Смекни!
smekni.com

Коран перевод Валерии Пороховой (стр. 7 из 98)

Они неверных в бегство обратили,

И умертвил Дауд Джалута,

И одарил его Господь и мудростью и властью,

И научил его всему, что Он желал.

О если б не удерживал Господь

Одних людских племений над другими,

Бедой бы преисполнилась земля –

Но полон щедрости Господь к мирам Своим!

252. Вот таковы знамения Господни,

И Мы воистину читаем их тебе –

Ибо один ты из посланников (Моих).

253. И всех посланников Мы наделили разными дарами,

Возвысив (миссию) одних перед другими;

Средь них был тот, с кем речь держал

Господь, Других Он (на пророчество) возвысил степенями.

И Исе, сыну Марйам, Мы даровали ясные знаменья,

И Дух Святой для укрепления (пророчества) его.

И будь на то желание Господне,

Пришедшие за ними вслед

Не воевали б меж собой, –

Они ж затеяли раздоры,

И были среди них

Те, кто уверовал, и те, кто не уверил.

И будь на то желание Господне,

Они б не воевали меж собой.

Но Свою волю (на земле) вершит Всевышний!

254. О вы, кто верует!

Расходуйте из благ, что Мы вам даровали, благотворно,

Пока не наступил тот День,

Когда не будут (приняты в защиту)

И ни оплата торгом (за грехи),

Ни дружба, ни заступничество (верных), –

Неверные, поистине, дурные люди.

255. Аллах – нет божества, кроме Него,

Живущего и самосущего извечно, –

Не склоняет Его ни сон, ни дремота,

Землею и небом один Он владеет.

Кто может вступиться пред Ним без Его изволенья?

Он ведает все, что творенья Его испытали,

И то, что за ними наступит вослед,

И им из мудрости Его

Назначено познать лишь то, что Он дозволит.

Возвысит Он трон Свой на землю и небо –

Не в тягость Ему их охрана.

В Своем могуществе велик Он

И (в высшей степени) возвышен.

256. Не разрешил в религии Он принужденья,

Разнится ясно истина от заблужденья;

Кто зло отверг и обратился к Богу,

Обрел себе надежную опору,

Для коей сокрушенья нет.

Аллах все слышит и Всеведущ!

257. Аллах – Хранитель тех, кто веру приобрел,

Из тьмы Он выведет их к свету.

Но станут идолы напутствовать неверных

И поведут от света к мраку их –

Они все – обитатели Огня

И в нем останутся навечно.

258. Ужель не видел ты того,

Кто с Ибрахимом в спор вступил о Боге

За то, что властью одарил его Господь?

И Ибрахим сказал:

«Господь мой тот, кто жизнь и смерть дарует».

Но тот сказал: «Дарую я и жизнь и смерть».

Ответил Ибрахим:

«Господь повелевает солнцу восходить с востока –

Ты с запада вели ему взойти».

Так был в смущение повергнут тот,

Кто пренебрег Господней верой.

Бог праведной стези неверным не укажет.

259. Иль (странник) тот, кто близ селенья проходил,

Разрушенного до единой кровли.

И он сказал: «Как может оживить его Господь,

Когда оно уже застыло в смерти?».

И странника поверг Господь во смерть на сотню лет,

Затем Он оживил его и воспросил:

«Как долго здесь ты находился?» –

Ответил тот: «Быть может, день иль часть его».

Но Бог сказал: «О нет! Сто долгих лет ты пробыл здесь.

Теперь взгляни на свою пищу и питье –

Их порча вовсе не коснулась.

Теперь на своего осла взгляни –

(Лишь кости от него остались).

Тебя Мы сделали знаменьем для людей,

И далее – смотри на кости:

Совокуплю Я их и в плоть одену!».

Когда сие ему предстало ясно,

Он сказал: «Теперь я знаю –

Всемогущ Аллах над всем!».

260. И вспомните, как Ибрахим сказал:

«Мой Бог, дай мне узреть,

Как мертвым жизнь Ты возвращаешь».

И Бог сказал: «Ужель доселе не уверил ты?»

«О да!» – воскликнул Ибрахим, – «уверил я,

Но сердцем (и умом) хочу проникнуть».

И Бог сказал:

«Тогда возьми четыре птицы

И приручи к тебе слетаться,

Затем порежь на части их и помести

На каждый холм отдельно,

А после этого ты созови их –

Они стремительно к тебе слетятся.

Так знай же ты,

Всесилен Бог и мудрости исполнен!».

261. И те, кто на пути Господнем

Расходует из своего добра,

Тому единому зерну подобны,

Что породило семь колосьев,

Хранящих сто таких же зерен в каждом.

Господь удвоит достояние Свое

Тому, кого сочтет Себе угодным.

Поистине oбьемлет все Он и Всеведущ.

262. И те, кто на пути Господнем

Расходует из своего добра

И вслед за тем попреков и обид не посылает,

Награду Господа получат –

На них не ляжет страх,

Не отягчит печаль их.

263. Речь добрая, прошение обид

Превыше милостыни всякой,

За коей следует попрек.

Свободен Бог от всяких нужд и кроток!

264. О вы, кто верует!

Благодеяния свои не обращайте в тщету,

Послав им вслед попреки и обиды

Подобно тем, кто лишь для виду

Расходует из своего добра,

А в Господа и Судный день не верит.

Они подобны обнаженному холму,

Едва покрытому землей,

Прольется дождь обильный на него –

Останется он голым камнем!

А также и для них – бесплодным будет то,

Что (на земле) приобрели (деяньями своими).

Бог праведной стезей не поведет неверных.

265. Те, кто расходует из своего добра,

Желая Богу быть угодным

И свои души (верой) укрепить,

Подобны саду на холме высоком.

Прольется на него обильный дождь –

И он взрастит свои плоды вдвойне.

А коль дождя обильного не будет,

Его заменит легкая роса!

Поистине Бог видит все, что вы творите.

266. И кто захочет обладать прекрасным садом

Из финиковых пальм и виноградных лоз, ]

Что омывается обильными ручьями,

Где для его довольства всякие плоды,

В то время как постигнет его старость,

А дети же слабы, –

Чтоб вихрь огненный обрушился на сад

И поглотил в нем все дотла?

Так вам Господь Свои знаменья изъясняет,

Чтоб вы могли уразуметь.

267. О вы, кто верует! Благотворите лучшим из добра,

Что вы приобрели,

Иль из того, что из земли,

Мы милостью Своей для вас изводим.

И не стремитесь ухватить дурное,

Чтобы потом благотворить из этой доли,

А сами б этого не взяли,

Зажмурив разве что свои глаза.

И знайте, что свободен Бог от всяких нужд

И преисполнен славы!

268. Вас бедностью пугает Сатана

И побуждает вас к поступкам непристойным, –

Господь же обещает вам Свое прощение и милость,

Поистине (Своею милостью) объемлет всех Он

И ведает над всем и вся!

269. Он мудростью дарит того, кого захочет, –

И тот, кому дарована она,

Получит всеобъемлющие блага,

Но осознают это те,

Кто обладает разуменьем.

270. И чтоб на подать вы ни издержали,

Какой обет ни дали б вы,

Известно Богу все об этом,

И нет заступников у скверных!

271. И если на виду вы милостыню подаете,

Сие для вас пристойно –

Когда ж вдали от всяких глаз

Вы бедным по нужде ее даете,

Сие есть лучшее для вас,

Что вам часть прегрешений сгладит.

Поистине Бог ведает о том, что вы творите!

272. Не на тебя возложено вести их праведной стезей,

Лишь Бог ведет прямым путем того,

Кого сочтет Себе угодным,

И что бы вы из благ своих ни издержали,

Сполна воздастся вашим душам –

Ведь вы даете только потому,

Что ищете Господнего благодаренья;

И что бы вы из своего добра ни издержали,

Сполна вам будет воздано

И вам не нанесут обид несправедливых.

273. И тем в нужде, кто на пути Господнем

Удержаны (от промыслов своих),

И в поисках (себе достатка)

Не могут двигаться по сей земле.

Их скромность побудит незнающего думать,

Что нет нужды у них ни в чем,

И ты их различишь по видимому знаку:

Своими просьбами они не докучают людям,

И что бы вы из своего добра ни издержали,

Господь, поистине, об этом знает.

274. И те, кто днем и ночью милостью дарит

Сокрыто или явно,

У Господа найдут награду,

На них не ляжет страх,

Не отягчит печаль их.

275. И кто снедаем лихоимством,

Восстанет (в Судный день) подобно тем,

Кого поверг в безумство Сатана

Своим прикосновеньем,

И это потому, что говорят они:

«Ведь лихоимство – то же, что и торг».

Но запретил Господь вам лихоимство

И разрешил вам торг вecти,

И тот, кто, получив от Господа завет сей, воздержался,

Прощение (сего греха) за прошлое получит,–

Деяние его пред Богом (ляжет).

Но тем, кто (мерзость эту) повторяет, ‑

Стать обитателями Ада

И там навечно пребывать.

276. Господь сурово воспрещает лихоимство

И воздает за всякое благодеянье

Он нечестивых грешников не любит.

277. Кто в Господа уверил и творит благое,

Молитву соблюдает по часам

И совершает очистительную милость,

Найдут у Господа награду,

На них не ляжет страх,

Не отягчит печаль их.

278. О вы, кто верует! Побойтесь Бога

И откажитесь от того, что вам назначено лихвой,

Коль вы поистине уверили в Аллаха.

279. Но если вы не сделаете это,

Услышьте про войну от Бога и Его пророка.

А если oтвратитесь вы (от лихоимства),

Ваш капитал останется при вас;

Ущерба и обид другим не причиняйте,

Тогда и сами вы не пострадаете от них.

280. И если ваш должник испытывает тягость,

То ждать вам надлежит,

Пока дела его не облегчатся.

А если вы ему сей долг

Благодеяньем обратите,

Сие есть лучшее для вас.

О если бы вы только знали!

281. И бойтесь Дня,

Когда вы все вернетесь к Богу,

И каждая душа сполна получит то,

Что уготовила себе вперед,

И ни один не понесет обид несправедливых.

282. О вы, кто верует!

Коль меж собой ведете сделку о долгах

На срок определенный,

Вы письменно условие составьте,

И пусть писец записывает верно

По отношению к обеим сторонам –

Ему не должно отказаться делать так,

Как научил его Господь.

А потому – пусть пишет.

И пусть диктует тот, кто в долг берет,

И Господа, Владыку своего, при сем страшится, –

Не убавляя из того, что занимает.

Но если тот, кто в долг берет,

Умом или здоровьем слаб,

Иль диктовать сам не способен,

Пусть опекун его диктует верно;

И призовите двух свидетелей сему из вашего округа;