Смекни!
smekni.com

Возникновение и становление христианства как мировой религии (стр. 2 из 3)

Путь к спасению и вечной жизни в единстве с Богом для человека лежит через физическую смерть; этот путь проложен крестной смертью и телесным воскресением Иисуса Христа. Спасение возможно лишь в лоне Церкви, которая есть «тело Христово»: она объединяет верующих в одно мистическое тело с «обоженной», лишенной греха человеческой природой Христа. Богословы сравнивали единство Церкви с единством любящих супругов, сливающихся любовью в одну плоть, имеющих одни желания и волю, но сохраняющих себя как свободных личностей. Христос есть глава этого единого, но многоликого церковного тела, подобно тому, как муж есть глава брачного союза (отсюда самоназвание монахинь: «невесты Христовы»).

Христианская нравственность исходит из самоценности личности (личность есть «образ Божий» в человеке) и неразрывной связи добра, истины и свободы. «...Познаете истину и истина сделает вас свободными», «Всякий, делающий грех, есть раб греха», – говорил Иисус. При этом добро и истина выражаются не в безличных формальных правилах, а в самой личности Иисуса Христа; отсюда – принципиальная неформализуемость христианской нравственности, которая по самой своей сути есть нравственность свободы. Выражая свободу человека, подлинно христианская вера держится не на страхе и внешнем долге, а на любви, направленной к Христу и к каждому человеку как носителю образа Божия: «А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше». Добро творится человеком на путях применения свободной воли во имя личности и любви: «Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь» Иное применение свободной воли оборачивается ее самоотрицанием и духовной деградацией человека. Таким образом, в человеческой свободе содержится не только возможность добра, но и риск зла. Зло есть ложное применение свободы; истиной свободы является добро. Поэтому зло не имеет самостоятельной сущности и сводится лишь к отрицанию добра: все якобы самостоятельные определения зла на поверку оказываются лишь определениями добра, взятыми с обратным знаком.

Зло родилось как неправильное решение свободного духа, но через первоначальное грехопадение укоренилось в человеческой природе, «заразило» ее. Отсюда специфика христианского аскетизма: он борется не с самой по себе природой человека, но с живущим в ней греховным началом. Сама по себе человеческая природа богоподобна и достойна одухотворения и бессмертия. Человека ждет телесное воскресение; после Страшного Суда праведникам уготовано телесное бессмертие в новых, преображенных телах. Поскольку человеку трудно совладать с укоренившимися в его природе греховными желаниями, он должен смирить гордыню и вручить свою волю Богу; в таком добровольном отказе от своеволия и обретается подлинная, а не мнимая свобода.

В христианстве нравственные нормы обращены не к внешним делам (как это было в язычестве) и не к внешним проявлениям веры (как в Ветхом Завете), а к внутренней мотивации, к «внутреннему человеку». Высшей нравственной инстанцией является не долг, стыд и честь, а совесть. Долг выражает внешнее отношение между человеком и Богом, человеком иобществом; стыд и честь выражают внешнюю целесообразность природы и общества. Совесть же есть голос свободного духа, делающего личность независимой от природы и общества и подчиняющего ее только собственной высшей правде. Можно сказать, что христианский Бог – это высшая правда человеческой совести, олицетворенная и обожествленная как благодатный смысл всего бытия: «...Закон дан через Моисея, благодать же и истина произошли через Иисуса Христа»; «Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине». Поэтому человек должен приобщиться к духовной истине, как бы заново родиться от нее: «Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух... Должно вам родиться свыше».

Вера в бессмертие души и в Страшный Суд играет огромную роль в христианской религиозности. Возвышая человека как свободное и богоподобное надмирное существо, христианство не может освободить человека от необходимости жить и умирать в мире, где нет справедливого воздаяния за добро и зло. Вера в бессмертие души и загробное воздаяние призвана дать человеку не только знание, но и непосредственное ощущение абсолютной силы нравственных норм христианства.

Важнейшей составной частью христианства является эсхатология – учение о конце света, втором пришествии Христа, телесном воскресении мертвых и Страшном Суде, после которого на новой земле под новым небом должно утвердиться царство праведников. Страшный Суд является финалом земной человеческой истории, завершением существования самого тварного несовершенного мира, который «искривил» свою изначально прекрасную природу в результате грехопадения. Страшный Суд - это окончательное торжество Добра и второе пришествие Христа. Новое явление Христа должно помочь окончательному истреблению зла в мире, исправлению материи, обожению человека, изменению его телесной природы, ибо праведникам уготовано преображенное телесное существование после Воскресения. Этот эсхатологический компонент христианского мировоззрения, изложенный в Откровении святого Иоанна (Апокалипсис), играет одну из главных ролей в самом христианском вероучении.

5. Основные христианские церкви: католичество, православие, протестантизм.

Христианская религия не является единой. На протяжении двух тысяч лет своего развития она распалась на три наиболее значительные конфессии: католицизм, православие (с 1054 года), протестантизм (XVI век –антикатолическое движение в Европе – Реформация). Сохраняя в основном канонические положения христианской догматики, эти направления отличаются друг от друга разными подходами к толкованию природы Бога и отдельными особенностями культа.

Католики настаивают на большем сближении Бога и тварного мира, Бога и материи. По мнению православных иерархов, подобное неоправданное сближение Бога и тварного мира способно растворить Бога в мире, с последующим отрицанием Бога как надмирного Абсолюта, что, в свою очередь, открывает пути для нигилизма и атеизма всех мастей.

В протестанстве тема сближения Бога и тварного мира присутствует в еще большей степени. Помимо сугубо догматических различий, протестантство отказывается от большей части обрядов и таинств христианской религии, упрощая эту обрядовую сторону, обмирщает сам религиозный культ насколько это возможно, меняя при этом систему ценностей в христианстве. Протестантизм открывает человеку возможность для реализации своих мирских устремлений, на путях служения индивидуалистистическим, если не эгоистическим порывам своей души. Вместо стяжания духовного богатства оно, по сути, ориентирует человека на стяжание материальных благ, которые в пределах протестанства объявляются главным условием обретения райского блаженства.

Православие в отличие от католицизма и протестантизма:

- сохранило в наибольшей чистоте и аутентичности изначальный нравственный импульс, который воплощен в канонических Евангелиях;

- категорично в проведении непреодолимой грани между творцом и творением;

- ориентирует человека на духовно-интенсивное стяжание не материальных, а духовных благ как единственного способа спасения бессмертной души.

Православная церковь особое внимание уделяет обрядовой стороне своей деятельности. Речь, прежде всего, идет о разнообразии во внутреннем оформлении храма, о церемонии проведения богослужения, где ведущее место отводится молитве. Священнослужители требуют от православных верующих обязательного посещения церкви, ношения нательных крестов, исполнения таинств (крещения, причащения, покаяния и пр.). Православие содержит в себе такие моральные ценности, как соборность, духовное подвижничество, нравственное самосовершенствование.

6. Почему христианство стало мировой религией.

Дальнейшие события показали, что содержание новой духовности (а она была реализована не только в проповеди, но и в самой жизниИисуса и его ближайших учеников) имеет значение, выходящее далеко за пределы маленькой Иудеи. В это время Римскую империю охватывает постепенно нарастающий духовный (смысловой) кризис: на гигантских просторах империи люди чувствуют себя духовно потерянными, они становятся лишь винтиками огромной бюрократической машины, без которой невозможно управлять империей. Традиционные языческие боги выражали чувство душевной сопричастности к жизни космоса, продолжением которого воспринималась жизнь античного города-государства (полиса). Но вот Рим фактически перестал быть полисом, разросся до размеров империи, и это чувство исчезло вместе с прежним укладом политической и экономической жизни. Старые боги потеряли свой смысл для человека. Человек остался наедине с собой и жаждал новой смысловой опоры, связанной уже лично с ним, искал Бога, обращенного к каждому, а не ко всем вместе. Христианство сумело дать эту смысловую опору. Более того, оно сделало возможным духовную общность людей, принадлежащих самым разным расам и национальностям, ибо христианский Бог стоит над внешними различиями и распрями этого мира, и для него, по словам апостола Павла, «...Нет ни Эллина, ни Иудея, ...Варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос».

Христианское учение быстро приобрело многих сторонников. Первоначально это были рабы и некоторые представители аристократических семей. Широкие слои приняли христианство, ибо видели в Христе сына плотника, который прошел путь страданий из любви к человечеству, умер, как раб – на кресте, показав, что путь страдания, любви и прощения возможен для каждого человека, независимо от его положения в обществе. Христианство открыло, как тогда думалось, реальные, а не абстрактные цели к общему благу: установление на земле царства Божьего для всех и достижение для своих последователей вечного блаженства после смерти. Следом за простыми смертными и власти начали относиться к христианству благосклонно, видя в нем надежду сплотить разваливающуюся римскую империю и вернуть ее былое величие. Поэтому уже император Константин I признал христианскую церковь и счел христианство полезным для армии, а в 392 году император Феодосий I запретил языческие культы, и христианство стало единственной государственной религией.