Содержание
1. Возникновение христианства…………………………3
2. Структура христианского вероучения ………….…...7
3. Основные направления христианства………………11
4. Значение христианской культуры…………………..15
Литература……………………………………..…..16
1. Возникновение христианства
Христианство возникло в Палестине в I веке до н.э. Найденные в районе Мертвого моря свитки свидетельствуют о близости первоначального христианства иудейской общине эссенов. Им были общи идеи ожидания скорого пришествия Мессии, греховности человека, отношение к собственности, организации общин. Как форма социального протеста против существующих общественных порядков, христианство получило быстрое распространение среди народов Римской империи. Христианство, в отличие от римской и прочих национальных религий, провозгласило равенство всех людей — это равенство в их первородном грехе. Оно породило надежду на переустройство мира, на освобождение от гнета и порабощения. Христианство дало отчаявшимся людям утешение.
Теологическая традиция христианства утверждает, что это учение даровано человечеству Богом в законченном виде. Однако сравнительная история религиозных учений свидетельствует, что христианство испытало сильное влияние со стороны иудаизма, древних восточных религий, философских идей античности. Это вовсе не значит, что христианство механически переносило эти идеи в свое вероучение. Усвоив достижения мировой культуры, оно творчески переосмыслило их, создав самобытное учение.
Кратко охарактеризуем идейные предпосылки христианства. Прежде всего, это неоплатонизм в варианте учения Филона Александрийского и этическое учение римского стоика Сенеки. Так, Филон соединил понятие логоса, трактуемое в библейской традиции как творящее слово, с эллинистической, понимающей логос как закон, направляющий движение космоса. Помимо этой, и другие идеи Филона — о прирожденной греховности всех людей, о непрерывном творении (эманации), о Сущем как первоначале мира и другие — оказали заметное влияние на формирование вероучения христианства. Этическое учение Сенеки, его формулировка золотого правила морали также были восприняты христианством.
Усвоение христианством различных элементов восточных культов, эллинистической философии обогащало новую религию. Нельзя не отметить и взаимосвязь христианства с иудаизмом. Оформление иудаизма как монотеистической религии, где признавался лишь один культ бога Яхве, явилось шагом на пути к более развитой форме религии. Ветхий Завет был включен в Библию. Христианство формировалось в среде иудеев, но вскоре вступило в острый конфликт с иудаизмом. Идея богоизбранности только одного еврейского народа претила духу христианства, в котором богоизбранным считался каждый отдельный человек.
Вопрос об историчности Христа до сих пор является объектом многочисленных дискуссий. В конечном итоге споры об Иисусе Христе привели к образованию двух основных школ — мифологической и исторической. Представители мифологической школы полагают, что Иисус Христос — это не историческая личность, а мифологический персонаж. Историческая школа называет Иисуса Христа реальной личностью, который явился в мир, чтобы взять на себя грехи людей и спасти их для вечной жизни. Сторонники этого подхода считают, что Христос сформулировал ряд базисных идей нового вероучения. При этом реальность Христа, по их мнению, подтверждается реальностью целого ряда евангельских персонажей: Иоанн Креститель, апостол Павел и т.д. В последние годы большинство религиоведов разделяют точку зрения представителей исторической школы.
Раннехристианские общины не знали догматики и культа, которые сформировались значительно позднее. Главное, что объединяло представителей этих общин — вера в добровольную искупительную жертву, принесенную за грехи всех людей посредником между Богом и человеком — Христом. К концу I — началу II веков окончательно произошел разрыв между вероучением этих общинами и иудаизмом. Ко II веку относится и изменение социального состава таких общин. Если ранее они объединяли рабов и свободную бедноту, то позднее в их состав вошли ремесленники, торговцы, землевладельцы и даже римская знать. Произошло и деление общины на клир (должностные лица, управляющие имуществом и руководящие богослужением) и мирян. Священники, диаконы, епископы, митрополиты постепенно вытеснили пророков и сосредоточили в своих руках всю полноту власти. Религиозные общины тяготели к союзу с императорской властью. И со стороны последней также ощущалась важность новой религии, понятной всем народам империи. В IV веке гонения христиан сменились их активной поддержкой. При императоре Константине христианство стало приобретать статус государственной религии Римской империи.
Формирование самой христианской догматики происходило в идейной борьбе между сторонниками разных толкований основных идей этой религии. На первых семи Вселенских соборах (первый, Никейский, состоялся в 325 году, а седьмой, тоже Никейский, прошел в 787 году) были сформулированы основы христианского вероучения. Идейная борьба, ведшаяся на этих соборах, была сосредоточена вокруг толкования трех главных догматов: триединства Бога, воплощения и искупления. В результате в христианство вошли следующие догматы:
• Бог определяется как единство трех лиц (ипостасей): Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святой. Сын единосущен Отцу, есть истинный Бог и самостоятельная личность;
• боговоплощение. Воплощение в личности Иисуса Христа божественной ипостаси. Христос рассматривался и как истинный Бог, и как истинный человек. Божество и человечество соединились в нем;
• искупление. Христос пришел в мир, дабы принести искупительную жертву за грехи человечества, а тем самым спасти его;
• изображение образа Христа в человеческом облике. При этом Христос
должен являться взорам верующих в ореоле своего смирения, покорности,
страдания и спасительной жертвы;
• необходимость изображать священные лица и поклоняться этим изображениям.
Общехристианский (апостольский) символ веры состоит из 12 частей («членов»). В первых восьми говорится о троичности Бога, «вочеловечении» Иисуса Христа и искуплении грехов; четыре последних посвящены церкви, крещению и «вечной жизни». Этот символ веры был принят на Никейском (325 год) и Константинопольском (381 год) соборах. Кроме апостольского, известны символы веры святого Афанасия (где более подробно излагается учение о Троице и воплощении Христа); символ веры Тридентского собора (символ веры католицизма).
Еще более длительным был процесс формирования христианских таинств, обрядов. В конце V века сложилось таинство крещения, еще позже — причащения. Затем в течение нескольких веков христианство постепенно вводило миропомазание, елеосвящение, брак, покаяние, исповедь и священство.
По мере распространения христианства происходило разделение христианских церквей, и 1054 год стал годом окончательного разрыва западного и восточного христианства. Восточное христианство составили первоначально четыре автокефальные (самостоятельные) церкви: Константинопольская, Александрийская, Антиохийская и Иерусалимская. Вскоре от Антиохийской церкви отделилась Кипрская, а затем Грузинская православная церковь. В середине V века армянское духовенство, поддержав монофизитов (учивших о единой божественной природе Христа), и тем самым приняв догмат, противоречащий догматике ортодоксального христианства, поставило себя и свою церковь в особое положение (неортодоксальное христианство).
В результате Реформации (XIV—XVII века) наряду с католицизмом и православием возникает третье крупное направление в христианстве —
протестантизм, который представлен в виде многочисленных конфессий.
2. Структура христианского вероучения
Человек создан Богом по “образу и подобию Божию”. т. е. является личностью, обладающей свободой и творческой способностью. Свобода личности связана с тем, что она воплощает в себе надмирный дух, происходящий от Божественного Духа. Первородный грех Адама и Евы нарушил богоподобие человека и отдалил его от Бога, однако образ Божий остался неповрежденным в человеке. Вся дальнейшая история рассматривается христианством как история воссоединения человека с Богом.
Ветхий Завет выражает внешнюю связь между человеком и Богом, осуществляемую через закон (закон регулирует внешние отношения, внешнее бытие человека). Собственно христианство начинается с Иисуса, дающего Новый Завет и восстанавливающего внутреннюю связь человека с Богом[1].
Высшей религиозной целью христианства является спасение. Специфика христианского понимания спасения выражается в догматах триединства и Боговоплощения. Бог извечно имеет три равноценных лица (личности) – Отец, Сын, Святой Дух – объединенных единой божественной сущностью (“природой”) и имеющих единую волю. При этом христианское богословие требует “не смешивать лиц и не разделять сущности”. Спасителем (Христом) выступает одно из лиц единого Бога (Бог-Сын). Бог-Сын воплощается в человеческую природу (“вочеловечивается”) и становится Иисусом из Назарета, чтобы искупить первородный грех и создать условия для восстановления богоподобия человека. “Бог стал человеком, чтобы человек мог стать Богом”, говорили отцы Церкви (правда, человек призван стать не Богом “по природе”, а “богом по благодати”). Спасение требует от человека духовных усилий, и, прежде всего веры, но самостоятельно спастись невозможно, для этого требуется обращение к Иисусу Христу и действенное вмешательство самого Спасителя. Путь Спасения это путь уподобления Иисусу: духовное слияние с личностью Христа и (с Его помощью) очищение и преображение своей (греховной) природы, что ведет человека к окончательному избавлению от власти греха и смерти. Однако (в силу последствий первородного греха) человек не может избегнуть телесной смерти. Однако душа человека и его личность (духовное “я”) бессмертны.