Смекни!
smekni.com

Мифология древних славян 3 (стр. 1 из 6)

ПЛАН

1.Введение…………………………………….………….2

2.Упыри и берегини……………………………………..4

3.Мужские божества…………………………………….7

Святовит………………………………………………..7

Триглав…………………………………………………8

Руевит……………………………….………………….9

Радегаст………………………….……………………..9

Прове………………………………………….……….10

Белбог и Чернобог………………………….…………11

Сварог……………………………………….…………11

4.Древнерусский пантеон богов…………….………….11

Перун……………………………………….…………..12

Дажьбог…………………………………….…………..13

Стрибог………………………………………….……...13

Хорс…………………………………………………….14

Симаргл………………………………………….……..14

Велес……………………………………………………14

Ярило……………………………………………………15

Позвид…………………………………………………..15

Догода…………………………………………………...16

5.Женские божества славян…………………..…………16

Маковь………………………………………..…………16

Параскева пятница………………………….………….17

Лада………………………………………….………….17

Золотая баба…………………………………………….18

6.Заключение……………………………………………..18

7.Примечание…………………………………………….21

8.Список используемой литературы……………………23

Введение:

Славянская мифология – это совокупность мифологических представлений древних славян ( праславян ) времени их единства ( до конца первого тысячелетия н.э.)

Установить точную дату появления праславян невозможно – точно так же, как и собственно славян. Чуть ли не ежегодно археологи вносят те или иные поправки в область исторической хронологии.

Славянская общность распалась примерно в 3в.н.э. Именно тогда поляки начали осваивать междуречье Вислы и Лабы и окончательно закрепились в этих землях в 4в. Столетие спустя перебрались в Богемию и Моравию чехи. Прошло еще сто лет, и словены заселили северное побережье Дуная вплоть до Каринтии. Они вытеснили оттуда кельтское племя карнов, давшее название этой местности. В 7в. Словены перешагнули Дунай и мощным броском заняли территории бывших римских провинций – Мезии, Македонии и Фракии. Смешавшись с вторгшимися с востока тюрскими племенами булгар, приведенными из Приазовья ханом Аспарухом, эти славяне образовали новую нацию – болгарскую. Их западными соседями стали сербы и хорваты, осевшие в Иллирии (Далматии ) – тоже бывшей римской провинции.

В результате кашубы, лужицкие сербы, поляки, словаки и чехи составили западнославянскую языковую общность. Болгары, македонцы,сербы, словены (хорутане ) и хорваты – южную. В 10в. Славянская Европа представляла собой калейдоскопическую картину, но бодричи и лютичи, лужицкие сербы и белые хорваты, чехи и словаки, Моравы и висляне, поморяне и поляне, слензяне и серадзяне, ленчане и мазовшане, куявяне и пруссы, ятвяги и волыняне (и этот список древних западных славянских племен можно продолжить ) – все они разговаривали на едином праславянском языке, возникшем где-то на рубеже третьего и второго тысячелетий до н.э.

К востоку от Карпат обосновалась третья славянская общность – восточная : вятичи ( верховья Дона и Оки) и древляне ( по Припяти), дреговичи ( между верховьями Припяти и Днепра) и дулебы ( по реке Прут), кривичи ( от Чудского озера до верховьев Волги) и поляне ( в районе Киева), радимичи ( в междуречье Днепра и Десны) и северяне, или северцы ( по Десне, Сейму и Суле), словене ( у озера Ильмень) и тиверцы ( по низовьям Днепра), уличи ( в низовьях Южного Буга) и белые хорваты ( в верховьях Днестра, по соседству с западными славянами).

Народные мифы и сложившиеся на их основе обряды оказывали огромное влияние на культуру формировавшихся в то время государств.Мифы не только вливались в фольклор, входили в легенды и предания, но позже нашли свое отражение и в «официальной» культуре: в различных «Поучениях», « Словах», в летописях. Все это богатое наследие и составляет сокровищницу славянской мифологии .

1.Упыри и берегини.

В глубокую древность, в первобытные времена уходят мифологические представления славян о берегинях и упырях. Считается, что первая эпоха славянских верований – это поклонение и принесение жертв этим безликим сверхъестественным силам.

Упырями, по-видимому, называли духов – носителей смерти, моровых поверий. Упыри – вампиры, исчадия и олицетворение зла. В древнерусских памятниках это слово встречается как имя собственное—Упир Лихый(11в.). Понятия о вампирах, сосущих человеческую кровь, поедающих мертвецов, достаточно хорошо сохранилось в славянском фольклоре.

Слово «берегиня» связывается с двумя разными понятиями: берегом водного пространства и с глаголом «оберегать». Очевидно, эта связь не случайна. Для первобытного человека было совершенно естественно соединить понятия о береге, о твердой надежной земле с понятием оберега, охраны от нежелательного. К берегиням особенно часто обращались в период созревания хлебов. Ритуалы в честь берегинь, в том числе по поводу вызывания дождя, совершались обычно на возвышенных берегах рек. Бере гинь было много; они оберегали человека всюду: дома, в лесу, в поле, на воде, оберегали посевы, скотные дворы, детей. Может быть, именно берегини, позднее получив имена, стали русалками, лешими, домовыми и т.д. В какой-то связи с берегинями, вероятно, состоит и береза- священное дерево славян, обязательная принадлежность летних молений о дожде ( в языческие времена—4 июня, а в христианские – семик и Троицин день ).

Упыри и берегини – древние, архаичные наименования олицетворений двух противоположных начал – злого и доброго, враждебного чуловеку и оберегающего человека.

Не сохранилось никаких сведений о внешнем облике берегинь и упырей. Позднее берегинь изображали в виде сирен с птичьим или рыбьем обличьем.

Упыри, являясь оборотнями, могли принимать любой облик. Однако традиционным образом упыря стал труп с горящими глазами и огромными, часто железными зубами.

От кровожадных упырей искали спасения в магических оберегах и заговорах. Запирать от них двери и окна на замок было бесполезно. Вампир мог проникнуть в дом сквозь любую щель.Распространеным оберегом считалось выжигание крестов на входах в жилище свечой, принесенной из церкви в Чистый четверг на Страстной неделе. Если четверговой свечой выжечь крест на воротах, их можно было даже не запирать: упырь не войдет.

2. Род и рожаницы.

Вторым этапом славянских верований являетсь культ Рода и рожаниц.Вера народа в эти божества, похоже, была повсеместна, устойчива и неистребима.Упоминания об этих божествах встречаются вомногих древнеслянских рукописях. До наших дней дошла даже календарная дата празднеств и пиров в честь рожаниц – 8 сентября/21 сентября, день Рождества Богородици. Чтобы народ признал церковные праздники, Церковь примирилась с «бесовской» трапезой в честь Рода и рожаниц. К сожалению, в дошедших до нас письменных памятниках не раскрывается сущность тогдашних представлений о Роде: вопрос почитания Рода и рожаниц – самый темный и запутанный.

Первое упоминание о Роде и рожаницах – это « Слово святого Григория, изобретено в толцеях о том, како первое погани сущее языци кланялися идолом и требы им клали; то и ныне творят». Предпологается, что «Слово об идолах» было написано в начале 12в. На корабле, плывшем по Эгейскому морю в Константинополь через Афон. Русский автор пользовался греческим текстом 39-го слова Григория Богослова «На святые светы явлений господних», которое он сокращенно перевел и дополнил своими наблюдениями о русском язычестве. Это произведение очень ценно для истории русского язычества. Особенно интересна периодизация славянских верований, приведенная автором « Слова об идолях». Если перечислить этапы славянского язычества, упоминаемые там, в хронологическом порядке, то получим следующий список:

1. Славяне первоначально «клали требы»* упырям и берегимям

2. Под влиянием средиземноморских культов славяне « начали трапезу» ставить Роду и рожаницам

3. Появление культа Перуна ( возглавлявшего список других богов)

4. По принятии христианства «Перуна отринуша», но «отай»(в тайне) молились как множеству богов, возглавляемому Перуном, так и более древним – Роду и рожаницам.

Этот перечень интересен, прежде всего, своей самостоятельностью и тем, что он не приноровлен ни к библейским, ни к византийским сказаниям. Автор «Слова об идолах» приводит систему воззрений наших предков на мир, построенную из трех элементов: силы зла, силы добра и людей, приносящих жертвы и тем и другим.

Эпоха Рода построена в этом списке между даленой первобетносью и эпохой Перуна (дружинным язычеством зарождающегося феодального государства). Она продолжалась довольно длительный промежуток времени перехода от охоты и рыболовства к земледелию и скотоводству.Важно, что автор «Слова об идолах» считал культ Рода одной из мировых религий, которая некогда господствовола в Египте, Вавилоне, Греции, Риме и славянском мире. Он сопоставляет Рода с египетским богом Осирисом**. В одном из списков «Слова об идолах»(Паисиевском) есть дополнение, где Род и рожаница уподоблены эллинским Артемиду и Артемиде.Однако в античной мифологии не существует бога Артемида: единственное мужское божество, близкое Артемиде**, - это ее брат Аполлон**. Итак, в поисках аналоги Роду автор обращается не к мелким божествам, а к божествам наивесшего ранга

Иногда Рода. Считают божеством, воплощающим единство рода, единсто потомков одного предка,ограничивая его рамками одной семьи.Порою он рассматривается старшим над рожаницами, но, опять-таки, в пределах только одной семьи или одного княжеского дома.