2. Анализ творчества современных российских модельеров Библиографический указатель посвящён развитию моды и стиля с конца ХIХ до начала ХХI вв. и составлен в виде биобиблиографического справочника персоналий модельеров и дизайнеров костюма. Биографические справки на модельеров расположены в транскрипции русского алфавита. В биографическую справку входят: дата и место рождения модельера, написание фамилии и имени на языке страны, в которой он живёт и работает, этапы его жизни и творчества, иллюстративные материалы. Библиографические списки литературы заканчивают каждую статью и составлены в обратнохронологическом порядке.
Зайцев Вячеслав Михайлович (2 марта 1938 г.) — знаменитый российский модельер, художник, поэт. Перечислять его заслуги можно долго, поэтому остановимся лишь на некоторых: президент Московского Дома моды, член Союза художников РФ, заслуженный деятель искусств РФ, Лауреат Государственной премии, кавалер Ордена за «Заслуги перед Отечеством», лауреат Премии Президента России в области литературы и искусства по разделу «Дизайн», профессор, руководитель профессиональной школы моделирования одежды «Лаборатория моды», почетный гражданин городов Парижа и Иванова. Первопроходец в советской моде, он первым заговорил о красоте как образе жизни, совершив прорыв в мир западной моды, создал свой Дом Моды и первый Театр Моды в нашей стране.
Родился и вырос Вячеслав Михайлович в Иваново, в семье рабочих. Еще будучи ребенком увлекся рисунком. И это привело его в 1952 году в Ивановский химико-технологический техникум на факультет прикладного искусства, который в 1956 году он окончил с отличием по специальности «художник текстильного рисунка».
Париж болен телогрейками.
В техникуме будущий художник постигал азы живописи и графики. Рисовать приходилось много, «до изнеможения». «Я брал пластику у живописцев Древней Руси, у Феофана Грека и Андрея Рублева. У японских графиков — линию, четкую, лаконичную и в этой лаконичности многозначительную. Великие итальянцы дали мне чувство цвета. За три года я скопировал почти все миниатюры персидских художников, которые смог найти в наших музеях», — вспоминает модельер. В 1962 году он с отличием окончил Московский текстильный институт по специальности «художник-модельер».
После распределения Зайцев работал художественным руководителем на небольшой швейной фабрике Мособлсовнархоза в подмосковном городе Бабушкине. Простора для творчества здесь было немного. Предприятие специализировалось на выпуске рабочей одежды, и задачи перед модельером стояли вполне конкретные. Но эта работа не убила в нем энтузиазм, а лишь пробудила фантазию. Первая коллекция Зайцева была яркой и функциональной — цветные телогрейки и юбки из пестрых павловских шалей. И хотя эту коллекцию не выпустили «в тираж», фоторепортаж о ней опубликовало несколько зарубежных изданий.
В 1963 году в журнале «Пари Матч» появилась первая публикация о творчестве художника под названием «Он диктует моду в Москве», в которой была дана высокая оценка его исканиям.
В марте 1965-го Зайцев был принят на работу художественным руководителем экспериментально-технического цеха Общесоюзного дома моделей одежды (ОДМО) на Кузнецком Мосту в Москве. Первые его модели были «безумно экстравагантны, перегружены деталями и абсолютно неносимы. Я буквально задыхался от огромного количества наплывающих на меня эмоций», — вспоминает Вячеслав Михайлович. Понимание истины, провозглашенной некогда О. Уайльдом, — простота «есть последнее убежище полного сложностей человека» — пришло к художнику позднее.
В апреле того же года произошло знаменательное для Зайцева событие: он познакомился в Москве с Пьером Карденом, Марком Боаном («Кристиан Диор») и Ги Лярошем. Знаменитые французские модельеры с интересом отнеслись к своему русскому коллеге, о творчестве которого читали в «Пари Матч». Пьер Карден сказал тогда знаменательную фразу: «Иметь свой стиль — это огромное мужество в этом многообразном мире моды». Это высказывание Кардена стало для Зайцева ориентиром на всю жизнь.
Как художнику Вячеславу многое дало общение с природой, русский фольклор и русское искусство. Если поначалу западные журналисты называли его «Красным Диором» или «московским Сен-Лораном», то после появления первых моделей в русском стиле о нем стали писать как о модельере, нашедшем свой путь. «Наша древняя культура и удивительная гармония, соответствующая русскому духу, помогли мне освободиться от влияния французских модельеров», — пишет в своей книге Вячеслав Михайлович. В 1967 году в Москве прошел Международный фестиваль мод, который оказал огромное влияние на дальнейшее развитие всего советского моделирования. Коллекция Зайцева была встречена очень тепло, а за платье «Россия» он получил Гран-при. После чего целый ряд европейских и американских фирм предложили модельеру создавать для них коллекции. Это была первая большая победа!
В 1969-м Зайцев начал работать художником театрального костюма и сценографом, а также в кино. «Я делал в Театре сатиры “Женитьбу Фигаро”, в “Современнике” — “Вишневый сад” и “Анфису”. Работал во МХАТе со старейшей русской актрисой Марией Бабановой над спектаклем “Все кончено”. В кино довелось встретиться с Любовью Орловой, которая была совершенно исключительным человеком — благородным и добрым. Мы работали с ней в картине “Скворец и лира”. Это был ее последний фильм. С Клавдией Ивановной Шульженко довелось работать над ее юбилейным концертом в Колонном зале. С Эдитой Пьехой работали в течение восьми лет…», — вспоминает Зайцев.
"Мои приключения — это мои платья"
Работа художника — это постоянный поиск. «Мои самые увлекательные, самые страстные приключения — это мои платья. Я ими одержим. Они меня занимают, они мне никогда не дают покоя. Это мой ад и мой рай, мученье и радость моей жизни», — писал Зайцев. В 1972 году он назначен заместителем художественного руководителя ОДМО, а в 1973-м награжден медалью «За трудовую доблесть». После оглушительного показа 1978 года в Доме кино модельер мучительно размышляет о дальнейшем развитии. Наступил период переоценки ценностей. «Я ушел тогда из Дома моды, работал в ателье индпошива, а спустя три года при содействии министра Дуденкова смог организовать свой собственный Дом моды», — вспоминает Вячеслав Михайлович. В 1979 году Зайцев начинает преподавать на кафедре моделирования одежды факультета прикладного искусства Московского технологического института (ныне Академия сферы быта и услуг). В 2001-м он избран членом-корреспондентом Российской Академии художеств, а в 2002-м ему присвоена степень Доктора искусств.
В 1988 году сама мадам Карвен пригласила Зайцева в Париж для показа коллекции «Русские сезоны в Париже». Показ прошел с триумфом. Сам Жак Ширак присудил модельеру Золотую медаль. Быть названным Человеком Года в мире моды, стать Почетным гражданином Парижа — русский художник был удостоен такой чести впервые. На фестивале «Лучшие 5 модельеров мира», проходившем в Японии, Вячеслав Зайцев стал победителем. В 1992 году издательство «Новости» выпустило на английском языке книгу о Зайцеве «Ностальгия по красоте», а издательство «Имидж» — книгу его графики и стихов «Я всем обязан провиденью». В том же году фирма L’Oreal запустила в производство первые духи русского модельера — «Маруся» (Maroussia), а затем — и новую линию проекта Зайцева «Маруся» — кремы, лосьоны, дезодоранты, мыло. Это название имеет двойной смысл: духи Вячеслав Михайлович назвал в честь своей мамы Марии Ивановны, с французского Maroussia переводится как «моя Россия».
ТеаТатьяна Мокрушина – дизайнер Дома моды ANGEL. Татьяна - титулованная "Краса России – 98" и представительница России на конкурсе "Мисс мира – 98".
Татьяна была близка с миром моды с самого детства, сначала она наблюдала за тем, как шьет ее мама, затем участвовала в престижных конкурсах красоты и работала моделью в престижных агентствах в Париже, Милане и Токио. Все это время Татьяна мечтала о создании своей коллекции одежды, своего модного Дома. И ей удалось реализовать свой творческий потенциал, после того, как Татьяна oкончила престижную школу дизайнеров в Лондоне – Central Saint Martins College.
Так, преодолевая ступень за ступенью, Таня вплотную подошла к исполнению заветного желания. В 2008 году дизайнер Татьяна Мокрушина представила свою первую коллекцию бренда ANGEL.
Татьяну вдохновляет женская красота, грация, утонченность и элегантность.
Свою второю коллекцию Татьяна представила в октябре 2009 года на Volvo Fashion Week в Москве и получила одобрение критиков и экспертов мира моды.
"Polina Efimova" - это новое имя в российской fashion индустрии. Молодой дизайнер, пропагандирующий исключительно смелые идеи, нестандартные решения и индивидуальный подход. В вещах, созданных вручную, акцент делается на тщательно подобранные материалы и крой, что дает возможность по-настоящему ощутить уникальность и неповторимость каждой работы. В отличие от "потоковых" коллекций каждая вещь "живет" своей жизнью и обладает своим характером.
Работы с акцентом на нестандартный крой, не позволяют быть незамеченными. Благодаря высококачественному трикотажу, вещи не сковывают движений и выгодно подчеркивают достоинства фигуры. Одежда отшивается с высоким качеством исполнения и с особым вниманием к деталям и силуэту. Одежда "Polina Efimova" подчеркивает индивидуальность и раскрывает все грани персонального стиля обладателя. Торговая марка "Polina Efimova" нацелена на энергичных, успешных людей, желающих "не изменять" своей эксклюзивности в динамичном мире Мегаполиса. Марка "Polina Efimova" официально основана в 2009 году.
Выпускницы Новосибирской школы легкой промышленности имеют 9-летний опыт работы с частными клиентами, создание одежды от кутюр. В Новосибирске у них одевались, как роскошные it-gerl, так и известные личности в городе. Арину и Василису отличает быстрота и динамичность, прирожденное чувство вкуса и обожание моды, природное обаяние и трудоголизм.