Сосуды, употреблявшиеся для смеси вина с водой за столом и при жертвенных возлияниях, носили общее название кратера. Кратер делался очень выпуклым, с широким отверстием, с двумя ручками по бокам и с широкой подножкой, сообщавшей ему устойчивость. Впрочем форма его была очень разнообразна. В числе посуды для разливания находились: арибалл, расширявшийся книзу и суживавшийся к шейке; ойнохоя, хус и прохус, представлявшие некоторое сходство с нашими кувшинами; котил, служивший мерой емкости, но также употреблявшийся при жертвенных возлияниях и за столом для чистого вина, и киаф, род ковша с длинной ручкой, позволявшей черпать из другого сосуда, не окуная пальцев. Что касается посуды, из которой пили, то она состояла из плоской чаши без ручек и без подножки, с немного выпуклым дном; чашки с двумя ручками, стоявшей на очень грациозной подножке; большой чашки с двумя ручками, иногда с плоским, иногда с остроконечным дном; чашки с большими ручками на высокой ножке; продолговатой чашки, слегка выпуклой посередине, с ручками, спускавшимися до самого низа.
6. Факелы и светильники. — Для освещения и нагревания комнат греки употребляли жаровни, стоявшие на высоких столбах и наполнявшиеся сухими поленьями или смолистыми стружками. У них были также смоляные факелы, состоявшие из пучков сосновых лучинок, связывавшихся жгутами из коры тростника или папируса. Позднее придумали нечто вроде металлических или глиняных футляров с гладкой поверхностью, наполнявшихся смолистыми веществами. Этот футляр обыкновенно укреплялся в глиняном горшке, в который падали угли или стекала смола. Масляные светильники делались из обожженной глины или металла, и им придавали самые разнообразные формы; у них было два отверстия: в одно вливалось масло, а из другого — выходил фитиль. Ночью, чтобы освещать перед собою улицу, употреблялись факелы или фонари, состоявшие из светильника, вставленного в прозрачный рог. Огонь зажигался с помощью искр, тлевших в золе очага, впрочем, греки умели добывать огонь трением двух кусков дерева, из которых один, заостренный в виде сверла, углублялся в другой.
2. Жизнь греков
2.1. Греческая семья
В первобытные времена греческая семья значительно отличалась от того, чем она сделалась позже. Первоначально она была очень многолюдна, все ее члены жили вместе под одной кровлей.
Семьей был союз лиц, происходивших от общего предка. Но при этом требовалось одно необходимое условие. Эти лица принадлежали к одной семье и считались в родстве между собой только в таком случае, если они связывались со своим более или менее отдаленным предком происхождением от него по мужской линии. Дети сестры и дети брата были совершенно чужими друг для друга.
Эллинская семья управлялась деспотически своим главою. Отцовская власть устанавливала между всеми членами семьи тесную связь и мешала этой группе распасться на составные части. Случалось время от времени, что какой-нибудь недостаточный член изгонялся из нее, или кто-нибудь из мужчин выходил из нее добровольно, по капризу, из духа неповиновения, или, желая поискать своего счастья в другом месте; но все оставшиеся члены составляли по отношению к главе семьи как бы подданных абсолютного монарха. Они были вполне солидарны между собой. Если один из них занимал что-нибудь у постороннего, вся община отвечала за этот долг; если один из них делался жертвой или виновником какого-нибудь преступления, вся семья соединялась, чтобы вознаградить или требовать вознаграждения за причиненные потери. Семья владела имуществом; но это имущество, особенно его недвижимая часть, составляло коллективную собственность всех. Земля не принадлежала главе семьи; она составляла достояние всего семейства, а он являлся, так сказать, только ее хранителем и охранителем. Более того, каждое поколение, получившее в наследство это нераздельное имущество, обязано было передать его следующему поколению, по крайней мере, в таком же виде, в каком оно его получило, так как в действительности каждое поколение было только одним моментом в существовании семьи; ни одно поколение не имело права присвоить себе плоды долговременной работы, переданные ему предшествующими поколениями; оно могло пользоваться ими; но необходимо было, чтобы и его преемники, в свою очередь, также воспользовались ими.
Многочисленные причины привели мало-помалу к разложению патриархальной семьи. В конце концов, отдельные ветви одного и того же семейства обособились друг от друга; каждая супружеская чета устроилась отдельно, чтобы жить своею собственной жизнью, не входя с другими родственными семьями в более тесные отношения.
2.2 Религиозные свадебные церемонии
Брак был священной церемонией, имевшей целью посвятить молодую девушку в культ ее новой семьи.
Эта церемония происходила не в храме: она совершалась дома под покровительством домашних богов. Правда, в молитвах обращались также и к небесным богам, и позднее вошло даже в обычай отправляться предварительно в храм и приносить этим богам жертвы, называвшиеся приготовлением к браку; но главная и существенная часть церемонии всегда совершалась перед домашним очагом.
Свадебная церемония состояла, так сказать, из трех действий: первое происходило перед очагом отца невесты; третье - перед очагом мужа; второе же служило переходом от одного к другому.
1. В родительском доме, в присутствии жениха, отец невесты, окруженный обыкновенно своей семьей, совершал жертвоприношение. По окончании его он объявлял, произнося установленную священную формулу, что отдает свою дочь молодому человеку. Это заявление было совершенно необходимо для брака, так как молодая девушка не могла бы немедленно идти и поклоняться очагу мужа, если бы ее отец не оторвал ее предварительно от родительского очага.
2. Затем девушка переходила в дом мужа. Иногда ее провожал туда сам муж; но в некоторых городах эту обязанность исполняли особые люди, носившие характер священнослужителей и называвшиеся вестниками. Девушка садилась обыкновенно на колесницу с лицом, закрытым покрывалом, и с венком на голове; венок употреблялся во всех религиозных церемониях. Платье на ней было белое, — белые одежды надевались при всех религиозных обрядах. Перед нею несли брачный факел. Во все продолжение пути вокруг нее раздавался религиозный гимн. Девушка не входила сама в свое новое жилище. Надо было, чтобы муж внес ее, чтобы он сделал вид, что похищает ее, чтобы она испустила несколько криков, и чтобы сопровождавшие ее женщины притворно защищали ее. Этим, без сомнения, хотели показать, что женщина, готовившаяся приносить жертву у очага мужа, не имела на это никакого права, что она приближалась к нему не по своей собственной воле, и что необходимо было, чтобы хозяин этого места и этого бога ввел ее в дом проявлением своей власти. После этой притворной борьбы муж поднимал ее на руки и вносил в дом, но непременно так, чтобы ноги ее не коснулись порога.
3. Все происходившее до сих пор представляло только приготовление, прелюдию к настоящей церемонии. Священный обряд начинался в доме. Здесь приближались к очагу; новобрачную подводили к домашнему божеству и кропили ее очистительной водой; затем она прикасалась к священному огню, причем произносились молитвы; наконец муж и жена делили между собой пирог, хлеб и несколько фруктов. Это подобие легкой трапезы, начинавшейся и оканчивавшейся возлиянием и молитвой, этот раздел пищи перед очагом приводил супругов в религиозное общение и в общение с домашними богами.
2.3. Отцовская власть
В первые дни после рождения отец имел право не признать ребенка, если он сомневался в законности его происхождения. Он имел право отказаться от него, даже если считал его своим,— и несомненно, что такие случаи иногда происходили, особенно когда дело шло о девочках. В Фивах законы формально запрещали так поступать. Однако если отец был слишком беден, чтобы воспитывать своего ребенка, ему предоставлялось право отнести его городским властям; они должны были поручить кому-нибудь его воспитание за счет государства, причем подразумевалось, что человек, взявший на себя это воспитание, впоследствии, чтобы вознаградить себя за этот труд, мог обратить ребенка в своего раба. Подобным же образом в Эфесе отречение от новорожденных допускалось только в случае крайней бедности.
Отцу предоставлялось, кроме того, право отречься от сына и, следовательно, лишить его наследства, если он дурно вел себя по отношению к нему.
Наконец, отец имел право назначать опекунов для своих малолетних детей и указывать в своем завещании на человека, за которого его дочь должна была выйти замуж.
Власть отца над детьми прекращалась с их совершеннолетием, которое начиналось или по исполнении восемнадцати лет, или с наступлением восемнадцатого года.
2.4. Обязанности детей по отношению к родителям
Дети обязаны были вообще слушаться и почитать своих родителей. К ним предъявлялись некоторые требования.
Во-первых, сын должен был заботиться о поддержании своих родителей, если они находились в нужде. «Закон, — говорит Исей, — повелевает питать родителей; а родителями называются отец, мать, дед, бабка, прадед и прабабка». Было строгое соответствие между правом на наследство и обязанностью заботиться о прокормлении наследодателя.
Сын освобождался от этой обязанности только в одном случае. Если отец, несмотря на свою бедность, не позаботился научить его какому-нибудь ремеслу, то он терял всякое право на его материальную поддержку.
Во-вторых, сын должен был воздавать мертвым родителям почести, предписывавшиеся религиозными законами.
Сын, за неисполнение своих обязанностей, мог быть отдан в руки правосудия. Выбор наказания предоставлялся усмотрению суда, который выносил иногда даже смертные приговоры. Во всяком случае, виновный лишался всех политических прав.