Смекни!
smekni.com

Развитие греческой цивилизации (стр. 2 из 11)

1.2. Гомеровский и архаический периоды. 1100 - 500 гг. до н.э.

Последующую эпоху (XI–VIII вв. до н. э.) условно называют гомеровским периодом, так как к этому времени относятся события, описываемые в знаменитых эпических поэмах «Илиада» и «Одиссея», автором которых принято считать Гомера. Язык поэм – древнеионийский в своей основе – является памятником высокого поэтического стиля той эпохи. На отрезок времени в два с половиной столетия, с середины VIII в. до конца VI в. до н.э., приходится «архаический» период в истории Греции.

Существенной чертой его является быстрое поступательное развитие во многих географически обособленных местностях Эллады самоуправляющихся гражданских общин и последующие формирование на их основе рабовладельческих полисов – городов-государств с прилегающей сельскохозяйственной округой.

Это была также эпоха широкой территориальной экспансии греков, получившей название «Великая колонизация». Наиболее богатые города-государства основывали колонии на берегах Средиземного и Черного морей. Этому способствовало развитие мореходства. Многочисленные колонии были центрами распространения древнегреческой цивилизации среди местных народов. В эпоху колонизации сложилось общегреческое единство, общегреческий язык койнэ, постепенно вытеснивший местные диалекты. Окончательно он сформировался примерно в III в. до н. э.

Греки, называвшие себя эллинами, считали своими предками легендарного Эллина и его сыновей Эола, Дора и Ксуфа, а также внука Иона (сына Ксуфа). Эпические произведения Гомера, возникшие примерно в середине этого периода, свидетельствуют о долгом развитии поэтического творчества и о том, что основа греческой мифологии и религии имеет гораздо более древние корни: многие мифы восходят еще к крито-микенской цивилизации.

Вначале ранними греческими городами-государствами правили цари. С ростом и укреплением землевладельческой знати на смену монархиям пришли аристократии. Аристократы стремились удержать власть в своих руках и не спешили предоставлять политическое права другим классам, в частности буржуазии, богатство которой стало быстро возрастать с началом чеканки греками собственной монеты (около 640–620 до н.э.).

Приблизительно тогда же социальная и политическая напряженность привела к свержению во многих городах-государствах аристократии и к приходу к власти тиранов. Исключением явился дорийский город-государство Спарта, оставшийся под управлением аристократии. Многие тираны проявили себя как мудрые и способные правители: они поощряли литературу и искусство, украшали города общественными зданиями и способствовали развитию торговли и ремесел. Термин «тиран» часто указывал лишь на то, что данный правитель овладел властью незаконно, однако некоторые из этих лиц оказались тиранами в современном смысле слова.

Но тиранам VII-VI вв. до н.э. не удалось в конечном итоге решить проблемы, стоявшие перед архаическим греческим полисом, и тем самым упрочит свою власть. Это смогли сделать законодатели-реформаторы, заложившие основы античной демократии. Первым из них был солон, в 594 г. до н.э. отменивший долги и уничтоживший долговое рабство. Он же специальным законом ограничил размеры частных земельных владений и тем самым предотвратил исчезновение мелких и средних крестьянских хозяйств, распределил права и обязанности граждан сообразно их имущественному положению, создал суд присяжных. В ходе реформ проведенных Ксенофеном около 508 г. до н.э., было установлено новое административное деление, окончательно уничтожившее прежнее господство родовой знати.

1.3. Классический период. 500-300 г.г. до н.э.

К 500 до н.э. в большинстве греческих городов-государств утвердилась демократия, осуществлявшаяся в форме высшего суверенитета народного собрания всех свободных и полноправных граждан. Благодаря реформам Солона, жесткому правлению Писистрата и деятельности основоположника демократии Клисфена Афины стремительно развивались.

В 500 г. до н.э. полчища персов устремились на греческие города-поселения. Но спустя 10 лет при Марафоне, афиняне одержали победу над армией персидского царя Дария. А еще через десять лет в Саламинском проливе, греческий флот разгромил корабли Ксеркса, преемника Дария. В 479 г. до н.э. греки одержали блистательную победу над персами в битве под Платеями. Афины как сильнейший греческий полис из числа тех, что боролись с персами, создали Афинский морской союз, куда вошли государства островов Эгейского моря. Борьба Афин со Спартой за гегемонию в Греции привела к Пелопоннесской войне. В период с 431 по 404 гг. до н.э. свою гегемонию над всей Грецией установила Спарта, подчиненная суровым законам литургии (государственной денежной повинности богатых граждан), представляла собой только мощную военную силу. О ее жизненном укладе стоит рассказать подробнее.

Слава Спарты в исторических хрониках и в мире очень громка. Это был один из самых известных полисов Древней Греции, который не знал смут и гражданских потрясений, а его армия никогда не отступала перед врагом. Древние греки считали, что создателем Спартанского государства был законодатель Ликург, время жизни которого приходится примерно на первую половину VII века до нашей эры. Население Спарты по своему составу разделялось в то время на три группы: спартанцев, периэков и илотов. Спартанцы жили в самой Спарте и пользовались всеми правами гражданства своего города-государства: они должны были выполнять все требования закона и допускались ко всем почетным общественным должностям.

Большая часть земель Лаконии была в их распоряжении и возделывалась для них илотами. Чтобы владеть земельным участком, спартанец должен был выполнять два требования: в точности следовать всем правилам дисциплины и предоставлять определенную часть дохода для– общественного стола: ячменную муку, вино, сыр и т.д. Нарушение или невыполнение этих условий (по любым причинам) вело к потере прав гражданства. Все полноправные граждане Спарты, от мала до велика, должны были участвовать в этих обедах, причем никто не пользовался никакими преимуществами и привилегиями.

Периэков были свободными людьми, но они не были полноправными гражданами Спарты. Периэки населяли все города Лаконии кроме Спарты, которая принадлежала исключительно спартанцам.. Периэки разных городов были независимы друг от друга, и в то же время каждый из них находился в зависимости от Спарты.

Илоты составляли сельское население Лаконии: они были рабами тех земель, которые обрабатывали в пользу спартанцев и периэков. Илоты проживали и в городах, но городская жизнь не была характерна для илотов. Они могли иметь дом, жену и семью, продавать илота вне владений запрещалось. Некоторые ученые полагают, что продажа илотов вообще была невозможна, так как они являлись собственностью государства, а не отдельного лица.

Общественную жизнь спартанец начинал с семилетнего возраста, он уже не принадлежал своей семье: дети были отделены от родителей. Они воспитывались в особых отрядах (агелах), где за ними надзирали не только сограждане, но и специально приставленные цензоры. Детей учили читать и писать, приучали подолгу молчать, а говорить лаконично – кратко и четко. Гимнастические а спортивные упражнения должны были развивать в них ловкость и силу; чтобы в движениях была гармония, юноши должны были участвовать в хоровых плясках; охота в лесах Лаконии вырабатывала терпение к тяжким испытаниям. Недостаток в пище восполнялся не только охотой, но и кражей, так детей приучали и к воровству; но если кто попадался, то били нещадно – но не за кражу, а за неловкость.

Юношей достигнувших 16 лет подвергали очень суровому испытанию: у алтаря богини Артемиды: их жестоко секли, они же должны были молчать. Самый малый вскрик или стон способствовали дальнейшему наказанию: некоторые не выдерживали испытания и умирали.

Граждане Спарты представляли собой что-то вроде военного гарнизона, постоянно упражнявшегося и всегда готового к войне или с илотами, или с внешним врагом. Законодательство Ликурга приняло исключительно военный характер еще и потому, что то было время,, когда отсутствовали общественная и личная безопасность, отсутствовали вообще все начала, на которых зиждется государственное спокойствие.

Эллинская цивилизация достигла невиданных для Древнего мира высот и оказала огромное влияние на развитие всей европейской культуры. Достаточно сказать, что на основе греческого алфавита впоследствии возникли коптский, готский, славянский кириллический алфавиты и некоторые другие системы письма.

В середине IV в. до н. э. власть над греческими городами захватила македонская династия. Ее царь Филипп II одержал при Херонее победу над армией коалиции греческих городов (338 г.). Его сын Александр во главе могучей армии совершил поход в Персию. Победным маршем Александр прошел через Египет, Персию и завершил свой путь в Индии, создав вокруг своего имени множество легенд. Александр умер в Вавилоне в 323 г. до н.э.

Созданная им империя распалась, но важнейшие черты культуры пережили ее и вошли в историю других государств. В период эллинизма в Греции преобладали государства и союзы военизированного типа (Македония, Ахейский союз, Атолийский союз), оспаривавшие между собой власть над Грецией.

1.4 Эллинистический период. 300 до н.э. – 30 г.г.

Смерть Александра ускорила распад Великой Империи, который к тому моменту уже начался. Каждое из эллинистических государств представляет отдельный интерес для исследователя. По сравнению с идеалами демократии предшествующего периода, это время показывает нам как могут править государством военачальники армии Александра Македонского, которые поделили империю между собой: Антипатр взял Македонию и Грецию, Лисимах - Фракию, Антигон - Малую Азию, Селевк - Вавилонию, Птомелей- Египет. Душой эллинизма является дух предприимчивости и коммерции, связанный с экспансией греческой цивилизации в азиатский мир. В течение нескольких веков эллинистические государства сохраняли свою власть, но упадок, предопределивший римское завоевание, не обошел их стороной. Перед лицом римского агрессора первыми пали Македония и Греция в 148 году до н.э. Дольше всех до 30 г. до н.э. просуществовало Царство Птолемеев в Египте.