Смекни!
smekni.com

Методика обучения технике легкоатлетических видов спорта (стр. 2 из 3)

Индивидуализация процесса обучения не означает обучение по схеме 1 педагог – 1 ученик, хотя на этапе высшего спортивного мастерства она применяется довольно часто. На начальных этапах обучения, когда ещё обучающиеся не проявили своих особенностей наиболее эффективно групповое обучение. Но даже при групповом обучении преподаватель при индивидуальном выявляет ошибки в технике и помогает их исправить.

Особое внимание при обучении двигательным действиям надо обращать на половые различия.

Надо учитывать особенности женского организма и не использовать те методы и средства обучения, которые применяются у мужчин.

Методы, средства и задачи обучения.

Существуют следующие методы обучения: целостность, расчленённый, смешанный, позный и проблемный.

Целостный метод обучения подразумевает изучение всего действия целиком и применяется при обучении простых действий. Он также применяется при обучении перспективных учеников, имеющих высокий уровень координационных способностей. По мере изучения целостного действия внимание уделяется общей картине движений, основной его функции (например, прыгнуть в длину как можно дальше), затем изучаются и корректируются отдельные неудачные детали, мешающие формированию качественной техники движений.

Расчленённый метод обучения наиболее распространен и применяется на начальном этапе обучения и при действии подвергается анализу, разделяется на части (детали техники), которые можно выполнить отдельно. Затем определяется последовательность изучения отдельных деталей, составляется план-схема обучения их техники, подбираются методы и средства обучения. Следующий этап – изучение по необходимости группы деталей, т.е. формируются структурные связи между деталями техники. Завершающий этап – изучение всего действия в целом, закрепление и совершенствование техники целостного действия.

Смешанный метод обучения включает в себя элементы целостного расчленённого методов.

Позный метод обучения был предложен в 90-х гг. прошлого столетия чебоксарским учёным Н.С. Романовым. Суть его заключается в определении главной позы двигательного действия. Рассматривая этот метод при изучении техники бега, автор определил, что главной позой в беге является наложение бегуна в момент вертикали на опоре – поза бега. Стержнем этого метода обучения стало понятие позы как главного конструирующего элемента беговых движений.

  1. поза должна быть такой, чтобы её выполнение автоматически предопределяло бы биомеханику предшествующих и последующих движений;
  2. поза должна обуславливать соединение и направленность предшествующих и последующих движений, тем самым убирая их области контроля и сознания. Кроме того, необходимо сделать так, чтобы в предшествующем элементе (позе) было заложено как можно больше свойств последующего элемента (позы). Такое соотношение между ними позволяет осуществлять переход от одного элемента к другому с минимальными двигательными перестройками. Т.о., поза бега является одним из важнейшим элементов управления биомеханической структурой бега, которая должна войти в сознание бегуна, в виде каких либо сигналов, команд, ориентиров к выполнению движений.

Проблемный метод обучения рассматривает приёмы обучения с помощью элементов, взятых из других научных дисциплин и как применять их на практике в обучении двигательным действиям. Один из таких примеров может служить применение элементов теории решения изобретательских задач (ТРИЗ), т.е., с помощью способа технологии мышления.

Следуя по пути ТРИЗ преподаватель должен поставить задачу перед обучающимися например, научиться технике прыжка в высоту способом перешагивание. Далее студент должен идти сам, естественно под наблюдением и с помощью преподавателя, используя алгоритм ТРИЗ:

  1. Тщательно изучить технику движений этого способа.
  2. Построить модель методики изучения техники (разделить на части и определить последовательность изучения элементов).
  3. Спрогнозировать результат.
  4. Определить ресурсы самого обучающегося.
  5. Разложить проблему по системному оператору (определить центральное звено, надсистемы, подсистемы).
  6. Выявить участников (субъект –техническое действие –преподаватель).
  7. Найти противоречия, которые возникают при обучении или при технике своего исполнения.
  8. И в конце, проанализировав все пути решения задачи, найти самый оптимальный и желательно короткий путь.

Наряду с общими методами обучения существуют и методы непосредственного обучения: словесный, наглядный, физического упражнения, непосредственной, помощи.

Словесный метод: имеет важное значение при изучении техники движений. Преподаватель с помощью объяснений, рассказ помогает создать представление о движении, осознать движение, дать его характеристику. Слово связывает между собой все средства, методы и приёмы обучения.

Главную роль в этом методе играет объяснение, после которого ученик пытается выполнить то или иное движение, затем разобрав ошибки, опять пробует его выполнить. Нужно избегать многословных объяснений, говорить конкретно, чётко формулировать необходимые в данный момент сведения. По мере овладения техникой движений объяснения становятся, с одной стороны, более детальными, глубокими, с другой –более лаконичными и краткими. В начальной стадии обучения и при обучении детей младшего и среднего возраста успешно применяют образные объяснения, (например, цапля стоит на одной ноге), в котором используются знакомые ученику образы и представления.

При обучении ритму движений обычно используют подсчёт или другие ритмические звуки. Помимо объяснений применяют также напоминания, подсказку.

Основными средствами словесного метода являются: рассказ, объяснение, напоминание, разъяснение, указание, подсказка, анализ выполненного действия, анализ ошибок.

Наглядный метод: опирается на пословицу «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать».

Наблюдая за показом, ученик может охватить взглядом целостную картину техники, получить представление о сложности или лёгкости выполнения движений. Зрительное восприятие демонстрируемой техники даёт наиболее объективное отображение её в сознание, при условия образцового показа.

Показ обычно всегда сопровождается словом, причём объяснения должны соответствовать показу. Нельзя демонстрировать технику движений с ошибками или неточностями, особенно детям младшего и среднего возраста, которые в первую очередь стараются скопировать ваши движения, и если допущена одна ошибка или неточность с вашей стороны, то она может надолго закрепиться у обучающегося, нарушая процесс овладения целостной техникой.

Необходимо помнить, что ошибки всегда быстрей усваиваются, чем правильные движения. Поэтому анализируя ошибки, никогда нельзя показывать их, надо объяснять и показать действие без ошибок..

В процессе показа необходимо добиться осмысления не только внешней картины движений, но и научить учеников анализировать действия. Осознать не только «как?», но и «почему?», за счёт каких «факторов?», выполняется действие.

Если двигательное действие по своему составу и структуре позволяет выполнить его в замедленном темпе, то показ может выполняться в медленном темпе! Но чрезмерно увлекаться замедленным показом не рекомендуется, т.к. здесь теряется ритмовой смысл данного действия.

Различают 2 вида наглядности: 1. непосредственная наглядность – достоверный образ движений – образцовый показ, применение рисунков, плакатов, кинограммноскостная наглядность, макетов, моделей – объёмная наглядность, кино – и видео записи – аппаратурная (техническая) наглядность; 2. слуховая наглядность – звуковое оформление движений, которое очень важно при изучении ритма и темпа движений.

Как бы ни хорошо ученик не осознал двигательное действие, невозможно выполнить его, не попробовав. Значит, активно включается в процесс обучения.

Метод физического упражнения.

Само понятие «упражнение» означает повторение, значит, метод физического упражнения – это метод повторного выполнения изучаемого двигательного действия или каких-либо вспомогательных действий.

Претворяя мысленное представление в практическое воспроизведение движений и действий, ученик овладевает техникой. Это достигается разными путями, и прежде всего методом обучения упражнению в целом и методом обучения упражнению по частям. Высшее мы уже говорили о них как об общих методах обучения.

В процессе обучения можно выделить 3 группы упражнений.

1. общеподготовительные упражнения направлены на подготовку организма к выполнению специальных или соревновательных упражнений, требующих определённого уровня развития двигательных качеств, как например: быстроты, силы, гибкости, прыгучести, координированности, ловкости; необходима так же подготовка чувствительного аппарата для эффективности обратной связи – зрительного, слухового вестибулярного анализаторов, тактильных ощущений мышц; помимо этого, нужно определённым образом подготовить ЦНС – её подвижность, лабильность, координированность, устойчивость эффективных связей нервной системы.

2. Специально подготовительные упражнения направлены непосредственно на овладение техникой движений, поз в опорных и без опорных положениях, тренировку обратной эффективной связи. Если в первой группе всё направленно на развитие двигательных качеств, то в этой группе больше приёмов направлено на выполнение упражнений. Например: упражнения выполняемые в облегчённых и затруднённых условиях внешней среды; замедленное выполнение упражнений, если структура позволяет выполнить их в замедленном темпе (переход через барьер в ходьбе), имитационные упражнения по своей форме напоминают или соответствуют основному движению, только меняется темп или условия выполнения (имитация постановки толчковой ноги, переход через планку, используя гимнастический конь); упражнения с использованием вспомогательных действий (внешних ориентиров, звукового ритма и т.п.)