Некоторые ученые видят в Триглаве сходство с Тримурти, в индуистской мифологии обозначающим божественную триаду Брахмы, Вишну и Шивы. Брахма – творец мира ( царь неба ), Вишну – его хранитель ( царь земли ), Шива – разрушитель ( царь преисподней ). Как и Триглав, Тримурти изображался в сидячем положении, и у Тримурти также была завеса в виде треугольника на трех его головах.
РУЕВИТ ( РУГИВИТ, РУГЕВИТ )
В культовом центре Коренице ( столице руян, или ругичан, - одного из племени балтийских славян), расположенном юге острова Рюген, на большой площади, обнесенной оградой, куда мог входить только жрец, стоял храм Руевита – сурового бога неотвратимой воинской победы, беспощадности к врагам. Стены храма были покрыты пурпуром; собственно, это был просто огромный шатер, а не храм : ведь Руевит – воин, а дом война – походный шатер.
Колоссальные статуи этого бога, высеченные из камня или вырезанные из дуба, представляли собой чудовищного великана с семью личинами, которые все исходили из одной шеи и сверху покрывались одним огромным шлемом.
За пояс у Руевита было заткнуто семь мечей, а восьмой обнаженный и обоюдоострый, всегда готовый к бою, он держал в правой руке. Существовало поверье, что если сыщется силач, который сможет вырвать из огромной длани бога сей меч, славяне будут побеждены своими врагами. Но и по сию пору не отыскался такой богатырь.
Около храма Руевита стояло капище Поревита, Идол его был безоружен, поэтому предполагают, что он имел значение противоположное Руевиту. Возможно, Поревит олицетворял зимнее солнце, потерявшее свою разящую силу, божество мира.
Разгром храма Руевита в Коренице последовал после падения Арконы – самого северного культового города славян. Косвенным подтверждением этому может служить дата разрушения другого религиозного центра редариев – Ретры, славянской Радигощи: в начале в 953г. при итало – германском короле Оттоне1, потом – войском саксонского епископа Бурхардта2 при Генрихе 4 в 1068г., и окончательно – в 1150г. Генрихом Львом.
РАДЕГАСТ
На самом северном острове – Рыбачьем – находился храм Радегаста.
Радегаст, почитаемый также и в Арконе, считался божеством бранной славы и войны. Идол Радегаста предстает в виде война. Вооруженного с головы до ног, с боевой секирой, в шлеме, на котором распростер крылья орел – символ славы. На его щите изображалась бычья голова – знак отваги.
Первоначально звался этот бог Ризводиц, что означало вражду, ссору и разводы, но позже начали именовать его Радегастом. Это имя переводится неоднозначно: « гость совета» ( незримо присутствующий на советах вождей), « глава совета» ( решающее слово на совете принадлежало жрецу, оглашавшему волю Радегаста). У моравов он назывался Радгостом, немецкие летописи превратили это имя в Радхорст. Роль Радегаста как советчика сохранилось в слове «рада»( в украинском, белорусском, польском и других славянских языках так называется совет как орган власти). У бодричей это божество называлось Родогаст. Вполне возможно, что отсюда пошло имя Род у восточных славян.
Радегасту ( как прочем, и Святовиту) приносились человеческие жертвы как богу войны, чаще всего – пленников. Жертву сажали на коня, крепко к нему привязывали, ноги коня тоже привязывали к четырем сваям и разводили два костра – по одному у каждой пары свай. Как повествуют летописи, именно так окончил свое земное существование в 1066г. епископ Макленбурской крепости Иоанн, принесенный жертву Радегасту по возвращении войска в Рдигощ. Немецкий хронист Гельмольд описывал мученическую смерть захваченного в плен епископа. Язычники водили его по своим городам, избивая и подвергая издевательствам, а когда епископ отказался отречься от Христа, отрубили ему руки и ноги, тело выбрасили на дорогу; голову же, насадив на копье, принесли в жертву богу Радегасту в своем культовом центре Ретре.
Значение и популярность Радегаста переоценить невозможно. Ни одно другое славянское божество не оставило столько следов на географической карте: Радвилишкис в Литве и Радеформвальд к востоку от Дюссельдорфа, Радеборг и Радебойль около Дрездена, Радовицкий в Московской области , Радовиш и село Радоево в Югославии, Радовища около Санкт – Петербурга, Радомир в Болгарии, польские Радом и Радомско, Радомышль в Житомирской области. Недалеко от Загорска находился город Радонеж, прославившийся своими монастырями.
ПРОВЕ
Прове – древний бог правосудия у балтийских славян.Прове слыл мудрым, но суровым и страшным судьей. Его истукан, сообщает М.В.Ломоносов, «стоял на великом и кудрявом дубе. Около его на земле расставлены до тысачи идолов с двумя, тремя лицами и больше».Символ справедливости – змею – он держал у сердца, а в руке у него был щит. Если предмет спора вызывал сомнения, старший жрец Прове раскалял щит, и он служил для испытания огнем.
Прове почитался как высшее божество в Старграде( Варгия), где в храме стояла его бронзовая статуя ( хотя некоторые хронисты утверждают, что этот бог не имел идола ).Статуя изображала его стариком в длинной складчатой одежде, с цепью на шее и с жертвенным ножом в руке. Вход в его священную рощу и лес, обнесенный оградой, карался смертью. Но по понедельникам там собирался народ, и жрецы совершали обряд жертвоприношения. Жертвой избирался либо зверь, либо пленник. Прове не пренебрегал и христианами.
Советы, пророчества и приказы Прове не подлежали обсуждению и выполнялись беспрекословно. Священная ограда и лес были сожжены в 12в. при искоренении язычества.
БЕЛБОГ и ЧЕРНОБОГ
Воплощением добра и зла у западных славян были сыновья Святовита – Белбог ( Добребог ) и Чернобог ( Лютобог, Злебог)
Белбог являлся олицетворением света, богом добра, удачи, счастья и всеобщего блага.
Святилище Белбога находилось на холме, открытом солнцу, а многочисленные золотые и серебряные украшения этого божества отражали игру световых лучей и даже ночью озаряли храм, где не было ни единой тени, ни единого мрачного уголка. Жертвы Белбогу приносили весельем, играми и радостными пирами.
Противоположное Белбогу знечение имел Чернобог – ужасное божество древних славян, олицетворение всех злоключений и бед. Его изображали закованным в крепкую броню, да и сам идол Чернобога был изготовлен из железа. Исполненное ярости лицо внушало непреодолимый страх, в руках божество держало копье, готовое нести всевозможное зло.
Храм Чернобога был построен из черного камня, перед его идолом стоял жертвенник, всегда обагренный кровью, - как ступени храма, на которых приносили этому богу в жертву коней, пленников и рабов. Этот страшный бог наслаждался кровопролитием и неистовством, поэтому, хоть и считалось, что он может отвратить войны и всяческие бедствия, молились ему, не испытывая ни благодарности, ни любви, а один лишь страх.
СВАРОГ
Сварог представлял собой олицетворение неба – то озаренного солнечными лучами, то покрытого тучами и блистающего молниями. По свидетельству летописей, он признавался отцом солнца и огня. Во мраке туч он возжигал пламя молний и, таким образом, являлся творцом небесного огня; земной же огонь, по древнему преданию, является божественным даром,низведенным на землю в виде молнии.
В мифах о Свароге говорится как о боге, пославшем людям завет в виде чет
ырех золотых предметов: плуга и ярма, чтобы землю родную возделывали и от нее питались, чаши жизни, чтобы была она постоянно полна, и секиры, чтобы защищаться от непрошенных гостей.
4.Древнерусский пантеон богов
(пантеон князя Владимира)
Многочисленность древних богов и мифических персонажей, а также разнообразие связанных с ними культов, молений и магических заклинаний в период формирования государственности, несомненно, требовали некой упорядоченности. Установление общего пантеона высших богов могло стать важнейшим условием сплочения племен, подчинения их централизованной власти. Сделавшись единоличным правителем Руси, князь Владимир провел реформу 980г., ставшую одной из загадок той эпохи. Владимир утвердил список « собрания» богов с последующим установлением идолов. В 983г. в жертву были принесены отец и сын варяги – христиане. С них и начинается обычно счет русских святых мучеников, а саму реформу иногда на этом основании рассматривают как противоборство язычества и христианства.
ПЕРУН
Главное место в пантеоне Владимира отводилось Перуну, богу – мироправителю, распоряжавшемуся природой, жизнью и смертью людей. Автор « слова об идолах» представил поклонение Перуну как третью, последнюю стадию славянского язычества, которая непосредственно предшествовала христианству.Это божество являлось как бы продолжением бога Грома, и его власть первоначально была довольно широка и расплывчата. Рука его управляла громом и молнией, люди верили, что он повелевает ветрами и бурями, сопровождающими грозу и несущими со всех четырех сторон света ( может быть, поэтому четверг – четвертый день недели – назывался «днем Перуна»).
Его почитали также владыкой дождевых туч и земных водных источников, в том числе и родников, которые пробиваются сквозь землю после удара молнии.
Облик и оружие Перуна отождествлялись с природными явлениями: молнии – его меч и стрелы, радуга – лук, туча – одежда, или борода, или кудри на голове, ветры и бури – дыхание, дождь – оплодотворяющее семя. Рокот грома – голос. Верили, что сверкающие взоры Перуна посылают смерть и пожары. Отсюда пошла и страшная сила приписываемая и человеческому зрению – сила сглаза.
По древнерусскому летописному описанию, голова деренянного идола Перуна была серебряной, а уши и усы – золотыми; ноги же выкованы из железа. В руке он держал нечто, похожее на громовую стрелу (молнию), которую представляли составленные вместе рубины и карбункулы.
Около идола постоянно горел костер из дубового леса. Если жрец небрежно следил за этим пламенем, и костер гас, то виновный наказывался смертью через сожжение. Многие леса и рощи были посвящены Перуну, и взять хоть сучок из них считалось равносильным смерти. Для мифов и ритуалов, связанных с Перуном, характерна их связь с дубами и дубовыми рощами (в средневековой западноукраинской грамоте упоминается «Перунов дуб») и с возвышенностями, на которые ставили в древности идолы Перуна и его святилища. По всей древней области расселения славян существовали названия возвышенностей и гор, которые происходят от имени этого божества.