В наше время оперы Глинки заняли прочное место в репертуаре многих оперных театров мира.
В июне 1954 года советский народ отметил 150-летие со дня рождения великого русского композитора. И на торжественном заседании в зале Большого театра в Москве, и под открытым небом на родине Глинке в Новоспасском от имени миллионов людей прозвучали прочувствованные слова благодарности ему за радость, которую принесло людям его творчество. Об этом говорил композитор Д.Д.Шостакович при возложении венка к подножию памятника М.И. Глинке в Смоленске .
МУЗЫКАЛЬНЫЕ ФЕСТИВАЛИ ИМЕНИ М. И. ГЛИНКИ - традиционный и старейший в России праздник, приуроченный ко дню рождения основоположника русской классической музыки М. И. Глинки. Истоки м. ф. восходят к 50-м гг., когда (в июне 1954 г.) отмечалось 150-летие со дня рождения композитора. Всесоюзный комитет по проведению праздника возглавил Д. Д. Шостакович. Он принял активное участие в торжествах на Смоленщине, совершил поездку в Новоспасское, выступил с речью у памятника Глинке, назвав великого композитора отцом русской музыки. В Смоленске тогда выступали Государственный симфонический оркестр, солисты Большого театра И. С. Козловский и М. О. Рейзен. Идея проведения регулярных музыкальных праздников как бы уже витала в воздухе. Народный артист СССР И. С. Козловский через газету “Рабочий-путь” предложил ежегодно в начале июня проводить в Смоленске праздники музыки и песни, посвященные памяти М. И. Глинки. Так было положено начало ежегодным музыкальным фестивалям. Первая музыкальная декада состоялась в июне 1958 г. Она открылась в воскресенье 1 июня возложением цветов к памятнику Глинке и большим концертом сводного городского хора и духового оркестра. Торжественный вечер в драмтеатре транслировался по Всесоюзному радио. Впервые в послевоенной культурной жизни Смоленска выступили совместно в одном концерте два крупных профессиональных коллектива — Московский симфонический оркестр под управлением Вероники Дударовой и Государственная русская хоровая капелла под руководством А. Юрлова. Vмузыкальная декада запомнилась участием в ней Т. Н. Хренникова. Постепенно разрастались границы музыкального праздника. Он прочно утвердился, и с 1967 г., с 10-й по счету декады, лейтмотивом которой было творчество Г. В. Свиридова, стал официально именоваться музыкальным фестивалем. Впечатляющим по состоянию и содержанию оказался XIVфестиваль, объединивший два таких прославленных коллектива, как Государственный академический симфонический оркестр СССР (А.В.Свешников) и Государственный академический русский хор СССР (Е. Ф. Светланов). Заключительным аккордом XVIIфестиваля явились концерты Елены Образцовой. С каждым годом расширялись масштабы фестиваля, возрастало число его участников. Смоленску приходилось принимать по 400—500 артистов. Среди них были Мария Биешу и Евг. Нестеренко, хор им. Пятницкого, хор Клавдия Птицы, Московский хор Вл. Соколова, хор русской песни Н. Кутузова, Московский камерный хор В. Минина, симфонический оркестр им. Осипова и др. Главным событием XXVмузыкального фестиваля (1992 г.) стала концертная программа (вступительное слово музыковеда Ж. Дозорцевой), которую по традиции у памятника М. И. Глинки открыл духовой оркестр Дворца культуры железнодорожников под управлением В. М. Чугунова. 1 мая состоялось совместное выступление симфонического Белорусского и Русского народного оркестров. Все три вечера за дирижерским пультом был В. Дубровский. Особый интерес вызвало выступление юных музыкантов из Германии в рамках акции “Дети Германии — детям России”. Широко и многопланово на фестивале были представлены солисты и коллективы Смоленской областной филармонии. Заслуженная артистка России Ирина Нецина (сопрано) познакомила слушателей с новой концертной программой из вокальных сочинений Моцарта и русских классиков. На протяжении всей музыкальной декады, посвященной М. И. Глинке, русское народное хоровое искусство представлял Волжский русский народный хор.
С 1960 года в нашей стране проводится Всесоюзный конкурс вокалистов, носящий имя М.И.Глинки, а с 1965 года учреждена премия имени М.И.Глинки, которая присуждается ежегодно за выдающиеся достижения в области музыкального искусства. Имя Глинки присвоено Горьковской и Новосибирской консерваториям, Челябинскому Театру оперы и балета, Малому залу Петербургской государственной филармонии, Петербургской государственной академической хоровой капелле.
Многие русские и советские музыкальные деятели и исследователи музыки всесторонне изучали творчество Глинки, создали научно документированное его жизнеописание, осуществили публикацию Полного собрания его музыкальных сочинений и литературного наследия. Постоянно вновь и вновь переиздаются оперные, симфонические, камерно-инструментальные, вокальные, фортепианные и литературные сочинения Глинки.
В июне 1982 года состоялось открытие возрожденной усадьбы М.И.Глинки в селе Новоспасском. Там были восстановлены дом и парк, где прошли юные годы великого русского композитора.
V. Заключение.
Я думаю, что подобно творчеству Пушкина в литературе, творчество Глинки в музыке воплотило в себе высокую нравственную сущность национально русского музыкального искусства, его величавую красоту, облеченную в классически стройные формы. В этом корни любви русского народа к великому русскому композитору Михаилу Ивановичу Глинке, преклонение перед его светлым гением.
Подводя итог нужно заметить, что М.И.Глинка прожил короткую, но очень плодотворную и полную впечатлений жизнь. Его путь к славе был нелёгок. Судьба ставила множество преград и препятствий. Но, несмотря ни на что, Глинка стал известным и заслужил всеобщую любовь. И спустя 200 лет со дня его рождения люди помнят и почитают этого великого композитора. По-прежнему подрастающие поколения воспитываются на музыкальных произведениях Глинки.
VI. Список литературы.
1. «Великие композиторы», Милан Куна, АсКОН, Москва, 1998 г.
2. «Глинка в Смоленске», Георгий Сальников, изд. «Московский рабочий», 1983г.
3. «Записки», М.И.Глинка, изд. «Музыка», подготовил А.С.Розанов, Москва, 1988 г.
4. «М.И.Глинка», Б.Асафьев, изд. «Музыка», Ленинградское отделение, 1978 г.
5. «М.И.Глинка», В.А.Васина-Гроссман, изд. «Музыка», Москва, 1982 г.
6. «М.И.Глинка», А.Розанов, изд. «Музыка», Москва,1987 г.
7. «Рабочий путь», 5 августа, 1999 г.
8. «Смоленск. Краткая энциклопедия.», Г.С.Меркин, «ТРАСТ-ИМАКОМ», Смоленск,1994г.
9. «Смоленская область. Энциклопедия.», том I персоналии, СГПУ, Смоленск, 2001г.
10. «Смоленские губернские ведомости», №34, 2001г.
11. «Смоленские новости», 19 апреля, 21 мая, 4 июня, 26 ноября, 2002г.
12. «Энциклопедия для детей», том 7, искусство, В.А.Володин, издательский центр «Аванта+», 2000 г.
13. «Я открою вам сердце моё», Н.В.Деверилина, Т.К.Королева, изд. «Смядынь», 2001 г.
[1] Асафьев Б.В. М.И.Глинка. - М.: Музыка, 1988.
[2] Розанов А.,М.И.Глинка - М.: Музыка, 1987.
[3] Розанов А.,М.И.Глинка - М.: Музыка, 1987.
[4] Розанов А.,М.И.Глинка - М.: Музыка, 1987.
[5] Глинка М.И.Записки/подготовил Розанов А.С.. - М.: Музыка,1988.
[6] Глинка М.И.Записки/подготовил Розанов А.С.. - М.: Музыка,1988.
[7] Глинка М.И.Записки/подготовил Розанов А.С.. - М.: Музыка,1988.
[8] Розанов А.,М.И.Глинка - М.: Музыка, 1987.
[9] Глинка М.И.Записки/подготовил Розанов А.С.. - М.: Музыка,1988.
[10] Розанов А.,М.И.Глинка - М.: Музыка, 1987.
[11] Глинка М.И.Записки/подготовил Розанов А.С.. - М.: Музыка,1988.
[12] Розанов А.,М.И.Глинка - М.: Музыка, 1987.
[13] Розанов А.,М.И.Глинка - М.: Музыка, 1987.
[14] Розанов А.,М.И.Глинка - М.: Музыка, 1987.
[15] Розанов А.,М.И.Глинка - М.: Музыка, 1987.
[16] Розанов А.,М.И.Глинка - М.: Музыка, 1987.
[17] Глинка М.И.Записки/подготовил Розанов А.С.. - М.: Музыка,1988.
[18] Глинка М.И.Записки/подготовил Розанов А.С.. - М.: Музыка,1988.
[19] Розанов А.,М.И.Глинка - М.: Музыка, 1987.
[20] Розанов А., М.И.Глинка - М.: Музыка, 1987.