Смекни!
smekni.com

Жизнь и творчество М.И. Глинки (стр. 2 из 11)

Окружение, в котором провел свое детство Глинка, оказалось для него в высшей степени плодотворным. Одним из первых, кто это подметил, был выдающийся русский музыкальный критик В.В.Стасов, высоко ценивший гений Глинки. «Глинка родился, - писал Стасов, - провел первые годы и получил свое образование не в столице, а в деревне, и таким образом натура его приняла в себя все те элементы музыкальной народности, которые… и образовали впоследствии главные черты артистической физиономии Глинки». Эти элементы народности, или, как далее писал Стасов, «животворные соки национальности», Глинка впитывал «прямо из сердца своей родины» как в детстве, так и в более поздние годы, во время своего пребывания на Смоленщине.

В 1810 году скончалась бабушка, управление имением полностью перешло в руки Ивана Николаевича Глинки. Но к затеянным им хозяйственным преобразованиям он успел едва лишь приступить. Грянули грозные события Отечественной войны 1812 года.

Огненный отблеск тех лет навсегда запечатлелся в юной душе будущего музыканта. Я думаю, что неизгладимая память о величии и героизме русского народа стала основой, на которой впоследствии выросла и сформировалась личность Глинки - художника и гражданина. Неудержимо стремясь к Москве, в пушечном грохоте и полыхании пожаров, неприятель вторгся на смоленскую землю. «Капитан Глинка, обремененный многочисленным семейством, удалился в другие губернии», - писал позднее один из его современников[3] (И.Н.Глинка с женой и детьми поселился на время в Орле). Возвратилась семья Глинок домой лишь в следующем,1813 году, после изгнания французов из России.

События 1812 года юный Глинка, конечно, не мог ещё по-настоящему осознать, ему в то время шел лишь девятый год. Тем не менее, он не мог не заметить следов нашествия врага, не услышать бесчисленных разговоров на эту тему, отражавших всеобщий подъем, который царил повсюду после победы над французами.

На долю Смоленщины на этой войне выпали большие испытания. Бои шли почти на всей смоленской земле. Пострадали многие города, в том числе Смоленск и Ельня, от которой до Новоспасского было всего лишь двадцать верст.

Сохранились сведения, что войска Наполеона не миновали и само Новоспасское. Их отряд вступил однажды в село, разграбил имение и дом местного священника И.Стабровского - одного из первых учителей маленького Глинки.

Известно, какое яростное сопротивление встречала повсюду в России наполеоновская армия. Но особое бесстрашие и патриотизм проявляли смоляне. Именно здесь, на смоленской земле, зародились первые партизанские отряды, снискавшие себе легендарную славу. Вот что писал об этом участник Отечественной войны 1812 года, дальний родственник композитора, публицист Федор Николаевич Глинка в своей известной книге "Письма русского офицера": "Тысячи поселян, укрываясь в леса и превратив серп и косу в оружия оборонительные, одним мужеством отражают злодеев".

Героизм смолян был высоко оценен главнокомандующим русской армией генерал-фельдмаршалом М.И.Кутузовым. Об этом свидетельствуют его слова воззвания, с которыми он обратился через фронт к героям-смолянам: "Достойные смоленские жители, любезные соотечественники... В самых лютейших бедствиях своих показываете непоколебимость своего духа..."

Все это было в центре внимания, когда семья Глинок вернулась в Новоспасское. И как ни мал был Миша, он должен был многое по-своему оценить и запомнить, тем более, что среди участников и свидетелей войны были его родственники и близкие ему люди. Я уверена, что, когда впоследствии Глинка обратился к своей историко-героической опере "Иван Сусанин", воспоминания вновь ожили в его сознании и образ Сусанина поневоле ассоциировался с именами многих героев недавно прошедшей войны.

Весной 1813 года семейство И.Н.Глинки возвратилось на Смоленщину, ещё полную свежими отголосками славного военного прошлого. Перед главой семьи стояли трудные задачи. На европейском Западе ещё долго гремели пушечные залпы, лилась кровь в страшной «битве народов» под Лейпцигом, союзные войска вступили в Париж, а в разоренной войной русской земле начиналась мирная жизнь. Надо было заново устраивать хозяйство, надо было думать о воспитании детей (число их к 1825 году достигло 13)».

Прежде всего Иван Николаевич заново выстроил в Новоспасском усадебный дом. По описанию Л.И.Шестаковой все потолки там были расписаны, а стены в парадных комнатах обиты бархатными обоями. «Мебель…в каждой комнате из особого дерева. Великолепные зеркала, паркеты, люстры, лампы», а также - два фортепиано. «Прямо от балкона шел покатый большой луг к реке…Огромный сад был весь усеян цветами; фонтаны, каскады, островки… с разными причудливыми мостиками…» Семья зажила «по старинному обычаю в полном довольствии»[4].

К детям приставили француженку Розу Ивановну. Нанятый Иваном Николаевичем архитектор (имя его осталось неизвестным) давал мальчику Глинке уроки рисования.

«Приятного нрава» старичок - дальний родственник, заметив интерес к его рассказам о далеких краях, о диких людях, о климатах и произведениях тропических стран, подарил ему многотомное издание «Истории о странствиях вообще…» А.Ф. Прево д′Экзиля. Маленький Глинка «со страстью» его изучал, делал извлечения, и, как он писал в «Записках», это стало первой основой его «страсти к географии и путешествиям»[5]. Мальчик тихого и кроткого нрава, он детским играм предпочитал чтение, а «музыкальное чувство» долгое время находилось в нём в состоянии ещё «неразвитом».

По словам Глинки, оно пробудилось, и немного внезапно, по его «10-му или 11-му году» (т.е. в 1814 или 1815 году). В тот день крепостные музыканты дяди его Афанасия Андреевича, оставшиеся в Новоспасском после одного из семейных праздников, сыграли квартет шведского композитора Бернгарда Крузеля с кларнетом. Его музыка произвела на мальчика «непостижимое, новое и восхитительное впечатление». Погруженным в «неизъяснимое, томительно-сладкое состояние» он оставался и на другой день, а на замечания учителя о том, что на уроке он думает только о музыке, ответил: «Что ж делать? Музыка - душа моя».

Я думаю, что развитию музыкальных способностей Глинки способствовало домашнее его воспитание. Чтению нот он научился, занимаясь игрой на фортепиано (со строгой гувернанткой В.Ф.Кламмер) и на скрипке (с одним из дядиных музыкантов). Но «источником самых живых восторгов», как сообщал Глинка в «Записках», оставался для него всегда симфонический оркестр. Там же он говорил, что «грустно-нежные» звуки русских песен (игранных деревянными духовыми инструментами чаще всего во время ужина), «может быть…были первою причиною того, что впоследствии я стал преимущественно разрабатывать народную русскую музыку».

Осенью 1817 года до Новоспасского дошли сведения о том, что Министерство народного просвещения приняло решение открыть при Петербургском Педагогическом институте Благородный пансион для юношей. Все зрело обдумав, Иван Николаевич Глинка вскоре принял решение. И в середине января 1817 года «матушка» (Евгения Андреевна) в «удобном возке» санным путем отправилась в Петербург вместе с тринадцатилетним сыном Михаилом и старшей дочерью Пелагеей.

Приехавший вслед за тем батюшка, разузнав все, приступил к делу, и 2 февраля 1817 года мальчик был зачислен в список пансионских воспитанников. Многие из принятых тогда вместе с ним детей, пансионских товарищей Глинки, стали потом его друзьями на всю жизнь.

По желанию отца Глинку, а с ним и еще трех воспитанников, поместили отдельно от прочих, в мезонине дома. «Особенным гувернером» при этих детях назначен был добрый и благородный товарищ А.С.Пушкина по лицею В.К.Кюхельбекер. В пансионе он преподавал русскую словсность.

Человек высоких нравственных и патриотических идеалов и будущий декабрист, он учил воспитанников «чувствовать и мыслить», старался развить в них любовь к отечественной истории и литературе, прежде всего к русским народным сказкам, былинам, песням.

В бурные годы, когда складывалось гражданское сознание Глинки, слова Кюхельбекера, несомненно, глубоко запали в его душу. Мне кажется, что именно эти уроки пробудили в будущем великом музыканте любовь к поэзии, к стихам Жуковского, Пушкина, Дельвига, Козлова.

Слушая курс наук, Глинка с особенной охотой занимался иностранными языками, географией и зоологией. Математические занятия интересовали его намного меньше. В мезонине нашлось место и для фортепиано, вскоре замененного хорошим роялем Тишнера. Занятия музыкой Глинка возобновил сразу же по приезде в Петербург. Три урока фортепианной игры он взял у знаменитого пианиста Джона Фильда и получил «лестное одобрение» за выученный и удачно исполненный его второй дивертисмент. Но Фильд вскоре уехал в Москву; последовали занятия с В.Оманом, К.Т.Цейнером и, наконец, Карлом Майером, По мнению Глинки, он более других содействовал развитию его музыкального таланта, и под его руководством Глинка стал незаурядным пианистом. Занимался Глинка и игрой на скрипке. Уроки брал у скрипача Франца Бема

На протяжении 4-х лет обучения в Благородном пансионе Глинка ежегодно во время каникул уезжал в свое Новоспасское. Там он сразу же окунался в привычную для него атмосферу и с большим увлечением предавался любимому занятию музыкой. Уже с юных лет Глинка мог ощутить особую притягательную силу смоленских народных песен, их строгую чистоту и классическую ясность выражения. Внешне они кажутся довольно скромными - их отличает сравнительно небольшой звуковой объем и одноголосовая основа периодическим расщеплением мелодии на два-три голоса. Но при всем этом большинству песен Смоленщины присуща особая внутренняя энергия и большая душевная теплота. Про такие песни говорят, что их слушаешь - не наслушаешься, поешь - не напоёшься.

После окончания в 1822 году Благородного пансиона Глинка неоднократно приезжал в Новоспасское, которое благодаря активной деятельности отца композитора достигло к этому времени подлинного расцвета. В сентябре 1823 года прибыл в Новоспасское и остался там до весны следующего года. В это время он с особым рвением принялся за музыкальные занятия в оркестре.