Этногенез – инерционный процесс, где первоначальный заряд энергии расходуется вследствие сопротивления среды, что ведёт к гомеостазу – равновесию этноса с ландшафтным и человеческим окружением, т.е. к превращению его в реликт, когда он находится в пережиточном (персистентном) состоянии, лишённом творческих сил. Именно благодаря высокому накалу пассионарности происходит взаимодействие между общественной и природными формами движения материи, подобно тому, как некоторые химические реакции идут лишь при высокой температуре и в присутствии катализаторов. Импульсы пассионарности как биохимической энергии живого вещества, преломляясь в психике человека, создают и сохраняют этносы, исчезающие, как только слабеет пассионарное напряжение.
В заключение необходимо уточнить, в какой степени предложенная Гумилёвым концепция этногенеза соответствует теории диалектического и исторического материализма. Она соответствует ей полностью. Развитие общественных форм – спонтанно; смена общественно-экономических формаций – явление глобальное, несмотря на неравномерность развития в разных регионах; движение общественной формы материи – поступательно и прогрессивно; направление его – спираль. Следовательно, это – философская теория об общих законах развития, и, значит, она на целый порядок выше, нежели антропосфера, взятая как целое, и на два порядка выше, чем этносфера – мозаика этносов во времени и пространстве [2:336].
Список использованной литературы
1. Алексеев В.П. Историческая антропология и этногенез. – М.: Академия, 1989. – 223 с.
2. Гумилёв Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. – М.: «ДИ-КАРТ», 1992. -456 с.
3. Гумилёв Л.Н. От Руси к России. – М.: «ДИ-КАРТ», 1992. – 387 с.
4. Садохин А.П. Этнология: Учебник. – М.: Гардарики, 2001. – 256 с.
5. Садохин А.П., Грушевицкая Т.Г. Этнология: Учебник для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 304 с.