Космологические обобщения и рациональная мысль имеют тенденцию либо обесценивать, либо концептуализировать смерть – умалять её метафизическое значение, сводить абсолютную трагедию к явлению относительному, тотальное уничтожение – к частичному, тайну – к проблеме, вопиющий факт – к закономерности. Поэтому существуют два очевидных и противоречащих друг другу факта. С одной стороны, перед нами тайна метаэмпирического, то есть бесконечного масштаба, или, точнее, вообще внемасштабная; c другой - событие, знакомое по опыту, случающееся иногда непосредственно на наших глазах. Смерть – это бездна, которая внезапно разверзается на пути неостановимой жизни, живущий вдруг, как по волшебству делается невидимкой – в одно мгновение, будто провалившись сквозь землю, уходит в небытие.
Смерть – точка касания к метаэмпирической тайне и естественного феномена; феномен летального исхода относится к компетенции науки, а сверхъестественная тайна смерти апеллирует к религии. Человек, то принимает в расчёт лишь закон природы, игнорируя тайну, то преклоняет колени перед тайной, пренебрегая феноменом.
И вместе с тем смерть становится последним прибежищем, остовом, стержневой осью человеческого бытия. На этом настаивает Мартин Хайдеггер.
Смерть, действительно, есть последний и самый радикальный способ самоидентификации. Обращённость к смерти, экзистирование за пределы наличного бытия даёт возможность человеку спроектировать свою самость, исключив помехи повседневной размытости. Выдвижение в Ничто помогает сосредоточиться на самом себе, сгруппироваться в своём противостоянии жизненному потоку и, одновременно, в участии в нём. Всё это помогает сформулировать ряд основных итогов обсуждения темы.
Во-первых, это идущее от Хайдеггера различение онтологического и онтического аспектов смерти, позволяющее коррелировать интуиции непостижимого настоящего собственной смерти и репрезентации прошлого смерти другого.
Во-вторых, это знание и принятие неизбежности, осознание позитивности и придание суверенности собственной смерти, что является предельным витальным основанием самоидентификации личности, выступает ориентирующим и проектирующим началом человеческой жизни, придаёт жизни человека образ смысловой завершённости.
В-третьих, концептуально смерть должна быть ухвачена дважды: как образ реального телесно-вещественного прекращения жизни в пространственно временной единице настоящего, и как образ бестелесного события – аффекта, распределённого в пространственно-временном континууме прошлых и будущих состояний жизни.
Человек не может войти в смерть достойно и гармонично, если он не подготовлен к этому, если он не знает пути к смерти, если он скован страхом и трепетом. Философия, наука и религия с древних времен и по наши дни до сих пор не могут уверовать и успокоить его.
Список использованной литературы
Калиновский П. Переход. М., 1997.
Тайна смерти: Сборник статей / Под ред. М. Ошуркова. М., 1991.
Гуревич П.С. Антология страха. М., 1998.
Тейлор Э.Б. Первобытная культура. М., 1989.
Ялом И. Экзистенциальная психотерапия. М., 1999. С. 39—40.
Там же.
Карандашев П. Жизнь без страха смерти. М., 1999.
Хайдеггер М. Время и бытие: Статьи и выступления. М., 1993.
Рязанцев С. Танатология — наука о смерти. М., 1991.
Мифы народов мира: Энциклопедия в 2-х томах / Гл. ред. С.А. Токарев. М., 1994. С. 456—457.
Тресиддер Д. Словарь символов. М., 2001.
Славянская мифология. Энциклопедический словарь. М., 1995. С. 358—360.
Гуревич А.Я. Смерть как проблема исторической антропологии. М., 1989.
Арьес Ф. Человек перед лицом смерти. М., 1992.
Геннеп А., ван. Обряды перехода. Систематическое изучение обрядов. М, 1999.
Еремина В.И. Ритуал и фольклор. Л., 1991.
А так же некоторые интернет ресурсы.