Смекни!
smekni.com

Культура Китая 2 (стр. 23 из 23)

Даосизм, во-первых, опирается на культурно-идеологическое наследие южного и восточного регионов Китая, своеобразие которого предопреде­лило своеобразие всех уже собственно даосских космолого-онтологических, антропологических и социополитических концепций. Во-вторых, обладает значительно более сложной, чем конфуцианство, внутренней композицией и содержит всебе философ­ский, религиозный и психотехнический уровни, хо­тя в отличие от мировых религий эти уровни суще­ствовали в виде относительно самостоятельных структурных направлений — даосско-философского и даосско-религиозного, ориентированных соот­ветственно на духовное совершенствование лично­сти и на обретение человеком физического бессмер­тия. Самое же главное — даосизм предназначался для удовлетворения духовных потребностей имен­но индивида. Вместе с тем, подобно конфуцианст­ву, даосизм не ограничивается рамками идеологи­ческого образования. Особенно внушительное воз­действие он оказал на местную художественную культуру, во-первых, обогатив ее множеством тем, сюжетов и образов; во-вторых, послужив теоретиче­ской основой для возникновения художественно-эс­тетических концепций, дающих обоснование инди­видуальной творческой деятельности; в-третьих, приведя к возникновению универсальной для Китая модели восприятия дикой природы, которая наибо­лее полно реализуется в пейзажной лирике, пейзаж­ной живописи и в искусстве пейзажного сада.

Последней из генеральных культурных новаций стало проникновение в Китай буддизма и сложение китайско-буддийской традиции, благодаря чему в ки­тайском обществе появился принципиально новый для него тип социальной организации — монашест­во, а в китайской культуре — развитые сотериологические концепции, включающие в себя идеологемы ада и рая, многочисленный и унифицированный бо­жественный пантеон, а также культовое зодчество и изобразительное искусство. Для светской художест­венной культуры влияние на нее китайско-буддий­ской традиции тоже сказалось в появлении новых тем, мотивов и образов, а также в возникновении са­мостоятельных тематических и жанровых разновид­ностей местного поэтического творчества, повество­вательной прозы и живописи.

Сосуществование в одном культурном простран­стве столь различных по всем показателям идеоло­гических систем, как конфуцианство, даосизм и буд­дизм, относится к числу главных специфических особенностей китайской цивилизации. Возможность взаимодействия этих систем на уровне обществен­ной идеологии и в рамках политической культуры китайского имперского общества объясняется свой­ствами архаического культа правителя, допускав­шего обращение к любым божественным авторите­там для упрочения через их покровительство са­крального могущества государя и использование различных по происхождению и идейной принад­лежности социально-политических концепций, ес­ли только они не противоречили его собственной сущности. На уровне сознания личности конфуци­анское, даосское и буддийское начала тоже взаимо­действовали по ситуативному принципу. Конфуци­анство выступало культурно-идеологической доми­нантой для социальной сферы жизнедеятельности индивида. Даосская философия выполняла компен­сационную функцию, удовлетворяя духовные по­требности личности, лежащие вне границ действияморально-этической доктрины и, кроме того, играла роль своего рода психологического амортизатора в тех случаях, когда человек оказывался в диском­фортной для него, как для члена социума, ситуации. Даосско-религиозное направление заполнило куль­турно-идеологическую нишу, образовавшуюся вслед­ствие прагматизма конфуцианцев и максимализма даосских философов в подходе к проблеме смерти. И наконец, буддизм взял на себя частично функции как даосско-философского, так и даосско-религиозного направлений. В этом заключается существо феномена вариативности индивидуального вероис­поведания, допускавшего возможность одновремен­ного следования человеком всем трем из разбирае­мых идеологических систем. Конкретным способом реализации этого феномена стало досуговое время­препровождение, принципы которого окончательно сложились в среде образованной элиты китайского общества в IV - VI вв. и которое позволяло осущест­влять человеку смену его социальных ролей без из­менения его реального общественного статуса. Во время досугового времяпрепровождения чиновник принимал облик «даосского мудреца», свободного от «пут суетного мира», и занимался теми видами ин­теллектуально-творческой деятельности, которые позволяли ему выразить богатство своего внутрен­него мира и его индивидуальное эмоциональное со­стояние, включая умение воспринимать красоту ок­ружающей действительности. Поэтому именно в русле досугового времяпрепровождения состоялось слолсение пейзажной лирики, пейзажной живопи­си и искусства пейзажного сада, ставших со време­нем наиболее яркими представителями всей худо­жественной культуры Китая.

Кроме досуга, влияние конфуцианства и даосиз­ма распространяется также на семейную и интим­ную жизнь китайцев, где они тоже взаимодейство­вали по ситуативному принципу. Если матримони­альные устои и внешние параметры семейного общежития подчиняются конфуцианским взглядам на семью и женщину, то собственно интимная жизнь и сексуальная культура китайцев патронировались даосскими учением «о женственном» и эротологическими концепциями. Одновременно здесь отчет­ливо прослеживается — особенно для императорско­го гарема — влияние архаико-религиозных и натур­философских воззрений на интимную жизнь людей.

Столь же органическую связь со всем культурно-идеологическим контекстом обнаруживает китай­ская художественная словесность и изобразительные искусства. Иерархии составляющих их жанровых разновидностей и тематических направлений, содер­жание конкретных произведений и их общие типо­логические особенности — все это в конечном счете определялось в Китае внешними по отношению к са­мой художественной культуре факторами. Не менее важен факт наличия в Китае нескольких самостоя­тельных художественных стилей, выдвигающих соб­ственные художественно-эстетические критерии. Это способствовало, с одной стороны, постоянной вариа­тивности национального изобразительного и декора­тивно-прикладного искусства, а с другой — устойчи­вости обще китайских художественных традиций, ко­гда в случае опротестовывания одних эстетических идеалов местная художественная культура могла об­ращаться к другим.

Что касается причин устойчивости и преемст­венности всех культурных традиций, образующих духовный облик китайской цивилизации, то перво­очередную роль здесь сыграл циклический харак­тер китайской истории, обусловленный спецификой естественно-географических и социоэлогических реалий. Китайский исторический процесс, как это и утверждается в местной историографии, действи­тельно представляет собой смену стабильных и пе­реходных периодов. Если с первыми из них соотно­сятся пики расцвета китайской государственности, то вторые выступают ключевыми этапами в историинепосредственно китайской культуры. Именно в такие периоды происходило, с одной стороны, ка­чественное обновление местной культуры за счет вос­приятия иных культурных феноменов, а с другой — реставрация национальных духовных ценностей прежних эпох. Историко-политические события по­служили и первопричиной того обстоятельства, что своего наивысшего расцвета китайская культура и духовность достигли еще в VII - XI вв., когда были созданы все эталонные для национальной художе­ственной словесности и изобразительного искусст­ва образцы. Историко-политические коллизии, че­рез которые Китай прошел в последующие столетия, привели к заметным искажениям духовного облика страны и ее исходных культурных традиций.

КРАТКАЯ ХРОНОЛОГИЯ ИСТОРИИ КИТАЯ

Династия ШАН (ок. 1500-1100 до н. э.)

Династия ЧЖОРанняя Чжоу (ок. 1100—722 до н. э.)

Чуньцу (722—481 до в. э.)

Борющиеся царства (481—221 до н. э.)

ПЕРВАЯ ИМПЕРИЯДинастия Цинь (221—206 до н. э.)

Династия Хань (206 до н. э.—221 и. э.)

Троецарствие (221—265)

ПЕРВОЕ РАЗДЕЛЕНИЕ Династие Цзинь (265—316)

Китайской империи Северные и южные династия (316—589)

ВТОРАЯ ИМПЕРИЯДинастия Суй (589-618)

Династия Тан (618-907)

Пять династий ( 907-960)

Династия Сун (960-1127)

ВТОРОЕ РАЗДЕЛЕНИЕ Династия Цзинь и южная Сун (1127—1280)

Китайской империи Династия Юань (монгольская с 1280 — 1368)

Династия Мин (1368-1644)

Династия Цин (маньчжурская с 1644—1911)

РЕСПУБЛИКА (1911-...

Литература

  1. С. П. Фиджеральд. Китай: краткая история культуры. С-Пб., 1998г.
  2. М. Кравцова. История культуры Китая. 1999г.
  3. Культура и искусство феодального Китая, 1939г.
  4. М. М Розенталя. Изд. 3-е. М., Политиздат, 1972.