Нужны ли сегодня России богатыри, то есть храбрые вожди и воины, способные, как Илья Муромец, к бескорыстной и жертвенной защите Родины? Вопрос этот - не праздный. Сейчас все больше людей на Руси начинает понимать, что своих сыновей надо воспитывать крепкими духом и телом.
И если решить задачу физического развития ребенка особого труда не составляет, то воспитать дух, созидающий в будущем воине любовь к Отечеству, способность отважно сражаться, проявлять волю к победе и побеждать, не так легко.
Не секрет, что в наше время все труднее встретить мальчика, подростка, юношу, носящих в себе такие качества, как мужество, храбрость, отвага, выражающиеся в способности прийти на помощь слабому, встать на сторону беззащитного, умеющих жертвенно полагать «душу свою за други своя»... В значительной мере ослабление характеров русских детей объясняется отрывом от традиционной народной педагогики, при которой ребенок через сказку, былину, песню переживал первую встречу с трудностями земной жизни. Чистая, еще не помраченная грехами душа ребенка в естественной среде поэтических образов, интуитивно, на подсознательном уровне, определяла свое отношение к добру и злу, выбирая служение подвигу во имя добра.
Надежных ратных людей - вождей и рядовых воинов - русский народ умел взращивать всегда. Много веков Русь вынуждена была воевать как со степняками-кочевниками, так и с западными завоевателями. История Древней Руси - это почти беспрерывная оборонительная война, это битва не на жизнь, а на смерть за свою свободу, это постоянное решение вопроса быть или не быть.
Жизнь народа, его быт на протяжении столетий, так или иначе, были связаны с войной, а потому народные певцы - наиболее чуткие выразители национальных чаяний - облекли народный идеал богатыря-защитника в столь яркие поэтические одеяния, каковыми являются богатырские сказки и былины. Сегодня они остаются сокровищницами духа нации тех времен, когда Русь не только напрягала все силы в борьбе за свое существование, не только победила в этой борьбе, но и перенесла свои границы от Оки на восемь тысяч километров до Тихого океана.
Слово - дароносица духа, плоть образа. Оно легко отпечатлевается в душе человека, особенно ребенка. И потому так важно сейчас, когда наше Отечество переживает «время упадка сил», подвести с помощью народной поэзии поколение, вступающее в жизнь, к родникам русского богатырства.
Образно говоря, сказки, жития, былины стали тем «плугом», который «вспахивал» душу ребенка, обращая ее в «добрую почву», и семена Слова Божия, попадающие на нее в свой срок, давали обильный урожай православной святости, праведности, благочестия и... богатырства.
Страницы нашего славного прошлого показывают, как, воспитанные на героических примерах своих предков, русские юноши и мужи - солдаты и полководцы - сами становились «чудо-богатырями», героями-победителями, штурмуя вражеские крепости, переходя с А.В. Суворовым через Альпы, сражаясь на Бородинском поле...
И, конечно, нельзя представить себе воспитание патриотизма без соприкосновения с картинами, изображающими доблестных воинов, богатырей, защитников. При взгляде на знаменитую картину В. М. Васнецова «Богатыри» веришь, что и сегодня богатырская застава незримо стоит на пути любого захватчика, как верили в это в годы войны и многие русские воины.
Ратный подвиг русских богатырей приобрел в веках поистине духовное звучание, и мы не имеем права его замолчать: необходимо дать почувствовать русским детям былинное, богатырское ощущение жизни.
Принимая во внимание все вышесказанное, в актуальности выбранной мной темы не приходится сомневаться.
Объектом исследования являются художники, на работу которых повлияло устное народное творчество: былинный эпос, сказки, жития и пр.
Предметом исследования являются причины обращения русских художников к фольклорной стилистике.
Цель курсовой работы: изучить влияние былинного эпоса, его духовных традиций, эстетического и нравственного идеала на творчество русских художников и создаваемый ими в своих работах национальный характер русского народа.
Задачи:
1. Изучить и проанализировать накопленный материал по истории былинного эпоса.
2. Сформировать представление об устном народном творчестве, его функциях и влиянии на воспитание поколений.
3. Выявить основные аспекты отражения былинного эпоса в изобразительном искусстве на примере творчества художников прошлых столетий: Васнецова, Билибина, Врубеля и Васильева.
4. Познакомиться с творчеством современных художников, интересующихся истокам народной культуры, фольклором.
I. Краткие сведения из истории масляной живописи
Изобретение масляной живописи братьями Ван-Эйками
2-я ступень: венецианцы, несомненно, не только усвоили, но и усовершенствовали технику, стремящуюся к овладению «волшебством» красок. Чем подмалевок удобнее для лессировок, тем большие могут достигаться эффекты. При большом мастерстве тогдашние художники могли удерживаться на том высоком уровне, который делает их картины достойными удивления. Вторая ступень техники является уже законченным живописным принципом. Матовый подмалевок прокрывается блестящими лессировками, и эффект последних, в случае надобности, тушится полукроющей краской. Во всем этом следует видеть признаки высшей технической завершенности. Можно возразить, что с одинаковым успехом это можно выполнить одними масляными красками и что венецианцы именно так и поступали. Но этому противоречат многочисленные свидетельства, из которых видно, что величайшие мастера XVI века — Тициан, Веронезе и другие — делали подмалевок матовой краской.
Конечно, в эпоху столь широкой художественной деятельности должны были возникать нововведения и упрощения в области техники; кратко они состоят в следующем.
Введение в живопись дистиллированных масел (терпентиновое масло), всеобщее употребление в качестве основы холста, на который, конечно, не мог наноситься толстый гипсовый или меловой грунт; упрощение приемов живописи при fapresto и при работе болусом. Все это вносит решитель-ные изменения в технику, являясь как бы основой современной масляной техники. Художники fapresto XVII века окрашивали сами клеевой грунт, пропитывали его маслом и писали a la prima, смешанными с маслом и лаком красками, стремясь сразу сделать то, что раньше достигалось длительной работой. Они начинали тем, чем их предшественники заканчивали. В сравнительно незначительный период времени - в несколько десятилетий — названные нововведения входят во всеобщее употребление, и характер красок меняется как бы внезапно. Смешанные со скипидаром, смолами и высыхающими маслами, эти новые краски явились для художников большим облегчением и привели к виртуозности живописи a la prima. Тонкая проработка и прорисовка всех деталей в живописи отпадает, и в технике господствующим принципом становится лишь большая уверенность мазка. Что касается исторической стороны дела, о которой прежде всего, и идет речь в этой книге, то можно сделать следующий вывод.
Братья Ван-Эйки сделали большой технический переворот, который состоял в эмульгировании масел для живописных целей. Этому изобретению и надо приписать типичные особенности и, в частности, хорошую сохранность всех картин, выполненных данной техникой. Дело не в смешении красок с маслами или в лучшем очищении последних, а в том, что из жирных, вязких, масляных или лаковых связующих веществ научились приготовлять связующее, смешиваемое с водой и разводимое до любой желаемой степени, и им научились мастерски пользоваться. Этот новый вид масляной живописи, пригодный для выполнения самых тонких живописных работ, давал удачное соединение темперного слоя с масляными или «лакообразными» промежуточными прослойками, лессировками и конечным красочным слоем.
Современные рецепты масляной темперы.
Масляная темпера не применяется больше для картин. Но в стенной и декоративной живописи, а также и для прикладных целей она удержалась до наших дней. Многие рецепты этой темперы сохранились по традиции от прежнего времени. Современный практик мало интересуется историей материала, которым он работает, ему важно лишь получить хорошие практические результаты. Поэтому многие художники не отдают себе ясного отчета в том, что надо понимать под темперой в старом и новом смысле этого слова. В старом смысле слова темпера обозначает всякое вещество, пригодное для связи красок. В средние века масло также принадлежало к числу темпер. Но постепенно темпера стала обозначать лишь смешиваемые с водой клейкие вещества: клей (рыбий, костяной, пергаментный, казеин и т. п.), яичный желток и белок, гуммиарабик, трагант и т. п., которые неоднократно упоминаются в средневековой технической литературе. Для достижения более медленного высыхания ими пользовались с примесью меда или леденца и с добавлением уксуса, нашатыря и других веществ для консервирования. Все эти средства для живописи можно проследить по источникам до XV века. Под темперой в современном смысле слова следует понимать эмульсию, которая до XV века никогда не применялась в живописи. Главной особенностью темперы в новом смысле слова является то, что приготовленная с ней краска смешивается с водой и после окончательного высыхания становится плотной и водой не растворяется.
В современных ремесленных работах смешение смол и масел с водой производят при помощи мыла, но применяется этот вид темперы лишь для росписей стен. При этом связующая сила этого вещества становится меньше по мере увеличения количества мыла. При большом количестве возможных вариантов можно различать два главных вида темперы: так называемую тощую и жирную. К тощим относятся названные выше старые виды темперы. Новая масляная темпера – жирная. Отличительным признаком хорошей масляной темперы является полное высыхание, после которого она не должна растворяться водой. Для опытов по изучению техники Ван-Эйков больше всего подходят те эмульсии, которые при наложении на сухую масляную краску не собираются капельками. Можно приготовить подобный красочный материал самому, если смешать тонко стертый с водой красочный порошок с соответствующей масляной темперой. В темпере многое зависит также и от грунта; некоторые предпочитают впитывающий, клеевой грунт плотному, жирному или покрытому лаком. Каждый может его выбирать соответственно своим специальным целям, так как твердых норм для этого установить нельзя. Единственным мерилом на практике являются результаты.