Местное ремесло достигло такого уровня, когда оно могло удовлетворять этим потребностям. Особенно большое значение имел уровень обработки металлов, из которых изготовлялись вооружение и многочисленные ювелирные изделия. Особенно высокого уровня художественное (прежде всего ювелирное мастерство) достигло в Южной Скандинавии.
Оружие, украшения и т. д., изготовлялись по римскому образцу, причем с начала III века ввоз римских изделий и монет падает, местное ремесло освобождается от влияния римской провинциальной культуры и развивается более самостоятельно, хотя и под значительным воздействием того стиля, который сложился в Северном Причерноморье и в III – IV вв. быстро распространился по Европе.
В Скандинавии в это время преобладают изделия, украшенные цветной эмалью, полудрагоценными камнями, филигранью; есть предположение, что в III веке туда вторгались какие-то южно - германские племена, принесшие с собой это стиль.
Археологические находки III _ IV веко показывают, что, несмотря на упадок торговли с империей, богатства, сосредоточивавшиеся в руках племенной знати, в это время все возрастают, и, как следствие, увеличивается количество и вес прежде редких золотых изделий. Из всего этого мы можем сделать вывод не только о достаточно высоком уровне художественного ремесла и культуры у древних германо - скандинавских народов, но и об их эволюции, поступательном развитии.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Характеризуя культуру и мифологию древних племен Скандинавии, еще раз подчеркнем ее историческую ценность: именно на этой «варварской», полупервобытной, архаичной культуре выросли многие народы Западной Европы. Очевидно, что такой образ жизни принадлежал суровым и мужественным людям, не боявшихся смотреть в лицо смерти.Народы современной Германии, Великобритании, Скандинавии обязаны своей культурой тому удивительному сплаву, который принесло взаимодействие латинской античной культуры и древнегерманской.
Несмотря на то, что древние германцы стояли на достаточно низком уровне развития по сравнению со своим могущественным соседом – Римской империей (которая, кстати, оказалась повержена именно этими «варварами»), и только-только переходили от родового строя к классовому, духовная культура древнегерманских племен вызывает интерес благодаря богатству форм.
Прежде всего, религия древних германцев, несмотря на ряд архаичных форм (прежде всего тотемизм, человеческие жертвоприношения) представляет богатый материал по изучению общих индоарийских корней в религиозных воззрениях Европы и Азии, для проведения мифологических параллелей.
Не менее интересна и устная и песенная культура германских племен. До сих пор обе «Эдды» остаются одним из шедевров мировой литературы.
Наконец, художественная культура также ждет дальнейших исследований, прежде всего археологических.
Библиографический список использованных источников
1. Старшая Эдда. Древнеисландские песни о богах и героях. М. – Л., 1963.
2. Тацит К. Анналы // Тацит К. Сочинения в двух томах. Т. 1. СПб., 1993.
3. Тацит К. О происхождении германцев и местоположении
германцев // Тацит К. Сочинения в двух томах. Т. 1. СПб., 1993.
4. Гуревич А. Я. «Эдда» и сага. М., 1979
5. Всемирная история. М., 1979. Т. 2
6. История первобытного общества. Эпоха классообразования. М., 1988
7. Токарев А. С. Религия в истории народов мира. М., 1976
8. Щепановская С., Веташ В. Астрология и мифология. СПб., 1998