Смекни!
smekni.com

Масляная живопись (стр. 21 из 21)

Процесс выполнения И. Я. Билибиным графического рисунка напоминал труд гравера. Набросав на бумаге эскиз, он уточнял композицию во всех деталях на кальке, а затем переводил на ватман. После этого колонковой кистью с обрезанным концом, уподобляя ее резцу, проводил по карандашному рисунку четкий проволочный контур тушью. В зрелый период творчества Билибин отказался от употребления пера, к которому иногда прибегал в ранних иллюстрациях. За безукоризненную твердость линии товарищи шутливо прозвали его "Иван - твердая рука".

В иллюстрациях И. Я. Билибина 1900-1910 годов композиция, как правило, развертывается параллельно плоскости листа. Крупные фигуры предстают в величавых застывших позах. Условное деление пространства на планы и объединение различных точек зрения в одной композиции позволяют сохранить плоскостность. Совершенно исчезает освещение, цвет становится условнее, важную роль приобретает незакрашенная поверхность бумаги, усложняется способ обозначения контурной линии, складываеся строгая система штрихов и точек.

Дальнейшее развитие билибинского стиля состоит в том, что в более поздних иллюстрациях художник от лубочных приемов перешел к принципам древнерусской живописи: цвета становятся звучнее и насыщеннее, но границы между ними обозначены теперь не черным проволочным контуром, а тональным сгущением и тонкой цветной линией. Краски кажутся сияющими, но сохраняют локальность и плоскостность, а изображение порой напоминает перегородчатую эмаль.

В 1904 году Иван Билибин заговорил о себе как о высокоодаренном театральном художнике, оформив для Национального театра в Праге оперу Снегурочка Н.А. Римского-Корсакова. Позже Билибин нарисовав эскизы русских костюмов к опере Мусорского Борис Годунов, он создал эскизы костюмов и декораций к знаменитой постановке опер Римского-Корсакова Золотой петушок и Царь Салтан. В его жизни нашлось место не только для театра и сказок. Иван Билибин был и графиком, и сценографом, и автором журнальных статей.

В 1920 году И.Я. Билибин временно поселился в Египте. Там же вновь возвращается к оформлению спектаклей - работает с балетной труппой Анны Павловой. С 1925 года в Париже оформляет замечательнейшие русские балеты и оперы (среди них - "Сказка о царе Салтане" Н.А. Римского-Корсакова, "Князь Игорь" А.П. Бородина, "Борис Годунов" М.П. Мусоргского).

Видимо, эта тяга к национальному, русскому перевешивает интересную работу в Париже - в 1936 году он возвращается в Россию, в Ленинград. Здесь И.Я. Билибин интенсивно работает пять лет и умирает от голода в первую блокадную зиму.

Василиса и белый всадник. 1900

Произведения Билибина:

Вольга и Микула. 1940, Гвидон и царица. 1905, Добрыня Никитич освобождает от змея Горыныча Забаву Путятичну. 1941, Илья Муромец и Святогор. 1940,


Заключение

Таким образом, искусство нельзя считать необязательным приложением к более насущным благам и потребностям людей. Оно играет огромную роль в жизни человеческого общества, обеспечивая создание, накопление и трансляцию духовного опыта и эстетических ценностей от поколения к поколению, от человека к человеку, от культуры к культуре. Искусство является своеобразным зеркалом и самосознанием любой культуры, в котором отражаются ее сущностные черты. Осваивая произведения искусства, человек социализируется, познает мир, его прошлое, настоящее и будущее, научается постигать эмоционально-интеллектуальный мир другого. Потребность в искусстве никогда не покидает человека; даже в самые тяжелые исторические моменты он испытывает ее. Отказ от художественной деятельности способен вернуть человека в первобытное состояние, пренебрежение к высокой культуре и ее ценностям может привести и приводит к падению нравственности и, как следствие, разгулу преступности, наркомании и т.п. явлениям. И культурная политика любого государства должна обеспечивать поддержку высокого искусства, которое в условиях рынка переживает далеко не лучшие времена.

В курсовой работе изучен и проанализирован накопленный материал по истории былинного эпоса, сформировано представление об устном народном творчестве, его функциях и влиянии на воспитание поколений, выявлены основные аспекты отражения былинного эпоса в изобразительном искусстве на примере творчества художников прошлых столетий: Васнецова, Билибина, Врубеля и Васильева.

В практической части познакомились с творчеством современных художников, интересующихся истокам народной культуры, фольклором.

Так о чем же говорят былины? О любви к Родине, о доблести и беззаветной храбрости, о бескорыстии и верности долгу. Пафос былин, возникших много веков назад и несущих в себе черты давно отшумевших событий, не может не волновать слушателей и читателей.

Для русской культуры былины о богатырях очень важны. Они вмещают в себя не просто образы военных людей, которые стоял на страже границ родной земли, кто свою жизнь посвящал служению родному народу, но и тех, кто ставил своей целью заботу об обездоленных и угнетенных, кто умел держать данное слово, кто был крепок духом, храбр, смел, кто давал жестокий отпор врагам страны и народа, кто умел говорить правду прямо в лицо, кто боролся против насилия князей и бояр,- все это составляет пафос многих героических былин.

Замечательный композитор Рихард Вагнер говорил, что "сказки, мифы это есть цельность, сила и единство, потому что они лишены всего случайного, воплощая в себе одни лишь только неумирающие идеи". А это и есть банальные чувства, в которых заключены вечные человеческие аксиомы: эстетизм, гуманизм, романтизм, благородство, героизм. На этих ипостасях держится вид Homo Sapiens.


Список используемой литературы:

1. Аникин В.П. Русский богатырский эпос, М., Лань,2005- 352 с.

2. Базанов Вас. От фольклора к народной книге М., Дрофа, 2001 – 272 с.

3. Богатыри и витязи Русской земли: По былинам, сказаниям и песням. — М.: Моск.рабочий, 1990- 685 с.

4. Бергер Э., История развития техники масляной живописи, перевод с немецкого, М., 1961;

5. Калугин В.И. Струны Рокотаху…Очерки о русском фольклоре. СПб., Ленинградское издательство, 2004- 154 с.

6. Кравцов Н.И., Лазутин С.Г. Русское устное народное творчество. М., Просвещение, 1999- 425 с.

7. Лужецкая А. Н., Техника масляной живописи русских мастеров с XVIII по начало XX века. М., 1965.Бергер Э.,

8. Москва XIII-XVII веков в творчестве А. М. Васнецова. М.: Музей истории города Москвы, Интербук-бизнес, 1997- 156 с.

9. Москва на рубеже XIX-XX веков. М.: Музей истории города Москвы, Интербук-бизнес, 1997-230 с.

10. История развития техники масляной живописи, перевод с немецкого, М., 1961;

11. Лужецкая А. Н., Техника масляной живописи русских мастеров с 18 по начало 20 века, [М., 1965]. В. В. Филатов.

12. Путилов Б.Н. Застава богатырская. Краснодар., Визит, 2001- 254 с.

13. Рыбаков Б. Русские былины. М. Белый город, 2004- 215 с.

14. Филиппов В. Аполлинарий Васнецов. М.: Белый город, 2001- 345 с.

15. Юдин Ю.И. Героические былины (поэтическое искусство). М., Современник, 2006- 164 с.