Новое Крыло (Braccio Nuovo)
Построено в 1822 г. архитектором Р. Стерном (R. Stern), в нем содержатся некоторые античные скульптуры, среди которых статуя Демосфена с бронзового оригинала III в. до н.э., «Раненая Амазонка» с оригинала Кресиласа V в. до н.э., «Дорифор» с бронзового оригинала Поликлета и, прежде всего, «Август из Прима Порта» (l'Augusto di Prima Porta), из бронзового оригинала найденного на вилле императрицы Ливии в Прима Порта.
Музей Скульптуры Пио-Клементино(Museo Pio Clementino)
Расположен в некоторых помещениях дворца Иннокентия VIII, в нем содержатся многочисленные экземпляры античной скульптуры, среди которых «Аполлон дель Бельведере» (l'Apollo del Belvedere), группа «Лаокоонте», найденная в зоне «Золотого Дома» (Domus Aurea) Нерона, “Torso del Belvedere” работы Аполлониоса I в. н.э., «Книдская Венера»- римская копия с оригинала Прассителя, «Пригнувшаяся Венера» - копия с оригинала Доидалсаса II в. до н.э. и колоссальная голова Юпитера из Отриколи. Особенный интерес представляет большой саркофаг из порфира Костанции, дочки императора Константина, найденный в Мавзолее на улице Номентана и датированный с 350 по 360 гг. н.э., саркофаг матери императора Елены, датированный началом IV в. н.э.
Станцы Рафаэля (Stanze di Raffaello)
Достижимые через проход Галереи Канделябров (Galleria dei Candelabri), Галереи Гобеленов (Galleria degli Arazzi) и Галереи Географических Карт (Galleria delle Carte Geografiche). Реализованные во время папства Николо V (1447-1455), позже они были переделаны в резиденцию папой Юлием II, который поручил декорирование Рафаэлю и его школе, в том числе Джулио Романо (Giulio Romano) и Джованни Франческо Пенни (Giovanni Francesco Penni). Это - четыре комнаты, соединенные одна с другой и названные следующим образом: «Зал Константина» с изображением следующих сцен: «Битва между Константином и Максенцием на мосту Мильвио», «Дарение Рима», «Видение Креста» и «Крещение Константина»; «Комната Элиодора» с «Изгнанием Элиодора из Храма», «Встреча Святого Льва Великого с Атиллой», «Освобождение Святого Петра» и «Месса в Болсена»; «Комната Папского Суда» (Stanza della Segnatura) полностью совершенная Рафаэлем с 1508 по 1512 гг. с изображением нижеследующих сцен: «Диспут о Таинстве», «Афинская философская школа», «Парнас», «Требониан, вручающий Пандетты Юстиниану» и «Григорий IX, одобряющий Декреталии»; «Комната Пожара Борго» с фресками «Коронация Карла Великого», «Оправдание Льва III», «Битва при Остии» и «Пожар Борго».
Сикстинская Капелла (Cappella Sistina)
Сикстинская капелла, сооруженная между 1477 и 1480 гг., получила свое имя от папы Сикста IV делла Ровере (Sisto IV della Rovere), который приказал ее построить. Это - большой прямоугольный зал со сводчатым покрытием, художественная декорация которого относится к трем разным фазам. Первый цикл фресок был реализован с 1481 по 1483 гг. художниками Перуджино (Perugino), Боттичелли (Botticelli), Росселли (Rosselli), Гирландайо (Ghirlandaio), Пинтурикье (Pinturicchio), Пьеро ди Косимо (Piero di Cosimo) и Лука Синьорелли (Luca Signorelli) на стенах капеллы и изображает истории из жизни Моисея и жизни Христа; вторая фаза относится к 1508-1512 гг. и была реализована Микеланджело (Michelangelo) на своде капеллы с изображением Истории Человечества до пришествия Христа: выделяются сцены «Сотворение Человека», «Изгнание Адама и Евы из Рая», «Всемирный Потоп», а также многочисленные изображения Сивилл. Последняя фаза живописи была реализована Микеланджело с 1536 по 1541 гг. с изображением известнейшего «Страшного Суда» (Giudizio Universale) на стене над алтарем, где персонажи выделяются на ярко-синем фоне, с большим изображением в центре Христа-Судьи (Cristo Giudice).
Ватиканская библиотека (лат. Biblioteca Apostolica Vaticana)
Основана папой Николаем V в XV в., и с тех пор постоянно пополняется. Помещения библиотеки украшают фрески и картины итальянских мастеров (в том числе Гвидо Рени), одну из стен занимает римская фреска эпохи Августа. В настоящее время в библиотеке насчитывается примерно 60 тысяч манускриптов, 7 тысяч инкунабул, около миллиона печатных книг и более 100 тысяч гравюр и географических карт. Читальный зал располагается в Большом Сикстинском зале.
Собор Святого ПетраВ эпоху античного Рима это место между Тибром и двумя холмами - Яникул и Ватикан, было занято цирком Нерона. Здесь принял мученическую смерть и был захоронен Апостол Петр. При папе Анаклете на этом месте была построена небольшая базилика-усыпальница.
В 324 году император Константин заменил скромную усыпальницу на базилику в стиле, характерном для раннехристианских церквей Рима. Завершенная в 349 году Констанцием, сыном Константина, эта базилика со временем значительно обогатилась за счет щедрых даров пап и богатых жертвователей. Именно здесь, в этой базилике Константина, Карл Великий в 800 году принял корону из рук папы Льва III, а вслед за ним здесь же были коронованы императоры Лотарь, Людовик II и Фридрих III.
Тысячу лет спустя после ее основания базилика Св.Петра превратилась в руины, и только при папе Николае V, по совету Леона Баттисты Альберти, началось восстановление и расширение базилики на основе проекта Бернардо Росселино. В самый разгар строительства, когда началось возведение новой кафедры, все работы были прекращены в связи со смертью папы Николая V. И только в 1506 году при папе Юлии II строительные работы были возобновлены. Большая часть бывшей базилики была разрушена Браманте (получившим титул мастера-разрушителя), который решил построить здание заново в современном классическом стиле: то есть здание должно было иметь в плане греческий крест, по образцу Пантеона. За полвека в строительстве собора участвовали, сменяя друг друга, зодчие Фра Джокондо, Рафаэль, Джулиано да Сангалло Младший и, наконец, Микеланджело, который видоизменил проект Браманте, увеличив размеры собора и увенчав его огромным куполом.
Вслед за Микеланджело здесь работали такие мастера, как Виньола, Пирро Лигорио, Джакомо делла Порта и Доменико Фонтана, которые строго следовали принципам, завещанным Микеланджело. Затем, при папе Павле V, было решено вновь перепланировать здание базилики, вернувшись к идее латинского креста. С этой целью архитектор Карло Мадерна добавил с каждой стороны здания по три капеллы и продлил неф до размеров современного фасада, ставшего предметом конкурса проектов, в котором одержал победу Мадерна. Работы были начаты им в 1607 году и завершены в 1612 году. Для строительства потребовались "целые горы травертина из карьеров Тиволи".
Фасад собора поражает своими мощными формами, торжественной ритмикой коринфских колонн и пилястров центрального портала и боковых арок. Верх украшен девятью балконами. Венчающим элементом является традиционный аттик с балюстрадой, на которой возвышаются тринадцать огромных статуй Апостолов, Христа и Иоанна Крестителя.
И, наконец, над всем этим доминирует величественный купол с мощными нервюрами - творение Микеланджело. По обеим сторонам его расположены два меньших купола, венчающих капеллы Грегориана и Клементина, выполненные Джакомо Бароцци да Виньола.
Ватиканские дворцы
Ватиканские дворцы образуют один из самых великолепных монументальных архитектурных комплексов мира. Их строительство началось в XIV веке с целью создания папской резиденции, достойной их высокого статуса. Первоначальная резиденция пап находилась в Латеране, затем она была переведена в Авиньон. Григорий XI был первым папой, который обосновался в Ватикане; его преемники продолжили расширение и благоустройство дворцового комплекса. Так, при папе Александре V в 1410 году юыл построен "коридор", соединивший дворец с замком Сант-Анджело.
Но наибольший вклад в строительство и формирование комплекса роскошных дворцов был внесен папой Николаем V. Сердцем комплекса является, без сомнения, квадратное здание, окружающее Двор Паппагалло (попугая), над созданием которого работали такие знаменитые зодчие, как Леон Баттиста Альберти и Бернардо Росселлино. Капелла Никколина, посвященная Св.Стефану и Св.Лоренцо, украшена фресками Фра Анжелико.
Всемирно известная Сикстинская капелла, создана в 1473-1480 годах при папе Сиксте IV. Ее автором был архитектор Джованни де Дольчи, который для этой цели использовал бывшую Палатинскую капеллу. Папа Иннокентий VIII дал указание построить для себя небольшой дворец - Палаццетто, на самой высокой точке садов Бельведера. Дворец получил большую известность благодаря картинам Андреа Мантенья, которые были утрачены в процессе перепланировки дворца, предпринятой архитектором Браманте, и позднее при строительстве Музея Пио-Клементино во времена правления папы Пия VI.
Когда папа Александр VI обосновался во дворце Николая V, были вновь начаты работы по расширению папского двора, которые завершились возведением башни Борджиа, названной по имени рода, к которому принадлежал папа. Но наиболее значительные преобразования произошли одновременно с крупномасштабными градостроительными работами, предпринятыми папой-меценатом Юлием II, который поручил Браманте осуществление проекта по соединению дворцов Николая V и Иннокентия VII. В результате этого проекта возник Двор Бельведера, перспективу которого закрывает ниша Пирро Лигорио (1560 г.), которая заменила экседру с двумя лестницами, выполненную Браманте.
Ему же принадлежит проект Лоджий Двора Сан Дамазо, которые завершил и украсил фресками Рафаэль. Благодаря этим преобразованиям фасад папского дворца теперь выходит на площадь Святого Петра. Также во времена правления папы Юлия II, между 1509-1512 годами, Микеланджело выполнил фрески свода Сикстинской капеллы, а Рафаэль в 1508 году приступил к росписи Станц (парадных комнат), закончив эту работу в 1524 году.