Смекни!
smekni.com

по Культурологии 4 (стр. 2 из 3)

Лишь только в 1620 году православная церковь начала возрождаться, на территории современной Украины появилась православная иерархия. Это произошло благодаря дипломатическому таланту гетмана Петра Сагайдачного и поддержке народа.

К середине XVII столетия духовенство и церковь Сечи принадлежали киевскому митрополиту, через него признавалось верховенство вселенского иерусалимского патриарха. Важными чертами запорожской церкви были демократичность и автономность от царизма и от высшей русской церковной иерархии.

Анализ писем старшин Войска Запорожского свидетельствует о том, что это были люди грамотные, писали по-украински не только грамотно, но и стилистически правильно. Грамотные люди высоко ценились на Сечи, потому что "они святое письмо читают и темных людей добру научают".

Кроме этого, в самой Сечи, были свои школы. Запорожские школы разделялись на сечевые, монастырские и церковно-приходские. В сечевых школах обучались мальчики, насильно уведённые казаками на Сечь или привезённые своими родителями. Школа монастырская существовала при Самарском Пустынно-Николаевском монастыре. Школы церковно-приходские существовали при всех приходских храмах на территории Войска Запорожского.

43. Украинская культура второй половины XIX века, несмотря на все преграды, продолжала успешно развиваться. Этому способствовали: во-первых, реформы 1860-1870-х годов (отмена крепостного права, судебная, земская, городская, образовательная реформы), во-вторых, бурное развитие капиталистических отношений.

В образовании изменения стали ощутимыми уже на грани 1860-х годов. Молодая интеллигенция, студенты, объединившиеся в общины, активно занимались созданием воскресных школ. В 1862 г. в Украине их действовало свыше 110. Преподавание во многих из них велось на украинском языке, изданные были буквари и учебники, в том числе "Букварь" Т. Шевченко. Во второй половине XIX в. заметное возвышение происходило в гуманитарных науках, особенно в исторической. Таким образом, вторая половина XIX в. была сложным и противоречивым периодом в развитии украинской культуры. Несмотря на трудности, культура обогатилась выдающимися достижениями практически во всех ведущих отраслях.

В начале ХХ в. в культурной сфере четко вырисовываются две тенденции - сохранение национально-культурной идентичности (народничество) и пересадки на украинскую почву новейших европейских образцов художественного самовыражения (модернизм). Своеобразной синтезною моделью народничества и модернизма стала "новая школа" украинской прозы (М. Коцюбинский, В. Стефаник, О. Кобылянская, М. Черемшина), которая в своем творчестве органично сочетала традиционные для отечественной литературы этнографизм, рассказ от первого лица и др. с новейшими европейскими достижениями - символизмом и психоанализмом.

В украинской литературе первой модернистские лозунги выдвинул в 1901 г. писатель М. Вороной, который на страницах "Литературно-научного вестника" в программном открытом письме призвал вернуться к идее "настоящей душистой поэзии", тематически и жанрово расширить существующие в тогдашней литературе рамки. Эстафету у М. Вороного приняла группа галицких писателей "Молодая муза" (П. Карманский, В. Пачковский, А. Луцкий и др.), которая в 1907 г. обнародовала свой манифест, содержавший критические замечания относительно реализма в литературе и ориентировался на общеевропейские образцы и тенденции.

Начало нашего столетия характеризовалось прогрессом в области музыкальной культуры. Формируется национальный стиль, объединяющий динамику фольклорной выразительности и лучшие традиции классики. В этом направлении развивалось творчество М. Леонтовича, К. Стеценко, Я. Степного, которые по-новаторски осмыслили творческое наследие Н. Лысенко.

В настоящее время значительные достижения характерны для развития национального театра. В 1904 г. М. Лысенко начал в Киеве музыкально-драматическую школу, с 1907 г. там же функционировал украинский стационарный театр Садовского, в 1915 г. И. Марьяненко основал Общество украинских актеров. В 1916 г. Л. Курбас стал организатором "Молодого театра" в Киеве, в котором на высоком художественном уровне решались задачи обновления украинского сценического искусства.

В конце XIX в. - начале ХХ в. стиль модерн получает распространение и в украинской архитектуре, что нашло свое выражение в геометрически четких линиях сооружений, динамичности их формы. В этом стиле построены железнодорожные вокзалы Львова, Киева, Жмеринки, Харькова, первый в Украине крытый рынок (Бессарабский). Самыми яркими фигурами архитектурного модернизма были В. Жуков, А. Вербицкий, М. Веревкин и др. Поиски и эксперименты архитекторов-модернистов имели целью обеспечить максимальную функциональность здания, сохранив при этом четкость в линиях фасада.

Украинская скульптура начала ХХ века тоже не избежала модернистских начинаний. Под влиянием западных художественных школ формируется целая плеяда украинских скульпторов-модернистов - М. Гаврилко, М. Паращук, В. Ищенко, П. Войтович и др. Их творчеству свойственны контрастные светотеневые эффекты и глубокий психологизм А. Архипенко обогатил язык пластики ХХ века: он заставил пустое пространство стать органичным и очень выразительным элементом композиции. Руке мастера принадлежат "Скупая женщина", "Женщина, причесывается" и другие произведения.

В живописи сторонниками модернистских экспериментаторов были М. Жук, А. Новаковский, В. и Ф. Кричевские и др. Большинство из них имели европейское образование и находились под влиянием современных им художественных тенденций.

Следует подчеркнуть, что украинский вариант модернизма был довольно своеобразным и имел свои особенности. В силу того, что украинские земли не имели собственной государственности, были разобщены и фактически находилось в статусе провинций, общественное развитие у них было замедленным по сравнению с ведущими европейскими странами, так и конфликты между цивилизацией и культурой, художником и обществом не были такими острыми. Эти факторы и определили приглушенный, слабо выраженный, неразвитый характер

50. Характерной чертой в послевоенные годы становится уменьшение сферы употребления украинского языка. Последовательное сокращение количества школ с украинским языком преподавания не соответствовало национальному составу населения Украины.

В 60-х г. происходит определенная нормализация общественно-политической ситуации в стране, что позволило появиться молодой генерации одаренных художников, так называемых "шестидесятников" прежде писателей, которые своим творчеством боролись за настоящие украинские культурные ценности, национальную свободу и человеческое достоинство: Л.Костенко, В. Симоненко, В. Стус, И. Драч, Е. Гуцало, И. Светличный, И. Дзюба, В. Зарецкий, А. Горская и другие. С самого начала их произведения подвергались критике, запрещалась их публикация, некоторые художники были безосновательно арестованы.

В 70-80-х г. украинский язык продолжали вытеснять из разных сфер общественной жизни, усиливается русификация и денационализация.

Продолжалось административно-командное руководство культурой, искусственно ограничивалась свобода творчества художника узкими рамками принципа партийности и метода социалистического реализма. Все, что не укладывалось в социалистические каноны, не публиковалось, преследовалось.

В 60-90-х г. образование в Украине развивалось в условиях массовой русификации преподавания в учебных заведениях всех уровней. В 1978 г. было принято постановление ЦК КПСС об усилении изучения и преподавания русского языка и литературы, согласно которой школьный класс на уроках русского языка делился на группы, учителя русского языка получали надбавки к зарплате, а изучение украинского языка стало необязательным. Уменьшалось количество школ с украинским языком преподавания (в Киеве в 1992 г. работало 307 школ, в которых обучалось 341,3 тыс. учащихся, с украинским языком обучения - 49 школ (36,8 тыс. учащихся), на русском - 123 школы (145,9 тыс. учащихся), с украинским и российским - 135 школ. Всего в Киеве в 1992 г. на украинском языке обучались 85,8 тыс. учащихся (25% всего количества). Языком преподавания в большинстве вузов стал российский. Уменьшился тираж изданий на украинском языке.

В 70-х г. в условиях застоя, распространяется пренебрежительное отношение к родному языку, истории, литературы, искусства, безосновательно критикуются и преследуются художники, запрещаются их произведения. Так, на длительное время из литературного процесса был удален роман А.Гончара "Собор", посвященный теме сохранения нашего духовного наследия, уничтожены витражи работы А. Горской, Л. Семикиной, А. Заливах в Киевском университете.

В среде передовой интеллигенции распространяется национально-демократическое движение. В 70-х г. украинские правозащитники создали Украинский Хельсинский союз (В. Чернович, А. Пашко, И. Дзюба, В.Мороз), активно выступал против русификации, репрессий, уничтожения памятников украинской культуры.