же надлежит нести расход

На добростойное питание и вещи.

И ни одна душа не понесет тот груз,

Что больше, чем она поднимет, –

Так пусть же материнская душа

За детище свое обид не терпит,

А равно и отец ребенка,

А равно и наследник их.

И если оба пожелают

С согласия меж ними и совета

Ребенка от груди отнять,

На них греха не будет.

Как равно и на вас не ляжет грех,

Коль вы ребенка своего

Поручите вскормить другой,

Благопристойно уплатив по договору.

Страшитесь гнева Господа и знайте –

Он видит все, что вы вершите.

234. И если кто из вас уйдет из жизни,

Оставив овдовевших жен,

Им надлежит срок выжидать по вас

Четыре месяца и десять дней;

Когда же истечет назначенный им срок,

На вас греха не будет от той разумности,

С какой они сочтут собой распорядиться.

Поистине Бог ведает о всем, что вы творите.

235. На вас греха не будет в том,

Коль к этим женщинам намеком тайным

Вы обратитесь с предложением о браке

Или сокроете в своей душе намерение это, –

Ведь ведает Господь о том,

Что вы о них в заветной памяти храните.

Но тайных обещаний не давайте им

И речь пристойную ведите.

На узы брака с ними не решайтесь,

Пока не истечет назначeнный им срок,

И знайте – ведает Господь

Все, что сокрыто в ваших душах.

Остерегайтесь гнева Бога

И знайте – Всепрощающ и воздержан Он!

236. На вас греха не будет в том,

Коль вы развод даете женам,

К которым вы еще не прикасались,

Иль не скрепили договора о предбрачном даре.

Вы одарите их согласно своему достатку:

Богатый – сообразно своему, а бедный – своему,

Дав им дары в благопристойной мере,

Как подобает всем благотворящим.

237. Но если вы развод даете женам,

К которым вы еще не прикасались,

А ваш предбрачный дар уже исчислен,

Им половина этой доли надлежит,

Коль они сами (в пользу мужа) не простят,

Иль не простит (в их пользу) тот,

В руках которого завязан узел брака;

Но уступить жене (вторую половину доли) –

Благочестивее всего для мужа.

Великодушие и благость меж собой

Забвению не предавайте –

Ведь видит Бог все то, что вы вершите.

238. Свои молитвы строго соблюдайте,

Особо (чтите) Среднюю Молитву,

И благовейно стойте перед Господом (в молитве)

239. Но если вас преследует опасность,

Молитесь пешими иль не сходя с коня;

Когда ж опасность вас минует,

Вы призовите Господа хвалой,

Как Он вас научил

И как дотоле вы не знали.

240. И те из вас, которые уйдут из жизни,

Оставив овдовевших жен,

Должны им завещать на содержание надел

И проживание под крышей дома сроком на год.

Но коль они покинут стены дома, –

На вас греха не будет от той разумности,

С какой они сочтут собой распорядиться.

Поистине Бог Всемогущ и мудр!

241. Для разведенных жен на содержание –

Надел благопристойный.

Так Бог вменил благочестивым.

242. Так вам Господь свои знамения толкует,

Чтоб вы могли уразуметь.

243. Разве не видел ты людей,

Которые, страшася смерти,

Покинули свои жилища –

А было их немало тысяч.

Господь сказал: «Умрите!» им,

Потом же возвратил их к жизни –

Ведь полон щедрости Господь к земному люду,

Но большинство из них Ему не благодарны.

244. А потому боритесь на пути Господнем,

И знайте, что Аллах все слышит и Всеведущ.

245. Так кто же тот,

Кто предоставит Господу прекрасный займ,

Что будет Им великим множеством возвышен?

Ведь это Бог, кто повергает вас в нужду

Иль осыпает изобильем.

К Нему лежит, и ваше возвращенье.

246. Ужель не видел ты знать родовую

Сынов Исраиля, что были после Мусы?

Когда посланнику, кто был средь них, они сказали:

«Дай нам царя, чтоб мы могли

Сражаться на пути Господнем».

И он сказал: «Не может ли случиться так,

Когда назначат вам сраженье,

Не станете сражаться вы?».

Они ответили:

«Что ж на пути Господнем нам не воевать,

Коль из домов мы изгнаны

И с нашими детьми разлучены?»

Когда ж назначено сражение им было,

Отворотилися они – за исключением немногих,

Господь поистине прекрасно различает нечестивых!

247. И их пророк сказал им:

«Taлyтy Бог поставил царствовать над вами».

Они ответили:

«Как может он над нами править,

Когда достойнее мы сами этой власти,

К тому ж не одарен он ни богатством, ни умом».

Но он сказал: «Избрал Господь его над вами

И щедро одарил и мудростью и удалью мужскою».

Поистине Господь дарует Свою власть

Тому, кого сочтет Себе угодным.

(Своею милостью) oбъемлет всех Он

И ведает над всем и вся!

248. И их пророк сказал им:

«Знамением его предназначенья

К вам явится ковчег (Завета),

В котором вам от Господа caкина

И что осталось от семейства Mycы,

И что осталось от семейства Xaapyнa, –

И ангелы его вам принесут;

И в этом кроется знамение для вас,

Коль вы поистине уверили (в Аллаха).

249. Когда Taлут с войсками выступил в поход,

Сказал он:

«Господь пошлет на испытание вам реку,

И кто напьется из нее,

Средь воинов моих не будет,

А несколько глотков с ладони

Будет прощено».

Но все испили из нее, кроме немногих.

Когда же все они чрез реку перешли,

И он и те, кто вместе с ним уверил,

Сказали те:

«Теперь у нас нет мочи джалута с его войском одолеть».

Но те, кто верил, что (в последний День)

Им предстоит Аллаха лицезреть,

Сказали:

«Как часто небольшая сила

С Господней воли побеждала многочисленных врагов!»

Поистине благоволит Господь к тому,

Кто терпелив и стоек духом.

250. И вот когда они предстали

Перед Джалутом и его войсками,

Они взмолили: «О Господь наш!

Влей стойкость в нас и укрепи наши стопы,

И помоги против неверных!»

251. И с изволeнья Господа