Пять основных этапов в изменении установок
по отношению к смерти:
Неизбежность смерти — «все умрем»
Французский историк Ф. Арьес [16] намечает пять главных этапов в медленном изменении установок по отношении к смерти. Первый этап — это состояние «прирученной смерти». Это стабильное состояние в широких слоях народа, начиная с архаических времен вплоть до XIX в., обозначается выражением «все умрем». Люди относились к смерти как обыденному явлению, которое не внушало им особых страхов. Человек органично включен в природу, и между мертвыми и живыми существует гармония. Поэтому «прирученную смерть» принимали в качестве естественной неизбежности. Так относился к смерти рыцарь Роланд, и русский крестьянин из повести Л.Н. Толстого. В прежние времена смерть не осознавали в качестве личной драмы и вообще не воспринимали как индивидуальный по преимуществу акт. В ритуалах, окружавших кончину индивида, выражалась солидарность с семьей и обществом. Эти ритуалы были составной частью общей стратегии человека в отношении к природе. В трауре А. Геннеп усматривал лишь совокупность запретов и приемов, свидетельствующих об изоляции от общества тех, кого смерть как реальная, материальная данность ввела в сакральное, «нечистое», состояние [17]. Человек обычно заблаговременно чувствовал приближение конца и готовился к нему. Умирающий — главное лицо в церемониале, который сопровождал и оформлял его уход из мира живых [18].
Индивидуализация смерти
Второй этап эволюции отношении к смерти, Ф. Арьес назвал «смерть своя». Начиная с идеи Страшного суда, выработанной интеллектуальной элитой в период между XI—XII вв. Сцены загробного суда изображаются на западных порталах соборов, а затем представление о суде над родом человеческом сменяется новым представлением — о суде индивидуальном, который происходит в момент кончины человека. Заупокойная месса и погребальные обряды становятся важным средством спасения.
Смерть в координатах времени
Третий этап эволюции восприятия смерти, «смерть далекая и близкая» характеризуется крахом механизмов защиты от природы. И к сексу и к смерти возвращается их дикая и неукрощенная сущность.
Потеря близкого и любимого человека
Четвертый этап многовековой эволюции в переживании смерти — «смерть твоя». Комплекс трагических эмоций, вызываемый уходом из жизни любимого человека, супруга или супруги, ребенка, родителей, родственников, на взгляд Ф. Арьеса, новое явление, связанное с укреплением эмоциональных уз внутри нукленарной семьи. С ослаблением веры в загробные кары меняется отношение к смерти; ее ждут как момента воссоединения с любимым существом, ранее ушедшим из жизни. Кончина близкого человека представляется более тягостной утратой, нежели собственная смерть. Романтизм способствует превращению страха смерти в чувство прекрасного.
Технологизация смерти
В ХХ веке развивается страх перед смертью и самим ее упоминанием. «Смерть перевернутая» — пятая стадия развития восприятия и переживания смерти европейцами и североамериканцами. Подобно тому, как несколько поколений тому назад в обществе считалось неприличным говорить о сексе, так после снятия с половой сферы всех табу эти запреты и заговор молчания перенесены на смерть. Тенденция к вытеснению ее из коллективного сознания, постепенно нарастая, достигли апогея в наше время, когда по утверждению Ф. Арьеса и некоторых социологов, общество ведет себя так, как будто вообще никто не умирает и смерть индивида не пробивает никакой бреши в структуре общества. В наиболее индустриализованных странах Запада кончина человека обставлена так, что она становится делом одних только врачей и предпринимателей, занятых похоронным бизнесом. Похороны проходят проще и короче, кремация становится нормой, а траур и длительное оплакивание покойника воспринимается как душевное заболевание.
Представления о смерти и умершем человеке у наших современников
Представление о смерти у современного российского человека по данным наших исследований ассоциируется и метафорически выражается в следующих образах, отнесенных к той или иной стадии по Ф. Арьесу:
Неизбежность смерти — «все умрем» — отношение к смерти как неизбежному прекращению существования, тому, что регулярно происходит в природе:
• таяние айсберга;
• увядание цветка;
• увядающие цветы;
• рыбка, выброшенная из океана на берег;
• конец всех проблем;
• выжженная прерия;
• отсутствие желания что-либо делать;
• точка в предложении;
• депо;
• узелок на конце нити;
• отдых после тяжелой работы;
• конец полета.
Индивидуализация смерти — отношение к смерти, как явлению, постигшему конкретного индивида, с которым что-то происходит и которому еще что-то предстоит:
• другие будут подводить итоги за тебя;
• безумие и пустота души;
• тайна с множеством разгадок;
• танцы на небесах;
• переход в другую реальность;
• женщина, которая всех принимает, и к которой все рано или поздно приходят;
• возвращение на землю после прыжка;
• начало другой жизни;
• атомный взрыв всей реальности человека.
Смерть в координатах времени — отношение к смерти в ракурсе конца — вечности или отрицание ее, что выражается в описании смерти как таинственного, непостижимого явления:
• уход в бесконечность;
• результат бесконечности;
• черта, отделяющая от нас вечность;
• медленное вхождение в темный коридор;
• последний оргазм жизни;
• бездонная точка в бездне;
• конец одного из этапов бесконечности;
• финиш на беговой дорожке;
• последний довод всему;
• черный квадрат Малевича;
• черная дыра в мироздании, трансфер;
• миф реальности;
• черная дыра, попадешь, — не вернешься;
• черная пустота;
• млечный путь;
• безмолвная тишина.
Потеря близкого и любимого человека- отношение, выражающее скорбь:
• кто-то вышел из комнаты и выключил за собой свет.
Технологизация смерти — отношение к смерти в технических терминах:
• конец кассеты;
• исчезновение картинки с экрана компьютера;
• прервавшаяся пленка кинофильма;
• часы ломаются и восстановлению не подлежат.
Таким образом, по нашим данным не подтверждается точка зрения, что представления о смерти тотально технологизируются у современного человека, скорее в полученных ассоциативно-метафорических образах обнаруживается, что смерть, по мнению наших современников, «взрывает» хронотопы бытия. А может, мы еще только на пути к технологизации смерти, к выведению ее на пути рыночной экономики. По приведенным данным смерть проявляется в сознании соотечественников как неизбежное, субъективное и таинственно-конечное.
Не менее информативен образ умершего человека в сознании современного человека. Для выяснения этого был предложен реп-тест (техника репертуарных решеток), ролевыми элементами которого были следующие:
1. я;
2. любимый учитель;
3. человек, последовательно реализующий в жизнь свои принципы;
4. непосредственный начальник;
5. человек, под руководством которого вы не хотели бы работать;
6. сотрудник, с помощью которого вы можете успешно развивать свое дело;
7. неудачник;
8. человек, которому вы нравитесь;
9. человек, имеющий увлечение на всю жизнь чем-то одним;
10. очень строгий человек;
11. человек — душа общества;
12. высоко нравственный человек;
13. счастливый человек;
14. человек, на котором семья держится;
15. энциклопедически образованный человек;
16. человек, мышление которого не сковано общепринятыми нормами;
17. человек, который вас отвергает;
18. умерший человек.
Выявленные конкретные конструкты относительно умершего человека расположены между полюсами (по убыванию):
таинственный — понятный;
чужой — близкий;
сложный — простой;
хороший — плохой.
Наиболее интересным представляется выяснение совпадения конструктов относительно умершего человека и другого человека из ролевого списка. Всего было проанализировано 47 репертуарных решеток. Больше всего совпадений оказалось:
Умерший человек — человек, которому вы нравитесь (34 раза);
Умерший человек — я. (31 раз);
Умерший человек — человек, на котором семья держится (23 раза);
Умерший человек — очень строгий человек (21 раз);
Умерший человек — высоко нравственный человек (19 раз); и др.
Итак, умерший — это, чаще всего тот, кому мы нравились, или похожий на нас, близкий. Далее обнаруживается, что это человек, на котором семья держится. Возможно, это вообще кто-то из родственников, чья смерть сказалась на жизни семьи. Это человек-идеал семейной системы — и строгий, и высоко нравственный.
Таким образом, с помощью техники репертуарных решеток выявляется отношение к смерти как опять-таки таинственному, субъективному, и, кроме того, как потере значимого (задевающего образ Я) близкого человека.
Заключение
Осмысление смерти имеет огромные философские, духовные истоки и традиции. С истолкованием феномена смерти связаны разносторонние бытийные проблемы.
Современная культура, судя по всему, стоит на пороге грандиозных открытий, связанных с тайнами бытия и смерти. Огромный этнографический, философский, естественнонаучный материал, который накоплен учёными, позволяет значительно расширить рамки обсуждения темы.