Теперь в состав общины стали включать людей, принадлежащих другому роду. Тем не менее определяющую роль в каждой общине выполнял один определенный род, и в этом смысле община продолжала оставаться родовой, в большинстве своем материнской. Что касается современного человека, то он является результатом перехода от коммунальной общины к дуальной организации общины. Племя состояло из двух родов, и браки совершались между женщинами и мужчинами, которые принадлежали разным родам.
Появление дуальной организации племени было связано с матриархатом, который характеризовался доминирующим положением женщины. В общественном создании и ритуальных обрядах матриархат нашел отражение в культе богине-матери и других женских божествах. Женщина стала символом продолжения рода и плодородия. Утверждение женщины во главе рода и приоритет женских видов труда привел к изменению мировосприятия. Дуализм племени отразился на дуальном восприятии мира – дуализм неба и земли. Причем мать-земля имела приоритетное значение.
В период позднего палеолита происходит своего рода социальная инновация – исключение из брачных отношений близких родственников. Все происходящие изменения можно охарактеризовать как палеолитическую
10
революцию (здесь понятие «революция» означает коренное качественное изменение).
Развитие земледелия привело общество еще к одному важному явлению – к неолитической революции. Примерно с IX тыс. до н.э. на Ближнем Востоке начинается переход к производящему хозяйству, который можно назвать неолитической революцией. На европейском континенте первые следы производящей экономики относятся к рубежу VII – VI тыс. до н.э. (на юге Балканского полуострова). В VI – III тыс. до н.э. присваивающее хозяйство сменилось производящим.
Наметилось первое разделение труда – земледелие и скотоводство; возникают ремесла (прядение, ткачество, гончарное производство). Развитие скотоводства, плужного земледелия, металлообработки, ремесел подняло роль мужчин в хозяйственной деятельности, в обществе и семье. В результате возрастания роли мужчин осуществляется переход от матриархальных отношений к патриархальным. Этот переход повлек за собой переустройство уклада жизни, появлению новых традиций, норм, ценностей. Эпоха патриархата – это время разложения первобытного общества. Община превращается из первобытной в сельскую, соседскую.
11
3.Возникновение ранних форм культуры
Возникновение культуры было не единовременным актом, а длительным эволюционным процессом, не имеющим точной даты зарождения. Об истории культуры можно судить по памятникам материальной культуры, дошедшим до наших дней, но они молчат. Поэтому ученые археологи, этнографы, этнологи, антропологи, психологи могут только делать предположения, проводить сравнения с аналогами. Вместе с тем, имеются неопровержимые свидетельства, которые дошли до нас от далеких цивилизаций. Это письменные источники, в которых цивилизованные народы рассказывают о «варварах», которые доставляли им немало неприятностей. Поэтому время, о котором нет письменных источников, ученые называют доисторией.
Однако исключать дописьменный период из истории культуры нельзя, поскольку в то время были заложены основы культурного бытия человека. Именно в этот период происходит становление человека разумного (Homo sapiens), способного к абстрактному постижению мира, созидательной и разрушительной деятельности, то есть к созданию своей человеческой среды. У всех народов появилась возможность устной передачи информации с помощью живой речи.
Человек осваивает систему навыков, которая передается от одного поколения к другому и которую можно назвать передачей социального опыта. Иначе человек не научился бы осознанно пользоваться орудиями и огнем, строить жилье и совершенствовать среду своей жизнедеятельности.
В науке первобытную эпоху человечества называют каменным веком. В этот период орудия труда и оружие изготавливались в основном из камня, дерева и кости.
В эпоху палеолита человек научился изготавливать десятки типов каменных, костяных и деревянных орудий, строить искусственные жилища, стал прикрывать тело шкурами животных (появилась примитивная одежда).
12
Наконец, первобытный человек овладел огнем, то есть научился не только пользоваться природными загораниями, но и добывать огонь. В конце палеолита появились вкладыши из кремневых пластинок, украшения из рога и кости. Были изобретены рыболовный крючок, гарпун, игла, нож, жировой светильник с фитилем.
13
4.Ранние формы религиозных верований
Члены общины еще не выделяли себя из окружающей среды и все то, что их окружало, мыслилось ими как единое целое (территория обитания, люди, животные, растения). Люди считали себя тождественными природе и поэтому стремились переносить свои качества и свойства на природу. Так возникают представления, затем названные тотемизмом, анимизмом и магией.
Тотемизм (от индейск. «тотем» - род) - вера в то, что существует связь между родом и определенным видом животных или растений. Тотем считался «отцом» рода, старшим братом, который во всем помогает его членам. Каждый род имел свой священный центр, посвященный определенному тотему. Члены рода верили в то, что тотем может воплощаться в новорожденных и что, воздействуя на него, можно добиться изобилия растений и животных на их территории.
Анимизм ( от лат. anima – душа) был первоначальной формой религиозных верований. Одушевление природы, материальных объектов, вещей животных, вера в духовных существ – характерные черты первобытного восприятия мира. Вера в управляющие божества, подчиненных им духов, а так же в душу и будущую жизнь – это то, что впоследствии стало важнейшими элементами религии. Появление анимизма было значительным шагом в духовном развитии человечества. Анимистические представления сыграли большую роль в познании человеком себя как «части мира», но эти же представления позже стали основой для их превращения в религиозные догмы о бессмертии души, о «потустороннем мире».
Магия (от греч. mageia – колдовство) – вера в способность человека особым образом воздействовать на других людей, животных, растения, явления природы. Человек полагал, что с помощью магических приемов
14
(действий, слов) можно вызвать дождь, обеспечить успех в охоте, помочь больным людям. Со временем исполнителями магических приемов стали колдуны, знахари шаманы.
Фетишизм (от португ. – зачарованная вещь) – это направление мышления, стремившееся придать сверхъестественное значение природным вещам. Фетишами становились орудия труда, деревья, плоды, камни и т.д. Фетишам поклонялись, приносили жертвы, требовали от них выполнения тех или иных желаний в зависимости от того «типа» духов, который «вселился» в данный предмет. Этот предмет как бы противопоставлялся сознанию и наделялся особыми, то есть сверхъестественными свойствами, что отражало новый, более высокий уровень развития сознания человека и общества.
15
5.Наскальная живопись и миниатюрная скульптура
Геометрический орнамент
Из поколения в поколение передавалась техника изготовления орудий и некоторые ее секреты (например, то, что камень, раскаленный на огне, после остывания легче поддается обработке). Раскопки на местах стоянок людей верхнего палеолита свидетельствуют о развитии у них первобытных охотничьих верований и колдовства. Из глины они лепили фигурки диких зверей и пронзали их дротиками, воображая, что убивают настоящих хищников. Сотни вырезанных или нарисованных изображений животных они оставили также на стенах и сводах пещер. Археологи доказали, что памятники искусства появились неизмеримо позднее, чем орудия труда – почти на миллион лет.
Специалисты полагают, что жанры первобытного искусства возникли примерно в такой временной последовательности:
- каменная скульптура;
- наскальная живопись;
- глиняная посуда.
В глубокой древности для искусства человек использовал подручные материалы – камень, дерево, кость. Много позже, а именно в эпоху земледелия, он открыл для себя первый искусственный материал – огнеупорную глину – и стал активно применять ее для изготовления посуды и скульптуры. Бродячие охотники и собиратели пользовались плетеными корзинами – они удобнее в переноске. Глиняная посуда – признак постоянных земледельческих поселений.
Первые произведения первобытного изобразительного искусства относятся к Ориньякской культуре ( поздний палеолит), названной по пещере Ориньяк (Франция). С этого времени широко распространились женские фигурки из камня и кости. Если расцвет пещерной росписи наступил
16
примерно 10-15 тысяч лет тому назад, то искусство миниатюрной скульптуры достигло высокого уровня значительно раньше – около 25 тысяч
лет. К этой эпохе относятся так называемые «венеры» - фигурки женщин высотой 10-15 см, обычно подчеркнуто массивных форм. Подобные «венеры» найдены во Франции, Италии, Австрии, Чехии, России и во многих других районах мира.
Возможно, они символизировали плодородие либо были связаны с культом женщины-матери: кроманьонцы жили по законам матриархата, и именно по женской линии определялась принадлежность к роду, который почитал свою прародительницу. Женские скульптурки ученые считают первыми антропоморфными, т.е. человекоподобными изображениями.
И в живописи, и в скульптуре первобытный человек часто изображал животных. Склонность первобытного человека изображать животных именуют зоологическим или звериным стилем в искусстве, а за свою миниатюрность небольшие фигурки и изображения зверей получили название пластики малых форм.