Смекни!
smekni.com

Мифология древних славян 3 (стр. 4 из 6)

В Киеве идол Перуна был поставлен на холме, вне теремного двора, в Новгороде в 983г., на старом священном месте, где прежде находилось некое изображение женского божества плодородия ( по другим предположениям, там ранее стоял идол Рода, воздвигнутый в9в.).

В летописях по отношению к Перуну наблюдается некоторая двойственность: иногда он выдвигается на первое место, а иногда теряется в общем списке больших и малых божеств.С одной стороны, именем Перуна и Велеса клялись русские послы при заключении договора с греками в 911г. Именем Перуна клялись также дружинники Игоря, Перун и Велес упомянуты в договоре Святослава 971г. И в тоже время, автор «Слова о полку Игореве», часто использовавший образы языческой старины, ни разу не упоминает имени Перуна. Иногда это противоречие объясняют тем, что «культ Перуна - дружинно-княжеский культ киевских Игоревичей» был прямо связан с развитием государственности, и поэтому являлся молодым, недавним культом.

У ряда восточнобалтийских племен, живших вдоль морского побережья, существовал культ бога грома, молнии и дождя Перкунаса.

В Белоруссии божество, которому присущи многие черты Перуна, называли Пяруна. Искусственно созданный пантеон князя Владимира оказался княжеским, дружинным,а не всенародным, поэтому и просуществовал он не долго – всего 8 лет. Те самые княжеско-боярские круги, которые недавно вводили культ Перуна, очень быстро сменили его на христианство

ДАЖЬБОГ (ДАЖДЬБОГ)

Дажьбог – податель благодатного солнечного тепла – поздее приобретает значение как распорядитель благ («дающий бог»). К нему обращаются с соответствующей просьбой в ритуале, в заклинаниях, в благожеланиях; до сих пор употребляется выражение: «Дай, Боже». В песнях и колядках часто встречается близкий Дажьбогу Велибог, который также является повелителем и распорядителем земных благ.

Интересны два упоминания имени Дажьбога в «Слове о полку Игореве», где оба раза говорится о попавших в тяжелое положение русских как о внуках Дажьбога: «погыбашеть жизнь Дажьбожя вънука» и « встала обида въ силах Дажьбожя вънука». Значит Дажьбога можно полагать родоначальником или покровителем древнерусского народа.

Как сын Сварога, Дажьбог может быть назван Сварожичем. Именно это название упоминается западноевропейскими хронистами.

СТРИБОГ

Повелителем стихий подобно Дажьбогу является и следующий бог из пантеона князя Владимира – Стрибог. Слово «бог» в этом имени сочетается со славянским «стърга» - «распространять», «простирать». В древнерусских летописях имя Стрибог почти постоянно встречается рядом с именем Дажьбога, что может свидетельствовать о близости или, наоборот, противоположности их роли.

Сведения о Стрибоге весьма скудны. В «Слова о полку Игореве» ветры названы «стрижбожьими внуками», которые веют с моря стрелами, то есть мечут молнии из дождевых туч. По всей видимости, Стрибог – верховный царь ветров, рождающий, простирающий и повелевающий воздушными стихиямию

ХОРС

Считается, что имя бога Хорса – иранского происхождения. В славянской ритуальной лексике оно сохранилось в словах с корнями «хоро» и «коло»: «хоровод» - движение по кругу, «хоромы» - круговая застройка, «хорошуль» - круглый ритуальный пирог-курник, «хоро» - болгарский круговой танец. Скифы – пахари ( приднепровские праславяне ) называли себя потомками солнца ( бога солнца ) – сколотами. Самый известный сколотский царь носил имя Колоксай ( Солнце – царь, от «коло» - круг, солнце), то есть царь солнечного народа, или народа, происходящего от солнца.

Хорс упоминается в разных древнерусских памятниках культуры, в том числе в «Повести временных лет» как божество слонца. В большинстве старинных списков Хорс соседствует с Перуном, они являются небесными богами, олицетворяющими солнце и гром с молнией. Хорс выступает также в сочетании с Дажьбогом.

СИМАРГЛ ( СИМАРЬГЛ, СЕМАРГЛ )

Симаргл - это священный крылатый пес, охраняющий семена и посевы. Уже в древнейших росписях встречаются псы, прыгающие и кувыркающиеся, как бы летающие вокруг молодых растений. Оно и понятно, ведь охрана посевов от поедания и вытаптывания рогатым скотом была в то время важнейшим делом. В поучениях против язычества имя Симргла обычно стоит рядом с именем Макоши – «матери урожая».

ВЕЛЕС ( ВОЛОС)

Велес в славянской мифологии выступает как «скотий бог» - покровитель домашних животных, бог земного богатства, так как «скот» в Древней Руси являлся и денежной единицей. В договорах русских с греками Велес соотносился с золотом, тогда как Перун – с оружием.

Велес имел отношение и к сельскохозяйственной деятельности, к земным плодам, к обилию урожая.

В Новгороде было большое количество «молебищ» - храмов Велесу. В древнем Киеве кумир Велеса стоял у торжища на Подоле ( так называлась прилегающая к Днепру нижняя часть города) и пользовался величайшим почитанием наших далеких предков.

Особенно почитался Велес у северных славянских племен, следы его культа сохранились по всему Русскому Северу, где известны и каменные идолы Велеса, и легенда о святилище этого божества. В Ростове идол его не был повержен до 12в., хотя задолго до этого ему не воздавались никакие подобающие богу почести. В этом городе поклонники Велеса обоготворяли в честь его камень, напоминавший своим видом быка с человеческим ликом.

ЯРИЛО (ЯР – ХМЕЛЬ, СВЕТОЯР, ЯРОВИТ, ЯР – ТУР )

Среди божеств, покровительствующих плодородию, самым поздним принято считать Ярилу, ибо связанные с ним обряды ( ежегодные

«проводы Ярилы» ) дожили до 19в., тогда как имя Рода почти забылось к 16 – 17вв., а от культа Велеса уцелел лишь обычай оставлять на поле последнюю полосу колосьев.

Ярила олицетворял мужскую оплодотворяющую силу, поэтому весенние празднества в его честь приобретали заклинательный смысл, а широко распространенные «проводы Ярилы» в дни летнего солнцестояния отражали полное отмирание старого зерна – семени, посаженного в землю весрой, и вызревание новых зерен в колосьях. Ярило – зародитель вдохнул жизненную силу в зерно и теперь передает власть Живе – охранительнице – богине жизни, чтобы она, спокойно и деловито, позаботилась о новом урожае.

От Ярилы зависели и дожди, и ясная погода, и урожай нив, счастьк и благосостояние смертных.

У балтийских славян это божество известно под именем Яровита (Геровита). В латинских средневековых сочинениях его представляи богом войны и отождествляли с римским Марсом. Около его кумира в одном из святилищ висел щит с золотыми бляхами, считавшийся принадлежностью Яровита. Этот щит нельзя было сдвигать с места в мирное время.

Известно также о посвящении Яровиту весеннего праздника плодородия. В одном из источников приводится речь жреца Яровита, согласно которой ему приписывается власть над зеленью и плодами земли. Власть эта и схожесть

имен позволяет отождествлять его с восточнославянским Ярилой.

ПОЗВИД ( ПОСВИСТ, ПОХВИСТ, ВИХОРЬ)

Свирепый бог бурь и непогоды. Изображался он в развевающемся плаще, с всклокоченной бородой и волосами. С его бороды лили проливные дожди, из уст исходили туманы. Стоило Позвиду тряхнуть волосами, как на землю валил крупный град.

Плащ этого грозного божества символизировал ветры, а полы его одежды валил хлопьями снег. Стремительно носясь по небесам, сопровождаемых свитою бурь и ураганов, он распространял вокруг шум и свист, и ничто: ни люди, ни звери, ни столетние деревья, ни горные кряжи – не могло устоять перед его стремительным натиском.

Жил сей свирепый повелитель ветров где – то на вершинах высоких и далеких гор, однако поблизости от древнего Киева был ему воздвигнут в чистом поле храм: вдруг, приустав в полете, залетит бог сюда передохнуть, и увидит, как чествуют его славяне.

Позвизда почитали не только покровителем бурь, но и всяких воздушных перемен – как добрых, так и худых, полезных и вредных. Поэтому и просили Позвизда о даровании погожих дней и о том, чтобы не посылал он непогоду, которая, считалось, находится под его властью и управлением.

ДОГОДА

Бог тихого, приятного ветерка и ясной погоды, полная противоположность своему свирепому брату – покровителю ветров Позвизду. Румяный, русокудрый юноша в венке из васильков, в серебристо – голубой одежде с голубым, по краям позолоченным, крыльями бабочки Догода порхал над цветами всегда улыбающийся, с ласковым взором, приветливо помахивающий вечно цветущей веткой розовоцветного шиповника.

Догода имел свои храмы, но никаких иных жертв, кроме веселых, нежных песен и танцев, не принимал.

5.Женские божества славян.

МАКОШЬ (МОКОШЬ, МАКЕШЬ, МОКУША, МАКУША)

Макошь – одно из наиболее загадочных и противоречивых женских божеств в восточнославянской мифологии. Это единственное женское божество древнерусского дохристианского пантеона князя Владимира. Идол Макоши стоял в Киеве на вершине холма рядом с кумирами Перуна и других божеств. Макошь замыкает список богов Киевской Руси в «Повести временных лет». Имя этой богини входит почти во все поучения против язычества 11 – 14вв., где она упоминается, как правило, вместе с вилами – русалками и крылатым псом Симарглом. Обычно в списках языческих богов Макошь стоит особняком, хотя при сохранении ее противопоставления мужским богам эта богиня иногда выдвигается на первое место. Вера в Макошь существовала и на Русском Севере. Ее представляли в виде женщины с большой головой и длинными руками.